О принципах замещения госдолжностей глав районных администраций СПб

Запрос
депутата ЗС Резника Максима Львовича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 31 мая 2012 года № 204710-3

Глубокоуважаемый Георгий Сергеевич!

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 15 июня 2005 года № 302-34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» к лицам, замещающим государственные должности Санкт-Петербурга, в том числе отнесены главы районных администраций Санкт-Петербурга (пункты 4-8 раздела 2 Реестра государственных должностей Санкт-Петербурга).

Как следует из Вашего ответа от 26 марта 2012 года № 07-106/3474 на мой депутатский запрос о правомочности отнесения глав районных администраций Санкт-Петербурга не к категории государственных гражданских служащих, а к категории государственных должностных лиц, такое правовое положение глав районных администраций обусловлено необходимостью непосредственного исполнения полномочий руководителей самостоятельных (территориальных) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Названный правовой статус глав районных администраций Санкт-Петербурга позволяет им наравне с вице-губернаторами Санкт-Петербурга входить в состав Правительства Санкт-Петербурга и осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную исполнением публично-правовых обязанностей, возложенных на высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В этой связи, следует полагать, что требования к порядку назначения на должность и увольнения с должности глав районных администраций Санкт-Петербурга, как лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, должны соответствовать принципам публичности, ответственности, открытости и доступности общественному контролю и объективному информированию о результатах их деятельности.

Поэтому замещение государственной должности и увольнение с нее не должно основываться исключительно на отношениях служебной лояльности и сдержанности, поскольку может затруднить или сделать невозможной защиту публичных интересов, законности, конституционных прав и свобод граждан, включая отказ от исполнения неправомерных поручений, сообщение о коррупционных и других преступлениях, предложения о совершенствовании работы. В частности, это может иметь место в тех случаях, когда нарушение носит системный характер и в него намеренно или объективно вовлечены служащие (большая или влиятельная их часть) государственного органа, в котором осуществляется государственная служба, что побуждает их к противодействию мерам, предназначенным обеспечить публичный интерес, включая борьбу с коррупцией, замкнутостью, неэффективностью государственной службы.

В тоже время, как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 30 июня 2011 года № 14-П, недопустимо публичное выражение государственным служащим в адрес государственного органа или должностного лица, особенно вышестоящего, суждений и оценок в смысле похвальном и одобрительном, поскольку такие действия способствуют укоренению отношений личной преданности, бюрократической сплоченности, покровительства и внеслужебной зависимости нижестоящих служащих от вышестоящих.

Подобная практика подрывает авторитет государственной власти как непременное условие успешного решения возложенных на нее задач, связанных в том числе с защитой прав и свобод человека и гражданина, и тем самым создает препятствия для эффективного осуществления органами государственной власти своих полномочий, а следовательно, лишает государственную службу ее конституционного и практического смысла.

Так, например, 25 мая 2012 года был отправлен в отставку глава администрации Кировского района Санкт-Петербурга А.О.Кондрашов и назначен на эту должность заместитель главы администрации Красносельского района Санкт-Петербурга С.В.Иванов. При этом эти кадровые решения не были мотивированы, о недостатках одного руководителя и достоинствах другого жители Санкт-Петербурга никаким образом не были проинформированы.

С учетом изложенного, прошу Вас сообщить:

Какие принципы и основания для замещения государственных должностей Санкт-Петербурга — глав районных администраций Санкт-Петербурга и их освобождения от этих должностей являются первостепенными в деятельности Правительства Санкт-Петербурга?

Считаете ли Вы необходимым учитывать мнение депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, избранных от территории соответствующего района Санкт-Петербурга, при назначении и освобождении от должности главы районной администрации, и если да, — то в какой форме возможен подобный учет (согласование)?

 

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича
депутату ЗС Резнику М.Л.
от 8 июня 2012 года № 204710-3

Уважаемый Максим Львович!

Рассмотрев Ваш запрос от 31.05.2012 № 204710-3, сообщаю следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга является Правительство Санкт-Петербурга, возглавляемое высшим должностным лицом Санкт-Петербурга — Губернатором Санкт-Петербурга. Губернатор Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 43 Устава Санкт-Петербурга, представляет на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга кандидатуры для согласования назначения на должности вице-губернаторов Санкт-Петербурга.

Предложения Правительству Санкт-Петербурга о назначении на должность и об освобождении от должности глав администраций районов Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном в абзаце четвертом пункта 5.6 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100, вносит вице-губернатор Санкт-Петербурга — руководитель Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.

Глава администрации района Санкт-Петербурга согласно пункту 4,.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 №1078, назначается на должность и освобождается от должности правительством Санкт-Петербурга по представлению вице-губернатора Санкт-Петербурга – руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.

Таким образом, при реализации действующего законодательства Санкт-Петербурга соблюдается принцип публичности.



comments powered by Disqus