На осень намечен Марш в защиту Петербурга – первый при губернаторе Полтавченко. С 2007 по 2011 годы градозащитные марши проходили под лозунгами против уничтожения исторического центра и строительства «Охта центра». В 2013 году тематика расширилась: в список городских угроз попали нелегальные мигранты, повальная автомобилизация и бездействующая полиция.
Угроза №1: уничтожение памятников Охтинского мыса. «Проблема актуальна, потому что не прекращается «война» за памятники и эту территорию. Но сейчас противодействие уничтожению, к сожалению, не та идея, которая наберет критическую массу сторонников», — говорит руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. С ним согласен и координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов: «Собственником остается «Газпром», и он хотел бы эту территорию застроить. Позиция археологов противоположная: надо сохранять. Городское руководство держит нейтралитет. Пока никакое решение не принято. На мой взгляд, нерационально и глупо было бы застраивать такое уникальное место банальным жильем или унылыми коробками бизнес-центров».
Инициатор Марша 2013 Ольга Андронова подтверждает: угроза застройки мыса более чем реальна. «Многие считают, что мы отстояли территорию. Но это не совсем так. Желание построить там элитное жилье никуда не исчезло».
Угроза №2: застройка садов и скверов. «Это уходящая тема, и Маршем её можно было бы проводить. Сейчас гораздо более актуальна тема сохранения природных комплексов внутри Петербурга, — говорит Александр Карпов. — С другой стороны, осенью в Законодательном собрании рассмотрят закон о внесении изменений в ЗНОП (зеленые насаждения общего пользования), будет много лоббизма, направленного на то, чтобы освободить территории под застройку. Однако это и реальный шанс исправить ошибки при корректировке ЗНОП в 2010 году». Проблема застройки не исчезла — не соглашается с Карповым Дмитрий Литвинов: «Некоторые конфликты находятся в активной фазе. До сих пор по адресу пр. Науки, 44 на месте детской площадки хотят построить магазин. Регулярно возникают конфликты вокруг строительства культовых учреждений в парках». Депутат ЗакСа Максим Резник напоминает, что за последние полгода были громкие конфликты вокруг планирующегося строительства церквей в парке Малиновка (Красногвардейский район) и на Долгоозерной улице (Приморский район). Впрочем, все эксперты соглашаются, что проблема застройки садов сейчас не так масштабна, как в середине 2000-х.
Угроза №3: реновация исторического центра. Реновировать, напомним, собираются территории «Конюшенная», «Северная Коломна – Новая Голландия». Местные жители опасаются, что их переселят куда-нибудь в Колпино на веки-вечные. Дмитрий Литвинов говорит, что как идея программа реновации не угроза, а благо. Угрозой может стать претворение программы в жизнь. «Проблема, прежде всего, связана с недостатком информации по этой программе. Хотя сама по себе идея — ремонтировать дома и затем возвращать в них жильцов — здравая. Но у нас все ждут подвохов: сносов вместо ремонтов».
Угроза №4: изменение природных ландшафтов намывами. Помимо намыва в Сестрорецке (к 2029 году здесь планируют построить малоэтажный жилой район площадью 3,5 млн кв. метров, а также коммерческие и социальные объекты) это еще пять территорий, карту которых мы публиковали в апреле. Эксперты сходятся во мнении, что угроза серьезная: это не только потери красивых пейзажей, но и риски для экологии. Осенью ЗакС должен рассмотреть в окончательном чтении закон, согласно которому решение об утверждении намывов будет принимать Смольный.
Угроза №5: сносы исторических зданий. По оценкам градозащитников, при Полтавченко сносят меньше таких домов, чем при Матвиенко. Однако и при нынешнем губернаторе Петербург потерял знаковые здания, например, дом Рогова, годовщина уничтожения которого отмечалась на днях. «До идеала нам далеко, но с серединой 2000-х сравнить нельзя: тогда была строительная вакханалия, на одном только Невском мы потеряли шесть домов», — вспоминает Дмитрий Литвинов.
Угроза №5: реновация новых кварталов, перешедшая в уплотнительную застройку. Градозащитники соглашаются, что проблема острая: в пример они приводят реновируемый квартал в Ульянке, где вырубили внутриквартальные скверы, на месте которых строят дома. «Районы превращаются в каменные джунгли», — говорит Дмитрий Литвинов.
Угроза №6: переезд Военно-медицинской академии и 31-й больницы. Сейчас конфликты вокруг этих учреждений утихли: горожан успокоили обещаниями не трогать ВМА и 31-ю. Но, по информации Александра Карпова, в отношении ВМА угроза остается актуальной: «Одобрено внесение изменений в Генплан касательно Горской — для проектирования современного медицинского центра. Зачем его проектировать, если не собираются переносить ВМА — большой вопрос».
Угроза №7: превращение центральных улиц и площадей в автостоянки. Выход — строительство велосипедной инфраструктуры. Максим Резник и Александр Карпов с проблемой и методом ее решения согласны. Дмитрий Литвинов говорит: он убежденный противник велосипедизации. «В нашем городе каждый день ездить на работу из спальных районов в центр готовы единицы. Велосипед хорош для молодых людей, которым необязательно приходить на работу в костюме. Для большинства же проезжать 10-15 км туда-сюда — нереально. Строительство велодорожек требует значительных ресурсов и отнимает пространство улично-дорожной сети либо тротуаров. С таким же успехом можно было бы предложить сделать отдельные трассы для лыжников или конькобежцев».
Угроза №8: неконтролируемая незаконная миграция. Ранее на Маршах эта тема не звучала, но в градозащитном сообществе обсуждается давно. Какая связь? «Неконтролируемая миграция способна смыть те ценности, которые защищают градозащитники. Если скверы превращаются в места для шашлыков, а исторические здания — в опасные общежития, это совсем не то, чего добиваться люди, выступающие за сохранение городской среды», — говорит Александр Карпов. По его информации, в формирующейся сейчас концепции развития Петербурга до 2030 года прописан прогноз прироста мигрантов на 800 тысяч человек (это приезжие как из городов России, так и из других стран). «Это очень существенное обновление населения для Петербурга и культурный шок», — считает эксперт. Депутат Максим Резник, признавая, что угроза существует, не считает, что ее нужно выносить на митинги. «Я бы сходил на митинг против нелегальной миграции, но это должна быть отдельная акция», — добавляет Дмитрий Литвинов.
Угроза №9: деятельность судов города, действия и бездействия полиции. Это угроза не столько Петербургу, сколько всей стране, и решать ее надо на федеральном уровне, говорит Дмитрий Литвинов.