Научная популярность //КоммерсантЪ

Прокуратура Петербурга отказалась запрещать книгу «Нравственный образ истории», в которой славяне называются древнейшим народом, а также рассказывается о негативной роли «жидов» и негроидной расы. Экспертиза Российской академии наук признала, что эта работа разжигает межнациональную и религиозную рознь. Однако эксперты Санкт-Петербургского государственного университета пришли к прямо противоположному мнению. Между тем эту книгу Смольный планировал закупать за бюджетный счет.

О том, что администрация Петербурга планирует потратить 250 тыс. рублей на тираж «Нравственного образа истории» петербургского автора Юрия Михайлова, стало известно в начале прошлого года. Книга представляет собой обзор всемирной истории в своеобразном религиозном ключе. По мнению автора, славяне происходят от «ариев» — потомков Иафета, сына ветхозаветного патриарха Ноя, евреи — от его брата Сима. «От Хама, почерневшего, по преданию, за грех насмешки над отцом Ноем, родились темнокожие хамиты. Они стремились снять с себя родовое проклятье и, преследуя белых сородичей, упорно старались смешаться с благословенным потомством Иафета и Сима. От смешения белой и черной рас, по мнению антропологов, образовалась раса желтая со всеми ее оттенками», — пишет господин Михайлов.

Евреи за последние 2 тыс. лет проявили себя, преимущественно негативно, считает он. Русь — это третий Рим, ее главная миссия — хранить православие. При этом инквизиторы, как следует из книги, правильно делали, что сжигали колдунов на кострах, а Возрождение отрицательно сказалось на европейской культуре.

Как поясняли в Смольном, книга потребовалась для проведения совместных мероприятий органов власти и Русской православной церкви. Однако после того, как закупка получила скандальную огласку, чиновники отменили заказ.

Между тем, комиссия Законодательного собрания Петербурга по образованию, культуре и науке обратилась в Санкт-Петербургский институт истории РАН с просьбой провести экспертизу данного произведения на предмет разжигания межнациональной и религиозной розни. Эксперт Ирина Левинская нашла в тексте признаки возбуждения ненависти по отношению к чернокожим и евреям, а также отметила, что он не представляет никакой научной ценности. Тогда глава комиссии Максим Резник обратился к прокурору Петербурга Сергею Литвиненко с просьбой принять меры прокурорского реагирования для привлечения Юрия Михайлова к ответственности за экстремизм и внесения книги в федеральный список экстремистских материалов.

Господин Литвиненко ответил парламентарию, что прокуратура заказала альтернативную экспертизу в Научно-исследовательском экспертном центре СПбГУ. В университете пришли к выводу, что «Нравственный образ истории» является научно-популярным изданием, а в тексте «не содержится высказываний, пропагандирующих превосходство или неполноценность граждан по признаку принадлежности к расе, национальности, религии». Таким образом, надзорное ведомство не нашло оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

Директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов «Нравственный образ истории» не читал, но, услышав, что автор считает славян древнейшим народом, заявил «Ъ», что тот не является историком. А эксперты при проверке материалов на экстремизм, по его словам, нередко расходятся во мнениях. «В таких случаях последнюю точку ставит суд. Одна из сторон подает иск, суд проводит экспертизу дополнительно», — отметил господин Даудов.

Адвокат Глеб Лаврентьев придерживается такой же точки зрения. По его мнению, господин Резник может настаивать на возбуждении уголовного дела по ст. 282 УК РФ (разжигание ненависти либо вражды). «Отказ в возбуждении уголовного дела можно представить в суд. Суд может отменить решение об отказе в возбуждении уголовного дела, но не может обязать следственные органы возбудить его. Поэтому может быть повторный отказ. Решение тут будет принимать Следственный комитет», — пояснил он. Как утверждает юрист, в делах о деяниях экстремистской направленности «очень многое зависит от привлеченных экспертов». «У них может быть разное мнение. Наши органы, если хотят привлечь человека к ответственности, заказывают экспертизу; если эксперт не находит признаков экстремизма, обращаются к другому, потом — третьему, пока не найдут того, кто отыщет там экстремизм. То, что есть разные мнения экспертов, дает возможность либо возбуждать, либо не возбуждать дело, — подчеркнул господин Лаврентьев. — За эти экспертизы платятся хорошие деньги из федерального бюджета. Поэтому эксперты стараются выносить такие заключения, которые хотят правоохранительные органы, чтобы те потом снова к ним обращались». Для признания материала экстремистским прокуратура, по словам адвоката, должна обратиться в суд в гражданско-правовом порядке. Однако может возникнуть и такая ситуация, что книгу признают экстремистским материалом, а уголовное дело против автора возбуждать не будут.

Тем не менее, Максим Резник пока в суд обращаться не планирует. «Вообще-то, если есть две разные экспертизы, должны назначить третью. Я запрошу у прокуратуры экспертизу, изучу ее. Потом буду привлекать к этому внимание общественности. Хочется разобрать до конца, что происходит. Что, петербургский университет, где всегда приветствовалось свободомыслие, стал очередной мракобесной организацией?» — опасается депутат.

Источник



comments powered by Disqus