В Санкт-Петербурге разгорается скандал вокруг таможенного оформления импорта рыбной продукции. Депутат городского законодательного собрания Максим Резник просит губернатора Петербурга Георгия Полтавченко разобраться с Федеральной таможенной службой (ФТС) из-за введения ею упрощенного порядка прохождения таможни только для четырех компаний, в том числе группы «Русское море».
Как говорится в имеющемся у «Ъ» письме депутата, летом 2012 года ФТС издала два распоряжения N153-р и N183-р, согласно которым в отношении добросовестных импортеров рыбной продукции может применяться так называемая система зеленого коридора, подразумевающая упрощенный порядок проведения таможенного контроля, исключающий досмотр и проверку заявленной стоимости товара. Представителя законодательного собрания возмутило, что упрощенная процедура начала действовать в отношении только четырех компаний: ООО «Ультра Фиш», ООО «Профибизнес», ООО «Флайфиш», ЗАО «Русская рыбная компания» (входит в группу «Русское море» Геннадия Тимченко и Максима Воробьева). При этом, по данным, приведенным в обращении господина Резника, остальные 200 компаний—импортеров рыбы попали в черные списки ФТС. «В отношении них существенно участились случаи применения дополнительных мер таможенного контроля (досмотры, наблюдения, отборы проб и т. п.), что приводит к увеличению затрат по перемещению контейнеров внутри порта, их хранению и сверхнормативной аренде»,— говорится в обращении. Ставка за перемещение только одного контейнера в зону таможенного досмотра составляет около 10 тыс. руб.
По мнению парламентария, установленные ФТС условия включения организаций в список лиц, допущенных в зеленый коридор, содержат «весьма субъективные факторы». В частности, требуется обязательное наличие рекомендации от некоммерческого отраслевого объединения, отсутствие у компании штрафов на сумму более 250 тыс. руб. и зафиксированных случаев неверной классификации товара.
Далее в документе, который Максим Резник намерен сегодня утвердить на заседании законодательного собрания, он предостерегает власти от коррупции и роста потребительских цен. «В подобных условиях фактической монополизированности рынка рыбной продукции и недобросовестной конкуренции в интересах четырех компаний-импортеров все вышеуказанные издержки будут закладываться в стоимость товара, что в конечном счете приведет к резкому росту потребительских цен»,— предупреждает господин Резник. По его расчетам, масштаб коррупционных рисков, который ляжет на плечи рядового покупателя, будет исчисляться миллиардами рублей, поскольку, например, по сведениям Росстата, только за январь—август 2012 года общий объем импорта рыбной продукции в РФ составил 612,3 тыс. тонн и достиг 28% от всего объема рыбного рынка в России.
Депутат советует губернатору обратиться в ФТС для расширения перечня импортеров и предложить Северо-Западной транспортной прокуратуре провести проверку по фактам неправомерных действий в отношении импортеров, не получивших право на упрощение таможенных процедур.
В Северо-Западном таможенном управлении ситуацию вчера прокомментировать не смогли. Источники «Ъ» в таможне не исключают, что малоизвестные компании были включены в список, чтобы проверить реакцию рынка на предмет распоряжений ФТС, перед тем как запустить в зеленый коридор основного игрока.
В «Русском море» к ситуации отнеслись спокойно. «Решение, принятое почти год назад ФТС, принятая мировая практика облегчения таможенных процедур для крупных импортеров продукции»,— напомнил начальник управления по связям с общественностью группы «Русское море» Илья Власенко. По его мнению, предъявляемые к компаниям для включения в список участников зеленого коридора требования логичны. «Каких-либо трудностей с включением в список по упрощенной системе таможенного оформления у компаний, соответствующих требованиям ФТС, не возникало»,— настаивают в «Русском море».
Глава Рыбного союза Сергей Гудков сообщил, что союз в курсе ситуации и пока внимательно наблюдает, каким образом она повлияет на рынок. По его словам, ФТС уже расширила зеленый коридор, в который попали еще несколько крупных компаний: «Северная компания», «Агама», «Балтийский берег» и «Атлант Пацифик».
Источник: http://www.kommersant.ru/doc-y/2121186
Текст запроса: http://maximreznik.ru/?p=1773