Скандал вокруг увольнения Александра Титова с поста худрука Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра и не думает утихать. Комитет по культуре расторг с ним контракт, однако Титов продолжает дирижировать своим бывшим оркестром, выполняет, как он сам говорит, обязательства перед коллективом и публикой. Та — благодарна. В воскресенье на его последнем концерте не было свободных мест. Тем временем, культурная общественность пишет письма в защиту дирижера и собирает пресс-конференции, причем, чуть ли не каждый день. Сегодня Максим Резник пообещал музыкантам создать независимый экспертный совет при комиссии ЗАКСа по образованию, культуре и науке.
Максим Резник, председатель комиссии ЗакСа по образованию, культуре и науке:
«Я абсолютно убежден, что исполнительная власть города очень много на себя берет, очень много. Это те люди, которых вообще никто не выбирал. Влезают в такую самую деликатную сферу жизни нашего города, действуют, как слон в посудной лавке. Я считаю, что такое экспертное сообщество может существовать только при единственном органе государственной власти, избранном населением, только при Законодательном собрании».
На каких основаниях экспертный совет при Заксобрании сможет влиять на культурную политику чиновников — пока непонятно. Возможно, это выяснится в четверг, когда председатель комитета по культуре Василий Панкратов встретится с депутатами. Он обещал.
Увольнение по телефону руководителя одного из ведущих оркестров Петербурга, а также слухи о возможном слиянии оркестров и последующих увольнениях заставили общественность задуматься, как противостоять некультурным и необдуманным реформам сверху.
Председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Петербурга Максим Резник подчеркнул, что в городе звучит колокольный звон об увеличении денег на культуру, но при этом происходят совершенно обратные процессы.
«Для ротации кадров должны быть какие-то поводы. На мой взгляд, в ней нуждаются не творческие коллективы города, а чиновники от культуры. Исполнительная власть Санкт-Петербурга слишком много на себя берет и ведет себя, как слон в посудной лавке», — заявил он о ситуации с увольнениями и идее объединения.
Конечно же, новый руководитель Санкт-Петербургского академического симфонического оркестра, пианист и дирижер Юрий Серов привнесет свои идеи и, возможно, оркестр заиграет по-новому.
Пока есть музсовет, но мнение в нем выражается отнюдь не независимое. «Музыкальный совет при комитете по культуре уже переформатирован, в среду будет заседание в новом составе, и он будет призван бурно одобрить предстоящие реформы», — уверен депутат.
Резник отметил, что 26 сентября на заседании комиссии по образованию, культуре и науке планируется обсудить эту ситуацию с оркестрами. На ней обещал присутствовать глава комитета по культуре Василий Панкратов.
Между тем, Резник заметил, что у него есть догадки, «кто эти серые кардиналы и кардинальши», ответственные за увольнения и слияния.
Депутат рассказал также, что на днях получил письмо от руководителя первичной профсоюзной организации петербургского Губернаторского оркестра Романа Дубницкого, в котором тот сообщает любопытные факты об увольнении их руководителя Станислава Горковенко и назначении на место руководителя унитарного предприятия некоего Боровченкова Алексея — человека со статусом индивидуального предпринимателя, специалиста по банкротству в арбитражном суде.
«Явно этот человек не пришел повышать культурный уровень культурной столицы. Если таким образом власти города пытаются выполнить указ президента, то они готовятся обмануть президента. Так нельзя себя вести. Может, это наши домыслы. Но ничего не понятно, никто ничего никому не хочет объяснять. Не только Заксобранию города, но и тем людям, которых собираются увольнять. Это недопустимо. В этой сфере так себя вообще нельзя вести», — возмутился Резник.
Со скрипками к ЗакСу
По мнению депутата, очень многое в сложившейся ситуации будет зависеть от самих людей, которых эти реформы касаются. «Помните, что с Мухой пытались сделать? Увольняли людей, но они же отстояли. Когда на пикет к Заксобранию выйдут люди со скрипками, тогда будет интересно», — призвал Резник проявлять большую активность.
И активность, действительно, имеет место. Так, против увольнения Титова выступил весь состав музыкантов его оркестра. А затем подтянулась и практически вся музыкальная общественность.
Правда, активные выступления против увольнения не помешали в свое время снять с должности директора Российского института истории искусств Татьяну Клявину. «За нее вступился весь институт, но это никого не остановило. Ответ известен», — заметили эксперты.
В настоящее время, как рассказала Клявина «БалтИнфо», в институте люди готовятся к увольнению, введен жесточайший режим. Есть те, кто пытаются найти контакт с новым руководителем, но печально, что научная часть разгромлена полностью. «Такое ощущение, что есть цель полностью уничтожить науку и сказать, что институт недееспособен», — посетовала она на ситуацию в раннее возглавляемом ею институте.
