Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что страна не собирается отвечать Турции военными действиями. «Отношение к турецкому народу не изменилось, у нас возникают вопросы к действиям нынешнего турецкого руководства», — подчеркнул Лавров. Россияне гадают, в какой форме российское правительство будет призывать своих оппонентов к ответу. Ведущие туроператоры прекратили продажу туров в Турцию, а российские политики тем временем предсказывают очередной виток борьбы санкций на международной арене.
Одежду — вслед за сыром?
Несмотря на то, что Кремль не заявил о введении каких-либо экономических санкций против Турции, русско-турецкие запреты и ограничения начались. Первым на конфликт из-за сбитого российского Су-24 отреагировал туристический бизнес. За два дня все крупнейшие российские туроператоры приостановили продажу путевок в Турцию в связи с рекомендациями МИД и Ростуризма о временном прекращении работы с этим направлением из-за соображений безопасности. На данный момент известно о приостановке продаж такими компаниями, как Coral Travel, «Пегас Туристик», «Библио Глобус», TEZ Tour и TUI. При этом путешественники имеют право требовать полного возврата стоимости туров. Согласно данным Ассоциации туроператоров России, в связи с этим убытки туристической отрасли могут превысить ущерб от запрета полетов в Египет в 1,7 млрд рублей, пишут «Известия». О вывозе российских туристов, находящихся в данный момент на турецких курортах, речь пока не идет.
Через два дня после инцидента с Су-24, 26 ноября, Роспотребнадзор отчитался о том, что в 2015 году изъял из оборота более 800 килограммов продукции, импортированной из Турции. По заявлению ведомства, усиленный контроль над товарами из этой страны ведется в течение всего 2015 года. Минсельхоз не отстает — по данным этого ведомства, порядка 15% турецких товаров, поставляемых в Россию, — ненадлежащего качества. Однако, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, внимание надзорных органов не означает введения эмбарго на турецкие товары.
Ассоциация текстильщиков России (АТР) призвала ввести санкции против турецкой одежды. Глава ассоциации Адам Ильдаров отправил президенту РФ Владимиру Путину официальное письмо с просьбой призвать россиян отказаться от покупок текстиля из Турции. По данным ассоциации, объем импорта продуктов турецкой легкой промышленности достиг семи миллиардов долларов и благодаря импорту одежды в Россию порядка трех процентов населения Турции обеспечены работой.
Зампред думского комитета по конституционному законодательству Вадим Соловьев также предложил ввести «вещевые» санкции против Турции. По словам Соловьева, на российском рынке «сегодня присутствует значительная часть турецкого ширпотреба, в том числе одежда и обувь». Зампреду непонятно, «насколько обоснованны такие широкие экономические связи с этой страной, если она ведет себя таким образом».
Если подобные экономические санкции будут введены, то россиянам придется мечтать не только о пармезане, но и об относительно недорогой и качественной одежде. По информации телеканала «Дождь», порядка 14% одежды и обуви на отечественных рынках — made in Turkey. Потребителю хорошо знакомы такие бренды, как Colins, LC Waikiki, KoTon, Mavi Jeans, Gizia и другие, успешно конкурирующие с аналогичным европейским масс-маркетом. Кроме того, огромное количество безымянной турецкой продукции попадает на российские прилавки. Если экономические отношения с этой страной-производителем будут приостановлены, отечественный вещевой рынок ждет такая же история, как с продуктами, — качество продукции будет падать, а цены расти на фоне разговоров политиков об успехах импортозамещения.
Всего по итогам 2014 года товарооборот между Россией и Турцией составил 31,1 млрд долларов. На данный момент в Россию поступает порядка 30% турецкого оборудования, 26,5% — продовольственных товаров, 11,1% — продукции химической промышленности.
«Сложная ситуация»
Однако реагировать как-то надо. В этом уверены даже оппозиционно настроенные политики. Независимый депутат ЗакСа Максим Резник считает, что Россия сейчас находится в очень трудном положении, лучшим выходом из которого могут стать не сиюминутные запреты, а пауза, взятая на раздумье.
