В законодательном собрании Петербурга вчера прошло заседание инициативной группы по проведению общегородского референдума, на котором планируется выяснить отношение горожан к передаче Русской православной церкви (РПЦ) Исаакиевского собора. Напомним, Санкт-Петербургская митрополия попросила передать храм в безвозмездное пользование, что вызвало негативную реакцию руководства музея «Исаакиевский собор» и общественности («Ъ» сообщал об этом 27 июля). В группу вошло 22 человека, в том числе представители Российского творческого союза работников культуры и пять депутатов городского парламента: Владислав Бакулин, Ирина Комолова, Вячеслав Нотяг, Максим Резник, Сергей Трохманенко. Инициаторы решили не ограничиваться одним объектом, а поинтересоваться мнением петербуржцев по поводу всех четырех храмов, входящих в состав музея,— Спаса на Крови, Смольного, Сампсониевского и Исаакиевского соборов, так как ранее митрополия просила вернуть ей и три остальных. Вопрос, который предполагается вынести на референдум, будет звучать так: «Согласны ли вы с передачей каких-либо объектов из состава музейного комплекса «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»» в ведение каких-либо религиозных организаций?» Планируется, что вопросов будет как минимум два, и во втором граждан спросят, как они относятся к возвращению РПЦ конкретно Исаакиевского собора. После того как инициативная группа передаст документы в санкт-петербургскую избирательную комиссию, та должна будет проверить их в течение 15 дней. Затем заявку передадут на рассмотрение городского парламента. В случае если там она будет одобрена, инициаторам потребуется собрать подписи 2% горожан (около 75 тыс.). Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова заявила «Ъ», что епархия не против вынесения данного вопроса на суд горожан, но «очень важно, чтобы был корректно сформулирован вопрос, чтобы он не вносил раздора в общество».
Антон Арсеньев, Санкт-Петербург
Источник
В Петербурге готовятся к референдуму о передаче РПЦ Исаакиевского собора. Для организации общественного опроса потребуются 200 млн рублей и поддержка 75 тысяч горожан.
В Законодательном собрании состоялось первое заседание инициативной группы по проведению референдума о целесообразности передачи Исаакиевского собора в пользование РПЦ. Желающие отстоять музей собрались в кабинете депутата Максима Резника и начали с переклички. Среди инициативных оказались депутаты Владислав Бакулин, Ирина Комолова, Вячеслав Нотяг, Максим Резник, Сергей Трохманенков, их помощники и члены Российского творческого союза работников культуры. Пригласили для наблюдения за процессом Горизбирком и для выражения альтернативного мнения епархию. Представители церкви не пришли: в секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии сообщили, что приглашения не получали, а митрополит в отъезде.
На встрече озвучили два варианта вопроса для референдума:
— Согласны ли вы передать здание музея Исаакиевского собора в безвозмездное пользование епархии?
или
– Согласны ли вы передать Исаакиевский собор в ведение каких-либо религиозных объединений?
Впрочем, на этих вариантах останавливаться не стали, решили, что группа отдаст полномочия по формулировке вопросов редакционной комиссии, согласовав лишь концепцию: один вопрос должен быть общий, другой – максимально конкретный, вплоть до указания адреса музея.
Документы решили задействовать как можно скорее, сходить в Горизбирком вызвались депутат Вячеслав Нотяг и член союза деятелей культуры Юрий Подражанский. Заявку на референдум они подадут уже на следующей неделе.
Неловкую паузу после обсуждения всех вопросов повестки заседания инициативной группы прервала член Горизбиркома Нина Шубина. Она поинтересовалась, сколько человек выразили желание провести референдум. Посчитали — оказалось 19 рук. «Нужно больше? Сейчас переголосуем», – с готовностью сообщил Резник. При новом подсчете инициаторов оказалось уже 22 (руки подняли журналисты и помощники депутатов). Дело в том, что по закону инициативная группа должна состоять не менее чем из 20 человек.
В законодательстве о референдуме есть и другие особенности. Предполагается, что после того, как группа провела собрание, нужно отнести документы с подписями всех его участников, предполагаемыми вопросами и протоколом собрания в Горизбирком. У ведомства есть 15 дней для рассмотрения заявки на предмет ее законности. Однако именно на этой стадии инициация референдумов и заканчивалась в Петербурге в последние 20 лет.