Нужны эксперты
Главный вопрос, который волновал собравшихся за одним столом деятелей культуры, — до каких пор в культурной столице России будет проводиться такая отнюдь не культурная политика.
Резник подчеркнул, что, на его взгляд, решения должны приниматься лишь после оценки независимых экспертов. Такой профессиональный совет можно создать при городском ЗакСе.
Идею создания экспертного совета приняли на «ура». Так, Клявина рассказала, что специалисты РИИИ уже готовили по заказу Министерства культуры РФ методики, согласно которым из музыкальной среды выдвигают авторитетного человека в независимый экспертный Совет. «Такой Совет будет независимым от властей и даже от комитета по культуре», — заметила она. Максим Резник договорился обсудить с ней эти методики.
Бывший руководитель Петербургского академического симфонического оркестра Александр Титов, между тем, заверил, что несмотря на увольнение, продолжит работать на добровольных началах и даже встанет за дирижерский пульт завтра, 25 сентября. «Не бросим публику. Будем завтра в Политехе исполнять Баха, а во втором отделении — Пинк Флойд», — сказал он.
За громкими увольнениями руководителей петербургских оркестров может стоять желание городских властей любой ценой выполнить майские предвыборные указы президента РФ Владимира Путина о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы. Так считает депутат закса Максим Резник.
«Роман Дубницкий (руководитель профсоюза губернаторского оркестра. — Прим. ред.) пишет мне, что это, скорее всего, часть плана правительства города — по сокращению численности учреждений культуры для повышения заработной платы оставшимся», — рассказал «Карповке» Максим Резник.
Власти могут пойти на такой шаг для выполнения предвыборных майских указов Владимира Путина о повышении зарплат в бюджетной сфере. Сократив людей, можно перераспределить их деньги между оставшимися. «Так нельзя себя вести в принципе — это недопустимо», — считает депутат.
Напомним, что коллектив Государственного академического симфонического оркестра Петербурга написал открытое письмо губернатору города Георгию Полтавченко. Поводом для обращения послужило увольнение 13 сентября руководителя и главного дирижера оркестра Александра Титова. Музыканты утверждают, что Титов был уволен звонком по телефону из комитета по культуре, коллектив не понимает мотивов увольнения своего руководителя.
До этого 12 сентября без объяснения причин был уволен директор «Петербург-концерта» Евгений Колчин
Скандальные ротации в нескольких ведущих симфонических оркестрах Петербурга, хамские увольнения музыкантов, громкие «оптимизации и глобализации» в других учреждениях культуры заставляют работников отрасли говорить не о премьерах и диссертациях, а неожиданно использовать совсем несвойственную себе лексику.
«Бабло побеждает добро», «коммерческая глобализация», «серые кардиналы и кардинальши», «распил денег» — такими вот далекими от искусства словами описывали состояние в сегодняшней культурной среде Петербурга музыканты и деятели искусств на пресс-конференции в «Росбалте».
На встречу были приглашены Александр Титов, попросивший не называть его экс-дирижером Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, а решивший остаться просто «профессором консерватории», его коллеги, а также депутат Заксобрания Максим Резник и еще одна руководительница с приставкой «экс» — бывший директор Российского института истории искусства (РИИИ) Татьяна Клявина.
Отставки Клявиной и Титова оказались, пожалуй, самыми громкими и скандальными событиями последнего времени. И самыми знаковыми.
Примечательно, что оба бывших руководителя искренне поблагодарили многочисленных журналистов за поддержку, которую оказала пресса в трудные для деятелей культуры дни. Правда, к победе это пока не привело: Татьяна Клявина так и не вернулась в свой родной РИИИ, а Александр Титов, по его собственным словам, сейчас просто «занимается оркестром и отрабатывает программу». Однако они оптимизма не теряют. «Да, я сижу не в РИИИ, а в другом месте. Но зато сам-то РИИИ остался благодаря поддержке журналистов и общественности. А ведь его могло бы уже не быть!» — говорит Клявина.
Титов тоже достаточно сдержан: «Движения против меня как дирижера и музыканта нет. Есть просто борьба за это место. Когда председатель комитета по культуре Василий Панкратов встречался с музыкантами оркестра после моего увольнения, и его спросили — за что? — ответа мы так и не получили. Одни обтекаемые фразы об улучшении и оптимизации».