— К личности Эрдогана (президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. — прим. ЗАКС.Ру) у меня всегда было негативное отношение, к сожалению, я не удивлен произошедшим. Похоже, мы как раз и не учли особенности господина Эрдогана, который трижды, если я не ошибаюсь, предупреждал, что не надо нарушать его пространство. Это не оправдывает его поступка, но говорит о том, что нашей стороной этот фактор не был учтен. Что делать теперь? Сложно сказать. И молчать нельзя, и отвечать как — непонятно, — поделился с ЗАКС.Ру сомнениями Максим Резник.
Депутат отметил, что вводить очередные санкции, на его взгляд, — не лучший вариант.
— Все эти санкции и контрсанкции прежде всего ударяют по самим россиянам. И тут так будет. Мы оказались в сложной ситуации. Если бы моего совета спросили, я бы посоветовал не торопиться. Любой ход нужно тщательно взвешивать. Всё, что будут пытаться сделать на эмоциях, может только всем навредить. Я бы взял паузу, успокоился. Гнев — плохой советчик. Всё, что сейчас говорят про запреты, — это эмоции и глупости, причем глупости вредные. Ситуация сейчас крайне тяжелая. Надо подумать над ней. Между прочим, думать — это полезно, — добавляет Резник.
Собеседник ЗАКС.Ру отметил, что сам был в Турции и эти поездки оставили приятные впечатления.
— Я отдыхал в этой стране, также был там в рамках проведения Года русской литературы в Турции, впечатления остались самые приятные. Не надо ассоциировать турецкий народ и Эрдогана. Далеко не все в Турции поддерживают нынешнее руководство. Самое плохое, что можно сейчас сделать, — это распылять бред типа того, что все турки — козлы. Так говорить сейчас будут только абсолютные глупцы, — подытожил Максим Резник.
А вот депутат ЗакСа от «Справедливой России» Андрей Анохин считает турков врагами России уже очень давно.
— В Турции никогда не был и не собираюсь. У меня вообще отношение к туркам было всегда особое. Дело в том, что, когда учился в школе, я выручал девушку, которую держали в рабстве в Турции, издевались над ней. Поэтому еще тогда у меня сформировалось понятие, что турки — враги нашей страны, которых интересует только экономическая выгода от РФ. Все войны, которые у нас были с турками, говорят о том, что это государство не может быть нашим надежным партнером, — поделился с ЗАКС.Ру воспоминаниями Андрей Анохин.
О возможных экономических антитурецких санкциях собеседник издания говорит с воодушевлением. Анохин уверен, что действовать надо жестко.
— Атака на наш самолет — это провокация. Российская Федерация не может оставаться в стороне от такого наглого вызова. Поскольку Турция входит в состав НАТО, мы не можем ответить ей военными методами. Так что экономические воздействия, на мой взгляд, должны быть самые жесткие. Во-первых, необходимо закрыть воздушное пространство для того, чтобы наши граждане прекратили поездки в Турцию. Во-вторых, нужно вводить запрет на экономическую деятельность всех турецких компаний и запрет на выдачу патентов на работу всем турецким гражданам. Самое главное — нужно поднимать вопрос о роли турецкой стороны в борьбе мирового сообщества с «Исламским государством» (запрещенной в России экстремистской организацией). Поступок Турции — это косвенный признак того, что Турция может быть пособником ИГИЛ (запрещенная в России экстремистская организация), — считает депутат.
Анохин не сомневается в том, что россияне стойко перенесут все тяготы, связанные с возможным ухудшением экономической ситуации в стране из-за возможных антитурецких санкций.
— Россия — страна, которая перестроится. Нас пугали, что будет нечего есть, что ничего не будет в магазинах, когда начались санкции против ЕС. И что? В итоге всё нормально. Импортозамещение есть. Где не сможем заменить сами турецкий импорт, найдем на это место других, более надежных партнеров. По обуви Белоруссия закроет все объемы. Одежда? Сейчас пошел тренд на то, что мы будем ходить в российской одежде. Она не дороже турецкой. Плюс недорогая одежда может приходить из Китая, Вьетнама. Турецкие фрукты? Эту нишу займет Греция, — убежден Андрей Анохин.