С 1991 года в Санкт-Петербурге не проводилось ни одного референдума, а с 1993 года – не проводилось референдумов во всей России. Попытки же провести народное голосование в последний раз предпринимались год назад. Документы в ГИК подавала группа Фонда возрождения архитектурного облика русских городов, активисты хотели провести референдум о возвращении памятника Александру III на историческое место — площадь Восстания.
За два месяца до этого с инициативой провести референдум выступало движение «Весна». По мотивам крымского голосования по вхождению в состав России полуострова молодые люди предлагали поинтересоваться у петербуржцев: поддерживают ли они воссоединение Петербурга с Европой на правах коммуны Княжества Лихтенштейн и как относятся к восстановлению действия законодательства Петербурга 1992 года и статусу Петербурга как части Российской Федерации? В Горизбиркоме «Весне» ожидаемо отказали: выяснилось, что законодательство Лихтенштейна не предполагает создание коммуны, правда, отказ мотивировали не на этом основании — паспорт одного из активистов не совпадал с базой данных ФМС.
До следующей стадии — обсуждение в ЗакСе – дошла инициатива экологов провести референдум по необходимости засыпать часть акватории Финского залива. У горожан хотели спросить: «Согласны ли Вы, чтобы в акватории Финского залива, в районе севернее поселка Лисий Нос – город Сестрорецк города Санкт-Петербурга, были намыты (отсыпаны) новые территории?» Однако депутаты не проголосовали за референдум. Как вспоминает Максим Резник, в борьбе с «Охта-центром» градозащитники несколько раз пытались инициировать проведение народного голосования: «Один раз нам отказали в Горизбиркоме, потому что какое-то слово из вопроса не нашлось в словаре Даля, другой раз мы все-таки дошли до ЗакСа, но и там добиться до голосования не удалось».
Согласно закону, если референдум утверждает ЗакС, следующей стадией для инициативной группы становится сбор подписей. Подтвердить необходимость проведения референдума должны как минимум 2 % избирателей — это 75 тысяч человек. Их подписи должны собрать инициаторы референдума за месяц. Если же все складывается удачно, то назначается день референдума. По закону на агитацию может быть отведено 28 дней. Участникам инициативной группы должны бесплатно предоставить эфирное время, за счет своих средств или пожертвований они могут выпускать агитационные материалы, проводить опросы. Далее — процесс, во многом похожий на выборы: созываются комиссии, печатаются бюллетени, в день референдума открываются участки.
Расходы, связанные с организацией референдума, несет город, и они также почти равны тем суммам, которые закладываются на выборы. Например, в прошлом году на губернаторское избрание было заложено в бюджете 361 млн рублей. Однако потратить удалось в два раза меньше, так как не было второго тура.
«Мы не до конца верим, что наша инициатива дойдет до референдума, однако, поднимая такой вопрос, мы надеемся, что проблема будет решена и без голосования. Так произошло и с «Охта-центром», строительство небоскреба как раз отменили после наших попыток провести референдум», – объяснил Резник.
Напомним, что в середине июля из епархии в Смольный поступило письмо о возможности передачи Исаакиевского собора в ведение церкви. Деятели религиозного культа сослались на федеральный закон о передаче регионального церковного имущества РПЦ от 2010 года. Защищая свою позицию, в епархии пообещали, что сделают вход в Исаакиевский собор бесплатным. В свою очередь директор музея «Исаакиевский собор» заявил о невозможности передачи помещения в ведение РПЦ, в частности, по экономическим соображениям — собор требует постоянной заботы и, будучи музеем, самостоятельно зарабатывает как на обслуживание, так и на капитальный ремонт.
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»
Сегодня в Петербурге прошло первое заседание рабочей группы, созданной для того, чтобы вопрос о возможности передачи двух знаменитых питерских соборов-музеев Санкт-Петербургской епархии РПЦ решался на городском референдуме. Независимые депутаты Заксобрания Владислав Бакулин, Ирина Комолова, Максим Резник,Вячеслав Нотяг и Сергей Трохманенко, а также представители Союза работников культуры, СМИ, общественных организаций (всего 22 человека) намерены собрать все необходимые для регистрации инициативной группы документы, пройти положенные процедуры, а затем начать спор подписей петербуржцев. Необходимо 75 тыс. подписей для того, чтобы горизбирком назначил референдум.
