Ещё в июле стало известно, что в рядах МВД грядут сокращения. Однако то, что эти сокращения коснутся культурных кладовых страны, тогда никто прогнозировать не мог. Более того, глава МВД Владимир Колокольцев особо подчёркивал, что полицейских отзовут лишь с тех объектов, где нет угрозы безопасности граждан. Видимо, теперь, принимая решение о том, чтобы убрать полицейских из музеев, господин Колокольцев думал о картинах и скульптурах, а не о тысячах и миллионах посетителей.
Сами музеи узнали о том, что с 1 ноября нынешнего года останутся без полицейской защиты, из письменного уведомления, полученного в начале августа. В качестве альтернативы музейщикам предложили пользоваться услугами частных охранных предприятий.
Музейное сообщество высказалось резко против перехода под защиту частных охранных предприятий. Генеральный директор Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский направил обращение главе МВД, в котором заявил о недопустимости снятия физической охраны с музеев. У музейщиков есть серьёзные аргументы: ЧОПы – это дороговизна услуг, ограниченные возможности и общее недоверие.
Председатель комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга депутат Максим Резник одним из первых, по его же собственному выражению, стал «бить в набат». Он обратился к министру культуры Владимиру Мединскому. После чего шестерёнки госмашины пусть и со скрежетом, но завертелись. Мединский направил письмо Колокольцеву и лично обратился к президенту страны с просьбой не оставлять музеи без бдительного ока полиции.
– У частных охранных предприятий действительно меньше возможностей, чем у полиции, – объяснил корреспонденту «НВ» Максим Резник. – Ещё одно негативное для музеев последствие перехода из рук полиции в руки ЧОПов – неминуемое увеличение страховых взносов за объекты культурного наследия, например, при вывозе их на выставки.
Ситуация накалилась после нашумевшей акции протеста в московском Манеже, случившейся в середине августа, когда злоумышленники разбили несколько экспонатов. Тогда с новой силой заговорили о том, что ЧОПам, представители которых как раз и работали на выставке, нельзя доверить охрану сокровищ нации.
– Ключевой момент этой истории в том, что ЧОП осуществляет охрану согласно той служебной инструкции, которую составил сам заказчик, в данном случае Манеж, – заступился за московских коллег генеральный директор петербургского частного охранного предприятия Владислав Толстенков. – Именно Манеж посчитал, что можно поставить охрану без оружия или иных средств защиты, вооружённую одной бумажкой. И, по сути, охранники на сто процентов выполнили то, что этой инструкцией было предписано. Они вызвали полицию. Правда, за это время хулиганы с лёгкостью устранили то незначительное количество охранников, которое, ещё раз повторюсь, заказчик посчитал достаточным, и успели испортить экспонаты.
Впрочем, сама история не вчерашняя и даже не позавчерашняя – полиция из музеев ушла много раньше. Музеи городского подчинения уже не один год находятся под защитой частных охранников. Так, петербургский Государственный музей городской скульптуры лишился стражей порядка ещё пять лет назад, когда под сокращение попали два из трёх существующих в городе полков вневедомственной охраны. Последний устоявший тогда полк № 1, который до сих пор охраняет музеи федерального значения, такие как Эрмитаж и Русский музей, как раз и будет расформирован к ноябрю.
– Первым охраняемым объектом нашего музея, по личному распоряжению Сталина, стал музей-некрополь Литераторские мостки, а в 1980-х годах охрана появилась уже на всех объектах, – рассказал корреспонденту «НВ» директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. – За последние пять лет мы сотрудничали с тремя частными предприятиями. И я могу сказать, что полиция для музея всё-таки лучше. Как государственная структура она имеет больше полномочий. Например, полиция имеет право произвести обыск подозрительного гражданина и сразу на месте принять меры. А сотрудник ЧОПа не имеет права этого делать и всё равно будет вынужден вызвать полицию.
