Руководителем неформальной депутатской группы партии Михаила Прохорова «Гражданская платформа» в Законодательном собрании Петербурга будет исключенный из партии «Яблоко», депутат Максим Резник. Во время прямой связи со студией ДОЖДЯ он прокомментировал эту новость.
Лобков: Какой переворот вы совершили, и действительно можно ли говорить о том, что у партии Прохорова возникла своя фракция в петербургском Законодательном собрании?
Резник: Никакого переворота, конечно, нет, это результат длительного исторического отрезка в течение года с лишним. У меня есть глубокое убеждение, что важно, чтобы в Петербурге большое количество людей голосовали на президентских выборах за Михаила Прохорова, имели своё представительство и в городской, и в политической жизни, и в Законодательном собрании города. Это не фанаты Михаила Прохорова, это люди, которые голосовали за те убеждения, которые он защищал на этих выборах: за европейский выбор страны, за либерализацию политической жизни. После некоторых длительных консультаций, переговоров, встреч, в том числе и с самим Михаилом Прохоровым, мы приняли такое решение. Я считаю, что политически сегодня Петербургу это необходимо.
Лобков: Но ведь по закону фракция в парламенте городском может возникнуть только путём выборов по партийным спискам, а прохоровская партия не существовала, когда проходили выборы. Как это сочетается с законом, не могут вас выгнать и отобрать мандат?
Резник: Нет, Павел, это нормально сочетается с законом. Это будет не фракция, это будет депутатская группа, предусмотренная законом Законодательного собрания. Вопрос не в формальной юридической стороне дела, мы не собираемся выходить из фракции «Яблоко», потому что трудно выйти из того, чего фактически нет. Фракция «Яблоко» собралась всего один раз в декабре 2011 года, чтобы избрать своим руководителем господина Явлинского. Видимо, это была главная задача, которую он ставил перед собой. Фракции не существует фактически, да, юридически она существует, но ничто не мешает нам фактически и политически представлять интересы сторонников «Гражданской платформы», что мы и собираемся делать.
Лобков: А вас Явлинский не обвинил в измене? Он вообще не может вас наказать, исключив из партии, допустим?
Резник: А меня уже исключили из партии, после чего многие соратники покинули партию. Всё, что сделал здесь, с моей точки зрения, господин Явлинский — он разгромил петербургское отделение «Яблока». После этого здесь существует не петербургское «Яблоко», а петербургское отделение секты сторонников Явлинского.
Лобков: Известно ли мнение Явлинского по поводу вашего решения?
Резник: Мне не известно, и меня не интересует.
Лобков: А сколько вас вообще?
Резник: Вы имеете в виду депутатов или сторонников Михаила Прохорова?
Лобков: Тех, кто перешёл в «Гражданскую платформу», по сути дела создав первую в стране депутатскую группу этой партии.
Резник: Фракция «Яблоко» по итогам выборов состояла из шести депутатов, трое из них были изгнаны из партии, и трое будут представлять фактически и политически депутатскую группу сторонников «Гражданской платформы».
Лобков: Когда будут следующие выборы в Законодательное собрание Петербурга? И как вы будете на них идти?
Резник: Следующие выборы, скорее всего, пройдут по новой смешанной схеме, не только по партийным спискам, но и по округам мажоритарным, поэтому сейчас трудно говорить. Это случится нескоро ещё, более четырёх лет, я думаю, пройдёт до этих выборов. В России загадывать политически на такой длительный срок довольно сложно, но мы серьёзно нацелены на то, чтобы создать в Петербурге политическую силу, которая объединила бы людей, которые разделяют европейский выбор России, и которые хотели бы либерализации политической жизни. Я думаю, что такие шансы у нас есть, мы приложим к этому усилия, просто я не принадлежу к числу тех политиков и общественных деятелей, которые сидят и ждут, держат паузу. Я привык к активной работе, с этим связана вся моя политическая биография, поэтому не будем загадывать, но я буду всерьёз работать, как один из лидеров сторонников «Гражданской платформы».
Лобков: А из других фракций есть движения в вашу сторону?