О планах передачи соборов РПЦ стало известно в середине июля. Ранее в руководстве города уже приняли решение о выведении из комплекса музея «Исаакиевский собор» (Спас-на-Крови тоже входит в этот комплекс) Смольного собора в пользу РПЦ. А сейчас пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов уже заявил, что решение по Исаакию будет принято с учетом мнения туристов и горожан. Какова юридическая процедура «учета мнения туристов», непонятно. Что касается горожан, то одни собирают подписи под петицией «против», другие пишут в соцсетях, что идея правильная. Спор идет и о терминах – правомочно ли говорить о возвращении Церкви зданий?
Глава комитета по культуре Константин Сухенко уже заявил, что обе церкви были не приходскими храмами, а собственностью двора, то есть государства. Действительно, Исаакиевский собор, известный по открыточным видам, и его три предшественника (первая церковь св. Исаакия Далматского появилась еще при Петре Первом) были построены по царским указам и за счет казны. На строительстве величественного здания, длившемся четыре десятка лет при трех императорах (открытие его состоялось в 1858 году), в общей сложности работало 400 тыс. человек, в основном крепостных крестьян. Творение Монферрана на разных этапах подвергалось изменению самого проекта, переделке уже сделанного, детали стройки зависели от монарших воль и решения государственных комиссий.
Спас-на-Крови строился немного быстрее – 25 лет. Он был воздвигнут в память Александра Второго, убитого террористами в 1881 году, и открылся в 1907 году. Вход туда был по пропускам, служились панихиды по убиенному царю. При советском руководстве там некоторое время были богослужения разных общин, затем власть их прекратила. А при позднем СССР пришедший в аварийное состояние храм начали реставрировать, он долгие годы стоял в лесах. Только в 1997 году леса сняли.
В обоих соборах ведутся церковные службы, есть приходы, но содержатся здания за счет государственных источников. Содержание архитектурных памятников такого ранга обходится дорого, и противники передачи их Церкви уверены, что она просто не сможет их поддерживать в надлежащем состоянии. Зато церковники обещают не брать билетов за вход. Директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров уже высказывался так: «Это замечательно, но только если у церкви есть лишние 650 млн руб. в год на содержание храма». Председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов считает, что Церковь не справится с уходом за памятником, так что все равно придется на это тратиться государству. Представитель Ассоциации членов рода Романовых в России Иван Арцишевский считает, что все нужно оставить «как есть» – службы проводятся, им никто не мешает.
Участник сегодняшнего заседания Александр Шуршев из движения «Весна» сказал «НГ», что провести референдум будет очень сложно, потому что он вообще не помнит случая в последние 15 лет, чтобы власть разрешила какой-нибудь референдум по инициативе граждан: «Но это, без сомнения, лучший способ поступить в соответствии с волей горожан. Каждая сторона сможет агитировать за свою позицию. Мы приглашали к участию представителей епархии, но они не пришли».
Просьба петербургской епархии передать ей в управлении Исаакиевский собор стала не только новостью федерального масштаба, но и отправной точкой для политической компании, которая может стать самой громкой в оставшееся до выборов в парламент время. «Агентство Бизнес Новостей» разбиралось, реально ли решить судьбу храма на референдуме.
В четверг прошло первое официально собрания инициативной группы по проведению референдума. Несмотря на то, что приглашение войти в нее или хотя бы поприсутствовать было направлено и в епархию, никто из представителей епархии не пришел. В итоге в официальный состав группы вошли депутаты ЗакСа (все из независимой группы), архитекторы, общественные деятели.
На собрании также присутствовала член Горизбиркома с правом решающего голоса Нина Шубина. Однако ее участие в процессе свелось к минимуму. Даже на простые уточняющие вопросы член ГИК отвечать не стала, отметив, что пришла сюда не консультировать инициативную группу.