До сих пор не получен ответ на коллективное письмо музыкантов Государственного академического симфонического оркестра от губернатора Георгия Полтавченко. Интеллигентный Титов градоначальника оправдывает: «Полтавченко на следующий день после моего увольнения ушел в отпуск. Конечно же, это просто совпадение».
Его коллега, профессор консерватории, народный артист РФ Павел Егоров более категоричен. Он считает, что творящееся в Петербурге — это первые шаги к коммерческой глобализации, цель которой одна: распил бюджетных денег.
«История с РИИИ, развал оркестров, идеи Гергиева о слиянии учреждений культуры и оркестров — это все явления одного порядка, несущие коммерческий, а не творческий характер. Глобализация искусства наносит невероятный вред культуре, искусству и образованию. К чему это все приведет? К «Опере всем»! Слить все в одно, устроить на площадях публичный распил денег. Ведь не секрет, что те музыканты, которые участвуют в «Опере для всех», работают спустя рукава, потому что ответственности никакой. Подобные проекты направлены не на созидание, воспитание, а на распил денег», — считает народный артист России.
Татьяна Клявина, которая, по ее собственным словам, оказалась в начале всей этой кампании, говорит о том, что сейчас «идут круги по воде».
«На нас смотрят, в том числе и в регионах — можно ли с руководителями подобного уровня так поступать? Поэтому сейчас особенно важно всему культурному сообществу принять важные решения, которые будут основаны на экспертных оценках. Должен быть институт экспертов, независимых от властей. А между чиновниками и профессионалами должен быть диалог, который эксперты помогали бы вести. Если задумали какие-то ротации и пертурбации — выйдите и расскажите об этом, и пусть эксперты решают, насколько это необходимо. К тому же уже наработаны соответствующие методики, в том числе в сфере искусства. В противном случае нет ни задач, ни целей, все воспринимается в штыки и выглядит как чистой воды произвол», — считает Татьяна Клявина.
Деятелей культуры поддержал Максим Резник, курирующий в Заксобрании профильное направление образования и культуры. Он считает, что власть в Петербурге вообще «слишком много на себя берет, действуя как слон в посудной лавке.
Как рассказал депутат, он недавно получил информацию, свидетельствующую о том, что ряд учреждений культуры, не представляющих интереса для определенных лиц, можно будет достаточно легко уничтожать путем обычного банкротства. Например, в руководящий состав одного из оркестров уже вошел некий арбитражный управляющий, не имеющий никакого отношения ни к оркестру, ни к искусству вообще. Но, видимо, знающий, как грамотно банкротить «ненужные» предприятия.
«Я полагаю, что в ротации нуждается не культура, а руководство этой сферы, — утверждает депутат. — Под колокольный звон денег в культурной среде происходит явно неладное. Все ротации должны быть обоснованными, но этого мы не видим. Некоторые представители ссылаются на то, что надо снижать численность «культурных работников», а оставшимся повышать зарплаты. Если таким образом городская администрация собирается выполнить указ президента о повышении зарплат в сфере культуры, то получается, что чиновники обманывают президента. В этой сфере нельзя так себя вести».
Максим Резник рассказал, что 26 сентября в узком кругу ожидается встреча депутатов и уволенных дирижеров с руководством комитета по культуре. По словам парламентария, все надеются, что глава местного культурного ведомства Василий Панкратов ответит на вопросы и развеет сомнения вокруг скандальных ротаций. Однако, по словам участников встречи, надежды эти довольно призрачны.
«Мы пытались говорить с руководителям комитета по культуре. Натыкались на глухую стену. Они все идеи приписывают себе. Но так быть не может! Они прикрывают собой тех, кто отдает приказы», — считают музыканты, теряясь в догадках, какими такими благородными (или благодарными) позывами это вызвано.
Журналисты просили от участников событий назвать имена тех конкретных людей, о которых все знают, но никто открыто не говорит. Либо называют исключительно кулуарно, как-то по-мультяшному: «серыми кардиналом» и «кардинальшей». Но интеллигентные спикеры и тут стушевались. Они полунамеками говорили о городских руководителх в сфере культуры.
Впрочем, по мнению собравшихся, конкретные имена в данном случае не столь уж важны — пусть играют, как умеют. Дело-то не в них, а в том, что останется потом в когда-то очень культурной столице России.
«Само обсуждение сложившейся ситуации — это уже угроза. Мы абсолютно уверены, что основные партии все-таки будут играть музыканты, художники, все остальные жители Петербурга», — говорят они. И со свойственным людям искусства воображением рисуют картинку: «Представляете пикет скрипачей перед Мариинским или восстание искусствоведов? Это все-таки посильнее «Мурки» будет».