О необходимости упорядочения процедуры предоставления субсидий из бюджета СПб юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг

Запрос
от группы депутатов ЗС Вишневского Бориса Лазаревича, Галкиной Ольги Владимировны,
Нотяга Вячеслава Онуфриевича и Резника Максима Львовича

Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 26 апреля 2012 года № 203565-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Коль скоро бюджетное законодательство в силу статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, именно законом субъекта Российской Федерации о бюджете должны быть установлены случаи и порядок предоставления субсидий.

Однако Закон Санкт-Петербурга от 26 октября 2011 года № 658-120 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее — Закон Санкт-Петербурга) не предусматривает случаи и порядок предоставления названных субсидий.

Пункт 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга, устанавливающий, что условия и порядок предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга определяется Правительством Санкт-Петербурга, противоречит нормам бюджетного законодательства и не соответствует общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности и определенности правового регулирования.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 февраля 2012 года № 89 утвержден Порядок предоставления в 2012 году субсидий некоммерческим организациям в целях возмещения затрат по реализации социальных заказов и выполнению общественно-полезных программ, в соответствии с которым:

в целях предоставления субсидий между организациями проводится конкурсный отбор на право получения субсидий (пункт 8);

определены условия получения субсидий — социальный заказ или общественно- полезная программа по осуществлению социально-бытовой, реабилитационной, в том числе социально-психологической и социально-педагогической помощи в нестационарных условиях (пункт 2).

В соответствии с данным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга предоставляет субсидии некоммерческим организациям на общую сумму 94,2 млн.рублей (пункт 25.99 приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга).

Вместе с тем, помимо названных расходов в разделе 25 приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга указаны расходы на предоставление субсидий иным 80 некоммерческим организациям, например:

Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Адмиралтейский союз» — 3 млн.рублей;

Региональной общественной организации «Петербургский союз пенсионеров» — 49,8 млн.рублей;

Благотворительному фонду «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» — 6 млн.рублей;

Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Солнечный ветер» — 3 млн.рублей;

Санкт-Петербургскому городскому отделению Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» — 29,5 млн.рублей;

Благотворительному фонду «Шаг навстречу» -15 млн.рублей;

Санкт-Петербургской региональной общественной организации социальной поддержки и обеспечения широкого доступа к культуре и спорту населения «Вива» — 2 млн.рублей;

Региональному общественному фонду «Ульянка» — 7 млн.рублей;

Санкт-Петербургскому общественному фонду «Воин» — 24 млн.рублей;

Санкт-Петербургской общественной организации «Эдельвейс» — 5 млн.рублей;

Автономной некоммерческой организации «Мужчины XXI века» — 50 тыс.рублей;

Некоммерческому партнерству «Творческий союз Аппозиция» — 6 млн.рублей.

С учетом вышеизложенного просим Вас сообщить:

1. Считаете ли Вы необходимым внести изменения в статью 22 Закона Санкт- Петербурга от 26 октября 2011 года № 658-120 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в части определения условий и порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг из бюджета Санкт- Петербурга?

2. В соответствии с какой конкурсной процедурой и по каким критериям были отобраны и включены в бюджет Санкт-Петербурга в качестве получателей субсидий из бюджета Санкт-Петербурга некоммерческие организации, перечисленные в разделе 25 приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 26 октября 2011 года № 658-120 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»?

3. Считаете ли Вы необходимым внести изменения в Закон Санкт-Петербурга от 26 октября 2011 года № 658-120 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в части включения всех расходов по предоставлению субсидий некоммерческим организациям в состав единой целевой статьи 5140408 «Субсидии некоммерческим организациям на возмещение затрат по реализации социальных заказов и выполнению общественно-полезных программ»?

 

Ответ
вице-губернатора Санкт-Петербурга Вязалова Сергея Юрьевича
группе депутатов Вишневскому Б. Л., Галкиной О. В., Нотягу В. О., Резнику М. Л.,
от 24 мая 2012 года № 203565-3

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев по поручению Губернатора Санкт-Петербурга депутатский запрос от 26,04.2012 №203565-3 по вопросам предоставления субсидий некоммерческим организациям и необходимости внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее — депутатский запрос), сообщаю следующее.

По пункту 1 депутатского запроса

Согласно пункту 1 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» органы государственной власти в соответствии с установленными указанным Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами установленных данной нормой видов деятельности.

Пунктом 3 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определены формы оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, одной из которых является оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно пункту 2 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами в Санкт-Петербурге был принят Закон Санкт-Петербурга от 23.03.2011 № 153-41 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге».

Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2011 № 153-41 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге» определено, что оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга путем предоставления субсидий.

Субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с осуществлением ими на территории Санкт-Петербурга деятельности, виды которой указаны в статье 1 названного Закона Санкт-Петербурга.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета Санкт-Петербурга устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

Предоставление субсидий некоммерческим организациям регулируется статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (а не статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации как следует из депутатского запроса).

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, правовые основания для внесения изменений в статью 22 Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в части определения условий и порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг из бюджета Санкт- Петербурга отсутствуют.

По пункту 2 депутатского запроса

В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2011 № 153-41 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге» в Санкт-Петербурге оказывается поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с их учредительными документами установленных названной нормой видов деятельности.

В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2011 .N» 153-41 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге» предоставление за счет средств бюджета Санкт-Петербурга субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям допускается в случаях, установленных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период.

В силу статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

Требования конкурсной процедуры отбора или требования к критериям отбора социально ориентированных некоммерческих организаций при предоставлении им за счет средств бюджета субсидий законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга не установлены.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о порядке организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2011 № 1451 «О мерах по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге» при отборе социально ориентированных некоммерческих организаций учитывались тенденции и проблемы развития социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге; основные направления государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; размер финансовых потребностей, необходимых для реализации указанных направлений.

По пункту 3 депутатского запроса

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, в целях, определенных указанной нормой, в том числе и в целях поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции определены как предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно положениям пункта 3 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» государственная преференция в целях, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется, в том числе на основании законов субъектов Российской Федерации о бюджете, содержащих, в том числе ее конкретного получателя.

В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2011 № 153-41 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге» предоставление за счет средств бюджета С’анкт-Петербурга субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям допускается в случаях, установленных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что законодательство Российской Федерации и законодательство Санкт-Петербурга допускает возможность предоставления государственной преференции конкретным получателям на основании законов субъектов Российской Федерации о бюджете, внесение изменения в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в части включения всех расходов по предоставлению субсидий некоммерческим организациям в составе единой целевой статьи 5140408 «Субсидии некоммерческим организациям на возмещение затрат по реализации социальных заказов и выполнению общественно-полезных программ» представляется нецелесообразным.



comments powered by Disqus