В повестке дня было несколько вопросов, самый главный из которых — формулировка. После непродолжительных споров было решено предложить несколько вариантов вопросов и подать несколько пакетов документов. По мнению инициаторов плебисцита, это повысит вероятность прохождения через первое сито — Горизбиркома. Один из вариантов формулировок будет предельно четким. Как предложила депутат Ирина Комолова, в нем будет обозначено точно возможное правовое действие по передаче Исаакиевского собора РПЦ, а также отражен точный адрес объекта и его статус. Формулировкой займется редакционная комиссия, из депутатов в нее войдет глава Российского творческого союза работников культурыАнатолий Константинов, глава парламентской комиссии по образованию, культуре и науке Максим Резник и юрист Алексей Шепель. Один из предложенных вариантов — «Согласны ли вы с передачей каких-либо объектов из состава музейного комплекса «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»» в ведение каких-либо религиозных организаций?
Как ожидается, с формулировками инициативная группа определить на будущей неделе. Тогда же будут поданы документы в Горизбирком. Дальше у комиссии есть 15 дней, чтобы принять решение по референдуму. Если избирком утвердит документы, то инициативной группе предстоит собрать около 75 тыс. подписей и провести референдум через ЗакС.
По мнению бывшего заместителя председателя Городской избирательной комиссии Дмитрия Краснянского, провести этот референдум можно будет только, если у ЗакСа будет политическая воля.
«Окончательное решение по референдуму — за ЗакСобранием. Придумать основания, по которым в принципе нельзя проводить референдум по данному вопросу, можно. Вопрос дискуссионный, я бы оценил шансы на проведение референдума как пятьдесят на пятьдесят. Если будет воля, то будет референдум, и он будет законным. А если не будет воли — обоснуют, почему провести его нельзя», — сказал «Агентству Бизнес Новостей» Краснянский.
По мнению действующего члена Горизбиркома Ольги Покровский, судьба референдума во многом будет зависеть от точности предложенных инициаторами формулировок.
«Речь идет о том, чтобы не передавать Исаакиевский собор. Но вопросы передачи имущества религиозным организациям регулируются федеральным законом. Они урегулированы таким образом, что есть исчерпывающий перечень причин по которым нельзя передать эту собсвенность. Это воля законодателей. Я против такой политической идее, но такой закон есть […] И решения с формулировками „целесообразно передавать“ или „нецелесообразно передавать“ будут незаконными», — отмечает эксперт.
По словам Покровской, законным референдум будет в том случае, если храм, как утверждают противники передачи его РПЦ, никогда церкви не принадлежал (то есть, не был ее имуществом).
«Если Исаакиевский собор действительно числился по дворцовому ведомству (как утверждает инициативная группа — АБН), а сейчас он находится на балансе Санкт-Петербурга, то тогда этот референдум возможен. Возможен с точки зрения закона. а власть будет решать вопрос о передаче храма РПЦ не опираясь на закон о церковной реституции. Если же Исаакиевский собор был в собственности РПЦ, то тогда этот вопрос не может быть вынесен на референдум», — отмечает Покровская.
Она отмечает, что часто референдумы в Петербурге не утверждались Горизбиркомом на вполне законных основаниях, так как инициаторы плебисцитов не соблюдали всех требований выборного законодательства.
«Проблема в том, что нет методических рекоменлаций на эту тему ни от Центризбиркома, ни от Горизбиркома. Когда в позапрошлом году было подано несколько заявок на референдумы, все упиралось в оформление документов. Я предложила ГИКу разработать методические рекомендации по референдумам. Это важнейшая тема, это в конечном счете касается соблюдения конституционных прав граждан. Но ко мне не прислушались и рекомендации не разоработали. Думаю, в этом есть какое-то лукавство», — считает член ГИКа.
Впрочем, она, как и Краснянский, считает, что референдум состоится только в том случае, если на то будет воля власти. Покровская напоминает: все референдумы, которые последние годы были в регионах, касались только их укрупнения. И инициатором тогда была власть.
Депутаты Петербурга пытаются организовать референдум о передаче церкви Исаакиевского собора и Спаса-на-Крови. В Горизбиркоме намекают, что ничего у парламентариев не выйдет, а епархия тем временем разъяснила, что туристов из храма никто выгонять не собирается.
Группа депутатов Законодательного собрания решила провести референдум по поводу передачи Исаакиевского собора РПЦ. Авторы этой идеи провели заседание инициативной группы по организации всепетербургского голосования.
В небольшой приемной беспартийного депутата Максима Резника собрались его коллеги по парламенту Ирина Комолова, Владислав Бакулин, Сергей Трохманенко, Вячеслав Нотяг и члены Российского союза деятелей культуры. За столом и вокруг собрались 22 человека, а над ними со всех сторон нависали журналисты.
