О возможности выплаты компенсаций в досудебном порядке гражданам, пострадавшим в ходе участия в мирных собраниях с 5 по 7 марта 2012 года

Запрос
депутата ЗС Резника Максима Львовича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 15 марта 2012 года  № 202132-3

Глубокоуважаемый Георгий Сергеевич!

Как Вам известно, 5 марта 2012 года в 19 часов у дома 6 по Исаакиевской площади (Мариинского дворца), в ходе встречи депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от фракций «Коммунистическая партия Российской Федерации» и «ЯБЛОКО» с жителями Санкт-Петербурга сотрудники полиции не только создали все условия для воспрепятствования в осуществлении депутатами Законодательного Собрания Санкт- Петербурга своих полномочий, но и осуществили задержание как депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Б.Л.Вишневского, И.И.Комоловой, В.О.Нотяга, М.Л.Резника, так и пришедших с нами на встречу граждан (свыше 500 человек).

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина; деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан; сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

В нарушение названных норм федерального законодательства, в отсутствие законных оснований, без объяснения причин сотрудники полиции с неоправданной жестокостью, чрезмерным применением физической силы, в грубых формах, унижающих личность и человеческое достоинство, заталкивали граждан в транспортные средства полиции. Причем задержания производились на протяжении нескольких часов (до 22 часов включительно) вне зависимости от истинных целей пребывания конкретного гражданина в районе Исаакиевской площади.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П, административное задержание представляет собой лишение свободы в смысле статьи 22 Конституции Российской Федерации и подпункта «с» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: положение лица, к которому применяется такое административное задержание в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связано с принудительным пребыванием в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами.

В этой связи доставление и задержание должны носить краткосрочный характер, поскольку целью данных обеспечительных мер является составление протокола об административном правонарушении, и после достижения поставленной цели применение этих мер должно быть прекращено.

Несмотря на это, даже после составления протоколов об административных правонарушениях сотрудники полиции неправомерно ограничивали права граждан на свободу, удерживая их на протяжении двух суток в недопустимых условиях содержания в неприспособленных помещениях и транспортных средствах.

В соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, должно рассматриваться немедленно.

Однако вследствие неудовлетворительной организации работы мировых судей Санкт- Петербурга граждане, задержанные 5 марта 2012 года, несколько суток в транспортных средствах и помещениях полиции в условиях лишения физической свободы дожидались судебного рассмотрения составленных в отношении их протоколов об административных правонарушениях.

При этом все граждане, подверженные административному задержанию сотрудниками полиции 5 марта 2012 года, были освобождены мировыми судьями Санкт-Петербурга, и ни один из них не был подвергнут административному аресту.

Следует отметить, что административное задержание граждан в ходе их участия в мирных собраниях, их длительное содержание под стражей в нечеловеческих условиях сотрудниками правоохранительных органов в Санкт-Петербурге, организационная волокита в судебных участках мировых судей Санкт-Петербурга стали приобретать спланированный характер и использоваться, как главное средство незаконного давления на этих граждан и их запугивания в целях исключения из дальнейшего участия в отстаивании своих конституционных прав и свобод.

Особенно вопиюще несправедливыми и недопустимыми действия должностных лиц Санкт-Петербурга по запрету и разгону мирного собрания граждан, длительному содержанию под стражей в нечеловеческих условиях и судебной волоките выглядят на фоне мер, предпринятых органами власти города Москвы в аналогичной ситуации 5 марта 2012 года (было согласовано проведение акции на Пушкинской площади в центре Москвы, все задержанные после акции были незамедлительно отпущены из отделов полиции в течение трех часов после составления протоколов и вручения судебных повесток).

Первопричиной столь грубого и массового за всю историю Санкт-Петербурга нарушения прав и свобод граждан стали незаконные действия председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Л.П.Богданова и вице-губернатора Санкт-Петербурга В.В.Тихонова, которые запретили проведение мирной встречи жителей Санкт-Петербурга с депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 5 марта 2012 года на Исаакиевской площади.

Этими же должностными лицами было проявлено недопустимое бездействие по выполнению возложенных на них в силу Закона Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 года № 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга» обязанностей по надлежащему организационному и материально-техническому обеспечению мировых судей Санкт- Петербурга.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года № 149-0-0 разъяснен порядок применения статьи 53 Конституции Российской Федерации, статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении возмещение вреда гражданину при применении в отношении него мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях (доставление и задержание). Согласно названному Определению в целях реализации гражданско-правовой защиты конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность вред возмещается гражданину независимо от вины должностных лиц соответствующих органов дознания или суда. Следовательно, все граждане, задержанные 5 марта 2012 года на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, лишенные физической свободы, принудительно доставленные в отделы полиции и судебные участки мировых судей Санкт-Петербурга, имеют право на получение компенсации по возмещению вреда за счет бюджетных средств.

Как мне стало известно, в настоящее время гражданами, потерпевшими от незаконных действий сотрудников полиции и мировых судей Санкт-Петербурга с 5 по 7 марта 2012 года по задержанию, доставлению, содержанию под стражей и длительному нерассмотрению дел в судах, подготавливаются сотни исков в районные суды Санкт-Петербурга с требованиями возмещения причиненного им вреда за счет бюджетных средств Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Таким образом, теперь уже федеральной судебной системе придется принять на себя дополнительную существенную нагрузку и ответственность за выплату компенсации гражданам, пострадавшим вследствие незаконных действий и бездействия должностных лиц Правительства Санкт-Петербурга.

Насколько мне известно, в Санкт-Петербурге существует практика выплаты из средств резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга компенсаций в виде единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций.

С учетом вышеизложенного, прошу Вас сообщить:

1. Считаете ли Вы возможным в досудебном порядке за счет средств бюджета Санкт- Петербурга выплатить компенсацию всем жителям Санкт-Петербурга, пострадавшим вследствие назаконных действий вице-губернатора Санкт-Петербурга В.В.Тихонова, председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт- Петербурга Л.П.Богданова, сотрудников полиции и мировых судей Санкт-Петербурга, связанных с организацией и проведением мирного собрания граждан и встречи с депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга 5 марта 2012 года?

2. Считаете ли Вы возможным установить размер компенсации указанным гражданам из расчета 1000 рублей за каждый час с момента задержания и до момента освобождения в зале судебного заседания мирового судьи Санкт-Петербурга?

 

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича
депутату ЗС Резнику М. Л.
от 22 марта 2012 года № 202132-3

Уважаемый Максим Львович!

Рассмотрев Ваш запрос от 15.03.2012 № 202132-3, сообщаю следующее.

Основанием для возмещения гражданам вреда за счет казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации могут являться установленные в законном порядке нарушения со стороны государственных органов либо должностных лиц этих органов.

Нарушений в действиях должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга правоохранительными органами не выявлено.

05.03.2012 в ходе митинга на Исаакиевской площади сотрудники полиции Санкт-Петербурга действовали в целях обеспечения безопасности граждан и обеспечения общественного порядка в Санкт-Петербурге.

В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» действия (бездействие) сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Сроки рассмотрения дел мировыми судьями относятся к вопросам отправления правосудия и выходят за рамки полномочий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Санкт-Петербурга.



comments powered by Disqus