Согласно действующему сегодня закону музеи ежегодно должны устраивать конкурс среди частных охранных предприятий. В итоге нет никаких гарантий, что в новом году выиграет та структура, которая охраняла его в год предыдущий. И тут, как хвост за котом, тянется сразу несколько проблем. Первая – и на неё указывают почти все музейные сотрудники – слишком много лиц будут осведомлены об охранной системе музея и не только залов, но также запасников и хранилищ.
– В этом для нас есть безусловная доля риска, – соглашается Владимир Тимофеев. – Последние два года нас охраняет одна и та же организация, и мы этим довольны. Для музейного охранника лучшее качество – постоянство, когда он знает подведомственный ему объект. А в системе, когда каждый год одни люди сменяют других, этого, конечно, нет.
Ещё одна проблема тендерной системы упирается в то, что выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену.
– Житейский опыт показывает: где низкая цена, там не будет лучшего качества, – уверен Тимофеев. – Мне удалось познакомиться с той системой тендеров, которая сегодня существует в Германии. Там во главу угла поставлены не деньги, а репутация фирмы и качество предоставляемых ею услуг.
…При подготовке этого материала корреспондент «НВ» обратилась во многие музеи не только Петербурга, но и Москвы. Многие комментировать что-либо без разрешения руководства опасались. Однако общее настроение большинства собеседников было растерянным. Впрочем, нашлись и те, кто в будущее смотрит с оптимизмом.
– Такие музеи, как Эрмитаж и Петергоф, не могут остаться без государственной охраны, – сказала начальник экспозиционной службы Государственного музея-заповедника «Петергоф» Нина Вахания. – В МВД сокращают штат, и, как это часто бывает, какой-то чиновник не подумал и подстриг всех под одну гребёнку. Это чьё-то скоропалительное решение. Не сомневаюсь, вопрос решится в нашу пользу. А пока до ноября мы как жили в обычном режиме, так и будем жить.
мнение
«Можем охранять и Эрмитаж»
Среди сонма голосов музейщиков, общественных деятелей и всех тех, кто сегодня встал на защиту сокровищ нации, почему-то совсем не слышно мнения тех, кому государство решило вверить охрану крупнейших музеев страны. Попытавшись связаться с несколькими частными охранными предприятиями, корреспондент «НВ» неизменно получала отказ от любых комментариев, причём в свойственной их сотрудникам грубоватой манере. И всё-таки Владислав Толстенков, генеральный директор одного из петербургских ЧОПов, сотрудники которого уже несут охрану в некоторых музеях города, согласился ответить на вопросы нашей газеты.
– Почему музейные работники в один голос утверждают, что предпочитают частным охранным предприятиям сотрудников полиции?
– Когда говорят о полицейских, охраняющих музеи, то рисуют образ этаких лихих супергероев с автоматами, готовых дать отпор любой банде вооружённых грабителей. Но зайдя в музей, обнаруживаешь бабушек и дедушек в полицейской форме, вооружённых в лучшем случае сканвордом и спицами. Стоимость такой охраны можно посмотреть на сайте вневедомственной охраны. Но она, на мой взгляд, не соответствует ни качеству, ни здравому смыслу.
Массово аукционы на охрану музеев стали проходить с прошлого года. Но почему-то тендерный отдел вневедомственной охраны не подал ни одной заявки, несмотря на просьбы и уговоры музейщиков. А когда спустя месяцы они обнаружили, что потеряли объекты, стали сыпать угрозами в адрес частных охранных предприятий. У нас, например, целая папка накопилась.
При этом, сменив их на посту, мы обнаружили, что система безопасности в музеях оставляет желать лучшего. Сухие аккумуляторы, которые не менялись с 1950-х годов, медицинские пинцеты, в буквальном смысле висящие на проводах, чтобы эта система работала, фольга на окнах, которую сотрудники музеев ежедневно приклеивают слюной. Признаюсь честно, наших техников уже трясёт, когда мы говорим, что выиграли музей. Нам приходится самим предоставлять музею необходимое оборудование, ведь отвечать, случись что, в итоге нам.