Само обсуждение вопроса оказалось довольно коротким. Инициативная группа обсудила, какие именно формулировки надо выносить на референдум. Выбирали между двумя вариантами: «Согласны ли вы передать здание музея Исаакиевского собора в безвозмездное пользование епархии?» и «Согласны ли вы передать Исаакиевский собор в ведение каких-либо религиозных объединений?»
В итоге решено было выбрать второй вариант с общей формулировкой и добавить более точный вопрос, где все будет уточнено вплоть до юридического адреса собора.
После столь быстрого и единодушного обсуждения вопроса Максим Резник и его помощники стали собирать паспорта для того, чтобы подать заявление о желании провести референдум в Горизбирком. «А нас после этого предадут анафеме?» — вдруг спросил кто-то из толпы. «Тебя да. Кажется, в вопросе слышится желание», — ответила шуткой Ирина Комолова. «А паспорт вернут? Мне еще один кредит не нужен!» — деятели культуры стали соревноваться между собой в юморе. Атмосфера в приемной стала легкой и свободной, а всем, кто проходил мимо и интересовался, что тут происходит, говорили, что началась революция против РПЦ.
Правда, когда дело дойдет до подачи документов в избирком, инициативной группе будет уже не до шуток. В начале августа Вячеслав Нотяг и член Союза деятелей культуры Юрий Подражинский подадут документы в Горизбирком. После этого 15 дней в избиркоме будут проверять вопросы референдума на соответствие местному законодательству. Далее, согласно закону, если Горизбирком даст добро, вопрос о референдуме будет вынесен на рассмотрение парламента. Если и депутаты одобрят эту идею, то инициативная группа должна будет в течение 30 дней собрать 2% подписей от общего количества петербуржцев с избирательным правом, то есть заручиться поддержкой 74 тыс. человек.
Даже при беглом прочтении необходимых для референдума процедур становится понятно, что выполнить их практически нереально. Даже при прохождении первых двух уровней, чего пока еще не бывало, собрать 74 тыс. подписей за 30 дней — задача сложная даже для такого острого вопроса, как судьба Исаакиевского собора. Такого же мнения придерживаются и источники dp.ru в Горизбиркоме. «Они вряд ли даже первый круг этого ада пройдут», — заявил собеседник.
Инициаторы референдума прекрасно понимают все грядущие трудности и преграды. Со стороны кажется, что они сами не очень верят в успех предприятия, но пытаются таким образом привлечь внимание горожан, чтобы соборы все-таки остались в собственности Петербурга. «Мы считаем, что решение о передаче собора должны принимать жители города, — заявил Максим Резник. — Мы понимаем, что у нас будет довольно сложный, трудный путь, но я хочу напомнить, что не мы эту тему подняли, но теперь ее надо обсуждать. Конечно, нам будут мешать любым способом, и даже не потому что это вопрос щепетильный, а просто в принципе проведение референдума людям эта власть разрешить не может». Он напомнил и о неудачном опыте попытки проведения референдума по поводу строительства «Охта-центра». «Однако мы все равно добились тогда своей цели», — добавил политик.
Коллеги по Законодательному собранию не разделяют порыва группы депутатов спасать собор. Лидер фракции КПРФ Владимир Дмитриев уверен, что шумиха вокруг этой истории на руку лишь тем, кто хочет забрать Исаакиевский собор у города. «Зачем мы выносим эту мелкую историю на уровень городской проблемы? Мы же только привлекаем внимание к этому. Сейчас будут задействованы дополнительные силы. Набегут бабушки, которые будут кричать, что вот, жиды против нас, русских, православных, все храмы хотят снести. И тогда Петербург точно Исаакиевского собора лишится», — прокомментировал идею референдума коммунист. Кроме того, он тоже не верит в то, что кто-то даст этой инициативной группе провести всеобщее голосование.
Накануне епархия все-таки изложила развернутую позицию по поводу собора. Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова на портале «Православный мир» сообщила, например, о том, что «церковь не просила о передаче Исаакиевского собора в собственность». «Было направлено обращение о передаче в безвозмездное пользование Русской православной церкви в лице Санкт-Петербургской епархии здания Исаакиевского собора на основании действующего законодательства. Собор-памятник останется в государственной собственности», — пояснила она.