Резник: Если говорить о депутатском взаимоотношении, то моё взаимоотношение как депутата и взаимоотношение двух моих коллег, которые также собираются участвовать в создании депутатской группе — нормальные рабочие отношения с разными фракциями. Но, наверное, близки мы по голосованиям внутри парламента с депутатами фракции «Справедливая Россия», там очень много ярких и достойных людей. Сейчас трудно говорить о том, будет ли расширяться наша депутатская группа. Я думаю, что политическая конфигурация законодательного собрания изменится ближе к выборам. Люди будут присматриваться, это естественно, будут смотреть, насколько серьёзные намерения у самого Михаила Прохорова, поскольку по этому поводу были сомнения, и у меня, кстати, тоже, наш разговор во многом эти сомнения развеял, это тоже являлось для меня аргументом, я привык людям доверять, в этом смысле сейчас трудно делать прогнозы. Мы просто должны работать, мы, как депутатская группа сторонников «Гражданской платформы», как региональное отделение политической партии, должны доказать своей работой, что мы нужны Петербургу. Тогда, я думаю, что число сторонников и в нынешнем Законодательном собрании увеличится.
Лобков: То есть закону это не противоречит, если в вашу депутатскую группу будут входить депутаты из других фракций, и их будут оставшиеся называть перебежчиками, допустим?
Резник: Каждый может считать, что он считает нужным для себя. Мы никуда не перебегали, нас выгнали.
Лобков: Ну, вы вербуете сторонников из других фракций?
Резник: Сейчас трудно об этом говорить, есть люди, которые близки по политическим взглядам, например, есть люди, которые действительно перебежали, это не в этом смысле, это в смысле примера, и были исключены из «Справедливой России» и перебежали в «Единую». Я плохо представляю, чтобы в нашей депутатской группе появились представители «Единой России». Что касается «Справедливой России», я не хочу выглядеть человеком, который кого-то переманивает, это личный, осознанный выбор человека. Я никуда не уходил, в том числе и мои коллеги никуда не уходили. Нас сделали беспартийными депутатами, после этого мы сделали выбор в пользу поддержки той политической силы, которую мы считаем адекватной интересам Петербурга.
Лобков: А кто был инициатором встречи, как она проходила? Кто начал первым?
Резник: После того, как я был исключён из партии «Яблоко» вместе с большим числом своих соратников, был звонок, мне позвонил Юрий Рыдник, который долгое время был бизнес-партнёром, как я понимаю, и товарищем Михаила Прохорова. Он вместе с другими представителями бизнеса встретился со мной, мы были с ним знакомы, правда, не очень тесно с ним общались. Он изложил мне то предложение, которое в итоге было реализовано в совместной работе, но не сразу. Мне было важно встретиться с самим Михаилом Прохоровым, мне было важно съездить в Москву и посмотреть, что из себя представляет комитет «Гражданской платформы», я специально поехал на то, что меня больше всего интересовало: на доклад Ирины Прохоровой по принципам политики «Гражданской платформы» в сфере культуры. Я считаю, что сегодня это единственная партия, которая внятно формулирует задачи России в этой сфере и имеет внятного спикера, я имею в виду Ирину Прохорову. Для меня, как для представителя Комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания, для человека, понимающего, что сегодня в Петербурге делается многое властями для разрушения культурного кода, много маркобесия, милоновщины. Для меня это было важно, это тоже послужило серьёзным толчок для выбора, который я сделал.
Лобков: А если говорить о финансовых ресурсах, которые есть у каждого депутата для того, чтобы он мог делать что-то в своём округе, ваше вступление в «Гражданскую платформу» усилило финансовую основу вашей деятельности в округе, от которого вы избирались?
Резник: Могу сказать совершенно определённо, Павел — ни одного финансового вопроса мы не обсуждали, меня этот вопрос интересует в самой последней степени. Меня интересует идеологическая, идейная составляющая, прозрачность политических перспектив и намерений. Меня интересует собственный взгляд на жизнь, а самое главное — меня интересует, что сегодня в интересах петербуржцев, и как я эти интересы понимаю. Конечно, я не думаю, что партия «Гражданская платформа» будет самой мало финансируемой партией в России, я это понимаю, но для меня это не является главным аргументом. Я считаю, что мы теперь эти вопросы можем обсуждать, после того, как мы решили политические вопросы. Здесь этот аргумент не работал и не был ключевым.