По словам главы ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина, в петербургском метро существует «надежная» и «работоспособная» система учета жетонов, поэтому выдавать кассовые чеки пассажирам при оплате проезда необязательно. Как пишет газета «Коммерсантъ», такой ответ В.Гарюгин дал депутату городского Законодательного собрания Максиму Резнику на его вопрос о том, как контролируется продажа жетонов в подземке.
Принцип работы этой системы, говорит В.Гарюгин, заключается в том, что на каждом из этапов движения жетонов (склад, кассы, турникеты) их количество документируется и сотрудники, которые это фиксируют, несут за свои действия материальную ответственность. Из турникетов жетоны выгружает специальная комиссия, которая снимает показания счетчиков и сверяет количество жетонов с количеством проходок через турникеты. Если их количество не совпадает, потери компенсируют кассиры за счет своей зарплаты.
По словам В.Гарюгина, за реализацией жетонов в метро существует не только внутренний контроль, но и внешний: ревизию в ГУПе проводят налоговые инспекторы Федеральной налоговой службы. Что же касается выдачи кассовых чеков, то тут Владимир Гарюгин ссылается на письмо Минфина, датированное 2006 годом, которое разрешает продавать проездные в метрополитене «без контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности».
Глава общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков не понимает, «с какой стати метрополитену предоставили такую привилегию». По его словам, в московском метрополитене при оплате проезда тоже не выдают полноценных фискальных чеков, хотя Москва уже отказалась от жетонов и перешла на бумажные проездные. Аншаков утверждает, что «особый порядок», в котором метро продает жетоны, «совершенно не вяжется с принципами налогового законодательства». «Фискальный чек служит гарантией того, что налоги уплачиваются в полном объеме. Так это или нет, может показать только внутренняя отчетность или внешний аудит, но он, как правило, проводится аффилированными с метрополитеном структурами. В открытом доступе этой информации нет, получается государство в государстве», — заявил Аншаков изданию.
Всего, согласно представленной ГУП «Петербургский метрополитен» информации, на руках у населения находится порядка 40 млн жетонов. До конца года Монетный двор выпустит еще 10 млн. Как ранее писал РБК, метрополитену каждый жетон (без учета стоимости поездки) обходится в 13 рублей. При этом, напомним, пассажиры покупают жетоны по 31 рубль за штуку. В будущем году цена может вырасти на 4-9 рублей.