Наталья Родоманова, говоря о судьбе собора и его туристической доступности, напоминает, что службы сейчас идут только в левом приделе храма по графику, а в главном приделе — только по большим праздникам. Если же Исаакий перейдет в ведение РПЦ, то наладится полноценная приходская жизнь, а вход в него будет свободный, как во все храмы. Туристов никто выгонять не собирается: «Посмотрите, в Казанском соборе сейчас совершаются регулярные богослужения, доступ для всех желающих открыт все время. И во время богослужения можно беспрепятственно пройти по всему храму. Есть и европейский опыт организации доступа в храм, когда огораживается место для молящихся. В соборах во время католической мессы молящиеся заходят за ограждение, а туристы могут спокойно ходить вокруг», — указывает представитель епархии.
Что касается расходов на реставрацию, то Наталья Родоманова замечает: «В нашей епархии десятки примеров храмов, которые возвращались в плачевном состоянии и реставрировались силами прихода и благотворителей на высочайшем уровне». «Церковь просит вернуть ей не театр или оперный зал, а храм Божий. Это великолепное здание строилось и предназначалось прежде всего для молитвы…. на фризе под барельефом Поклонения волхвов позолоченными большими буквами выбита надпись на церковнославянском: «Храм мой храмом молитвы наречется», — заключает она.
История о возможной передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ напоминает события фильма «Левиафан», заявил депутат Заксобрания Петербурга Максим Резник. В четверг состоялось заседание инициативной группы по вопросу проведения соответствующего референдума, передает корреспондент Федерального агентства новостей.
«Как человек верующий и православный я не хочу давать жестких оценок того, как ведут себя отдельные представили Русской православной церкви, — сказал Максим Резник, председатель парламентской комиссии по образованию, культуре и науке. — Мне они очень сильно напоминают владыку из фильма «Левиафан», как будто фильм писался с некоторых персонажей».
По словам депутата, РПЦ — очень серьезная организация. «Степень ее влияния фактически, как у КПСС. КПСС сидела в государственных зданиях как политическая партия, они тоже хотят сидеть, будучи общественной организацией. Я бы разделил иерархов из РПЦ от людей верующих. Я не считаю зазорным высказывать точку зрения, отличную от мнения владыки Варсонофия (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский — прим. ФАН). По-моему, ближе к вере и к богу тот священник, который хлеб раздает, как в «Левифане», а не тот, кто формально занимает самый высокий статус. Несмотря на то, что некоторые люди крайне не советуют мне заниматься этой темой, я не могу ей не заниматься», — подытожил Резник.
Представители общественной организации «Российский творческий союз работников культуры», входящие в состав инициативной группы, отметили, что после того как Александр Буров стал директором четырех соборов, входящих в комплекс музея-памятника «Исаакиевский собор», все они стали очень рентабельными.
«В заявке говорится не о передаче в собственность, а о передаче в пользование. Это значит, что они будут пользоваться храмом, но вкладываться и инвестировать в ремонт церковь не будет. Текущие коммунальные платежи все равно, конечно, лягут на церковь, но капитальные вложения и реставрация останутся за городом», — сказал предатель РТСРК Анатолий Константинов.
Заметим, что утверждение Константинова небезосновательно. Председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил в СМИ, что именно в таком порядке церковь и претендует на здание, подчеркнув, что государство «может и должно поддерживать памятник, который ему принадлежит». Депутат заксобрания от фракции КПРФ Ирина Комолова заявила, что она атеист, но против церкви ничего не имеет, когда последняя действует согласно своим же заветам.
«В последнее время предложения руководства епархии наводят на мысли, что для церкви нет большего врага, чем она сама. Никакой атеист до такого скандала бы не дошел. Никто бы не не придумал столько инициатив, которые вызывают столько протестов и отрицания церкви. Ощущение, что они специально хотят спровоцировать большой городской скандал», — сказала Комолова.
Напомним, сегодня инициативная группа, в которую входят представители заксобрания Петербурга и представители «Российского творческого союза работников культуры», создали комиссию, которая будет отправлять в горизбирком заявление на проведение референдума по вопросу возможной передачи Исаакиевского собора и храма Спаса на Крови в ведение РПЦ. Пакет необходимых документов в избирательную комиссию активисты пообещали передать в начале августа.