Об акции у здания Мариинского дворца, состоявшейся 5 марта с.г.

Запрос
от группы депутатов ЗС Явлинского Григория Алексееивича,
Вишневского Бориса Лазаревича, Галкиной Ольги Владимировны,
Кобринского Александра Аркадьевича, Нотяга Вячеслава Онуфриевича
и Резника Максима Львовича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 15 марта 2012 года  № 202127-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

05 марта 2012 года у здания Мариинского дворца, в котором располагается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в 19 часов должна была состояться встреча депутатов Законодательного Собрания из фракции «ЯБЛОКО» с жителями Санкт-Петербурга. Ранее, в 18 часов на этом же месте должна была состояться встреча депутатов Законодательного Собрания из фракции КПРФ с жителями.

Однако, сотрудники полиции, объявив происходящее «несанкционированной публичной акцией, запрещенной Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности», грубо воспрепятствовали депутатам Законодательного Собрания в проведении встречи с гражданами. Были задержаны как депутаты Законодательного Собрания Б.Л.Вишневский, В.О.Нотяг, М.Л.Резник, И.И.Комолова, так и пришедшие с ними на встречу граждане (свыше 500 человек).

После доставления задержанных граждан в отделения полиции, и составлении в отношении них протоколов об административных правонарушениях по ст.ст. 20.2 и 19.3 КоАП РФ, все они были оставлены там до утра 6 марта, а потом перевезены в мировой суд для рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Подавляющее большинство задержанных были доставлены в судебный участок № 40, где один мировой судья в принципе не мог в разумное время рассмотреть все административные дела. В результате часть граждан оставалась в статусе задержанных до 7 марта с.г., а несколько человек — даже до вечера 8 марта. При этом они содержались в недопустимых условиях — либо в неприспособленных помещениях, либо в транспортных средствах полиции, часами ожидая рассмотрения дел в мировом суде.

Полагаем, что действия полиции, которые, по нашему мнению, привели к массовому нарушению прав граждан, были фактически предопределены действиями подчиненного Вам Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, запретившего проведение встречи депутатов 3аконодательного Собрания с гражданами и объявившего ее несанкционированной (несогласованной) публичной акцией.

В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в конституционно-правовом смысле, приданном ему Конституционным Судом РФ (определение от 2 апреля 2009 года № 484-О-П). орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, — он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и содержать веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, в том числе рациональной организацией деятельности органов власти. Органы публичной власти вправе предложить вариант проведения публичного мероприятия, который делает возможным достижение целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.

Нам известно, что на встрече с депутатами Законодательного Собрания граждане намеревались, — в соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», — свободно выразить и сформировать свои мнения, и выдвинуть требования политического свойства, связанные с нарушениями федерального законодательства, допущенными избирательными комиссиями при проведении выборов Президента РФ 4 марта 2012 года.

При этом в ходе публичного мероприятия предполагалось наличие обратной коммуникативной связи, как прямой (с депутатами Законодательного Собрания), так и опосредованной (через СМИ), а также между участниками публичного мероприятия и теми субъектами, которым оно было адресовано (членами Санкт-Петербургской избирательной комиссии).

Указанные правомерные цели возможно было достигнуть исключительно на Исаакиевской площади перед Мариинским дворцом, в котором располагается Санкт-Петербургская избирательная комиссия, и только 5 марта 2012 года — в день утверждения итогов голосования и рассмотрения жалоб на допущенные в ходе него нарушения. В связи с этим, указанные действия Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности рассматриваются нами как незаконные и нарушающие права граждан, гарантированные Конституцией и законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Устава Санкт-Петербурга, при вступлении в должность Губернатор Санкт-Петербурга приносит присягу следующего содержания:

«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Санкт-Петербурга уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы. Устав Санкт-Петербурга и законы Санкт-Петербурга, всеми силами способствовать процветанию города и повышению благосостояния его жителей».

Учитывая, что неправомерные и немотивированные отказы в согласовании публичных акций, приводящие впоследствии к многочисленным задержаниям участвующих в них граждан, стали в Санкт-Петербурге за последние годы постоянными, просим Вас сообщить:

1. Известно ли Вам, кто дал указание о направлении подразделений ОМОН на Исаакиевскую площадь 5 марта 2012 года?

2. Считаете ли Вы, что использование подразделений ОМОН (в том числе, для задержания мирных граждан) соразмерно якобы имевшейся в указанной ситуации общественной опасности?

3. Намерена ли Администрация Санкт-Петербурга прекратить препятствовать гражданам в реализации их конституционного права на свободу мирных собраний?

4. К какой ответственности будут привлечены должностные лица Администрации Санкт-Петербурга, допускающие постоянные нарушения конституционного права граждан на свободу мирных собраний?

 

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича
группе депутатов ЗС Явлинскому Г. А., Вишневскому Б. Л., Галкиной О. В.,
Кобринскому А. А., Нотягу В.О. и Резнику М. Л.
от 22 марта 2012 года № 202127-3

Уважаемые депутаты!   

Рассмотрев ваш запрос от 15.03.2012 № 202127-3, сообщаю следующее.

В Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности поступали уведомления от двух групп граждан и Санкт-Петербургского городского комитета Коммунистической партии Российской Федерации о проведении 05.03.2012 митинга на Исаакиевской площади.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ) Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности организаторам публичных мероприятий были направлены мотивированные предложения об изменении места проведения публичного мероприятия с указанием конкретных альтернативных мест: площадь академика Сахарова, Пионерская площадь, площадь Ленина.

Сведения о проведении 05.03.2012 на Исаакиевской площади встреч депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга с избирателями в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга не поступали и до полиции Санкт-Петербурга не доводились.

Порядок проведения встреч депутатов законодательных органов государственной власти с избирателями Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ не регулируется.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не было согласовано изменение по его мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Место проведения публичного мероприятия, намеченного на 05.03.2012, организаторами в установленном законом порядке согласовано не было. В то же время, имея достоверную информацию об отсутствии согласования места проведения митинга на Исаакиевской площади, организаторы публичного мероприятия через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации вели агитацию среди населения Санкт-Петербурга с призывом прибыть на Исаакиевскую площадь для участия в митинге, посвященном итогам выборов Президента Российской Федерации, тем самым создавая условия для массовых нарушений общественного порядка.

Так, в целях причинения вреда техническим средствам полиции и самим полицейским была брошена бутылка с зажигательной смесью в автомобиль полиции. Благодаря оперативным действиям сотрудников полиции удалось избежать пожара и причинения вреда как сотрудникам полиции, так и собравшимся гражданам. Зажигательная смесь была изготовлена заблаговременно, что указывает на наличие у отдельных участников акции умысла на совершение противоправных действий.

В целях обеспечения безопасности граждан, общественного порядка и своевременного реагирования на нарушения общественного порядка в ходе митинга 05.03.2012 Главное управление Министерства внутренних дел по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области работало в усиленном режиме, что предполагает привлечение к несению службы дополнительных подразделений полиции, в том числе и Отряда милиции особого назначения.

Одновременно сообщаю, что по информации, представленной Главным управлением Министерства внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга сотрудниками полиции не задерживались, в органы внутренних дел не доставлялись, протоколы о совершении ими административных правонарушений не составлялись.

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга не препятствуют гражданам в реализации их конституционного права на свободу мирных собраний, однако проведение публичных мероприятий должно осуществляться в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга.

Действия должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга осуществлялись в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» действия (бездействие) сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.



comments powered by Disqus