– Ваше предприятие одно из первых стало охранять музеи. Чем охрана музейных объектов отличается от любой другой охраны – магазина или парковки?
– Музей – это, безусловно, колоссальная ответственность. Требования к сотрудникам те же, что и при охране банков, – стаж работы, проверка на полиграфе и разряд, дающий право ношения оружия. Охрана музеев – как некий знак качества для ЧОПОв. Во многом это полурекламный проект, который обладает низкой степенью рентабельности, но подтверждает зрелость компании.
– Среди минусов ЧОПов называют их стоимость, а какие у них реальные плюсы в сравнении с той же полицией?
– На самом деле сообщения о дороговизне частной охраны в корне неверны. Она в разы дешевле, чем вневедомственная. Что касается ощутимых плюсов, то это абсолютно реальная материальная ответственность, которую мы несём. А наши обязанности не ограничены типовыми инструкциями, которые писались ещё при царе Горохе и которым сегодня следует вневедомственная охрана. К тому же у нас обязанности разрабатываются индивидуально для каждого заказчика.
– При существующей конкурсной системе охрана в музеях может меняться каждый год, а значит, ширится круг лиц, которые будут знать нюансы их охранных систем, что создаёт большой риск для музеев.
– Ключ к решению проблемы лежит в руках самих музеев. Сегодня, как правило, используется быстрый и простой способ закупок – электронный аукцион, когда единственный критерий – цена. А вот открытый конкурс мог бы дать возможность музеям узнать о кандидатах все подробности.
– И всё-таки, кто должен охранять сегодня музеи – государство или частные охранные предприятия?
– Частная охрана, так же как и вневедомственная, сегодня оплачивается из бюджета музея. И, на мой взгляд, стоит обратиться к услугам частной охраны.
– Сегодня вы бы могли взять на себя охрану Эрмитажа или Петергофа?
– Если завтра позвонят и скажут: «Заступайте» – почему бы и нет.
прямая речь
Максим Резник, депутат Законодательного собрания:
– Это проблема сохранения культурного наследия нашей страны. И я уверен, что у государства достаточно ресурсов. Посмотрите, какое количество силовых структур сегодня заняты тем, что отлавливают шпионов и экстремистов. А на охрану объектов культурного наследия якобы не найти сотрудников.
По большому счёту, если бы мы действительно жили в правовом государстве, то музеи могли бы подать в суд на вневедомственную охрану за расторжение договора. И его благополучно выиграть, потому что отказывать в своих услугах они не могут по закону даже в случае сокращения штата. Однако у нас другая система. Все попросту боятся подавать какие-то иски. И, как заведено, обращаются напрямую к царю-батюшке.
Что касается казаков, которые выразили желание занять место полицейских на постах охраны, то, если они будут делать это бесплатно, – почему бы и нет. Хотя я не знаю, какими функциями и полномочиями наделена эта организация.
Всё-таки предпочтительнее, чтобы музеи охраняла вневедомственная охрана. И в рамках такого огромного количества силовиков, которое есть в нашей стране, проще перераспределить ресурсы, а не бросать музеи.
Ирина Кузнецова, руководитель службы безопасности Государственного Русского музея:
– Сегодня все музеи имеют свою, годами устоявшуюся систему охраны. В большинстве случаев она комбинированная: вневедомственная охрана, то есть МВД, плюс посты охранных предприятий плюс собственная служба безопасности. Замена любого из этих элементов приведёт к изменению структуры безопасности. То, что создано, разрушать нельзя.
Необходимо разработать целый ряд мероприятий до того, как пройдёт реструктуризация. Юридически мы пока не готовы к таким переменам. Дело не только в стоимости услуг. Мы должны так сформулировать техническое задание будущим охранникам на сайте госзакупок, чтобы претенденты могли понять, соответствуют они или нет. Фактически мы должны разметить в общем доступе план обороны музея, и это основная проблема.
Если театр начинается с вешалки, то музей начинается с полицейского в форме. Потому что это защита людей и государственного имущества.
// Материалы полосы подготовила Александра Заспа.