«Отвечать как-то надо»
Солидарен со своим коллегой по ЗакСу депутат от КПРФ Константин Смирнов.
— Первая тревога у меня появилась, когда во время минуты молчания в память о погибших во Франции на футбольном матче турки запели «Аллах акбар». Но то, что сделано сейчас, — это беспредел полный. Я лично сам буду организовывать экономические санкции в том смысле, что больше никогда не полечу в эту страну. Один раз был там, больше — ни ногой из-за их свинского отношения к российскому народу, — пообещал ЗАКС.Ру Смирнов.
Депутат рассказал, что он очень остро воспринял новость о том, что турецкие военные сбили российский самолет Су-24.
— Вчера в Санкт-Петербурге был прием морских пехотинцев. Рядом со мной сидел морпех, Герой России, кавалер четырех орденов Мужества. Я подумал: а могло ведь случиться так, что на месте тех пилотов оказались бы люди, сидящие рядом со мной. Может, в связи с этим я очень близко воспринял эту историю. А нашим гражданам хочу сказать: если вы хотите оставлять деньги в странах, где убивают наших солдат, где, как в Средневековье, расцветают радикальные группировки ислама, то, конечно, езжайте на свой страх и риск. Только не просите, чтобы вас потом эвакуировали самолетами МЧС, и не удивляйтесь, что вам бьют лица сотрудники египетских и турецких пятизвездочных отелей, — считает Константин Смирнов.
Парламентарий добавил, что он поддержит решение российского руководства о введении экономических санкций против Турции.
— Должен быть патриотизм. И наш президент Владимир Путин, и Россия становятся флагманом здравого смысла во всем мире. Я не хочу видеть Россию такой, какой я вижу сейчас Европу. Поэтому я готов поддержать любые санкции, — убежден коммунист.
Константин Смирнов отметил, что он понимает, какими проблемами грозит такое решение, однако он уверен, что гордость важнее комфорта.
— Нельзя говорить: «Моя родина там, где моей жопе теплее». Я лично готов платить за присоединение Крыма. Да, мы пострадали, но это не зря, — высказался депутат.
На замечание корреспондента ЗАКС.Ру о том, что, вероятно, у депутата Смирнова зарплата выше, чем, например, доход обычного российского пенсионера, которому тоже приходится платить за Крым, собеседник издания ответил, что тяготы — это временное.
— Я думаю, любой пенсионер тоже будет достаточно патриотичен. Надо понимать, что сейчас переломный момент, что надо чуть-чуть потерпеть, а дальше всё будет нормально. Нас пугали, что доллар будет к концу года 120 рублей. А он всего 65 рублей! И будет держаться так дальше. Как говорила моя бабушка, лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Как говорил Ленин, нужно исправлять ошибки. Вот сейчас Россия их и исправляет, и это правильно, — поделился размышлениями Константин Смирнов.
Депутат Законодательного собрания от «Единой России» Андрей Васильев считает, что введение санкций — вполне реальная перспектива.
— У нас Турция была серьезным экономическим партнером, причем порой им это было выгодней, чем нам. В том же туризме мы гробили свои курорты Кавказ и Крым, направляя свои туристические потоки в Турцию. У них полстраны на это заточено. Если Эрдоган пошел на конфликт, он наверняка понимал, что с нашей стороны будут какие-то санкции. И они уже начинаются. Путевку в Турцию уже не купить. Помидоров, яблок и клубники, скорее всего, мы тоже не увидим, — предположил в беседе с ЗАКС.Ру Андрей Васильев. — Их одежды, обуви тоже не будет. Переориентируемся на Китай. Это всё, конечно, не очень здорово, но отвечать как-то надо на такие действия.
По словам Васильева, конфликт между Владимиром Путиным и Тайипом Эрдоганом начался во время саммита G20 в Белеке.
— Тогда у Путина с Эрдоганом состоялся очень серьезный разговор. По телевизионной картинке было видно, что Эрдоган взбешен. И вот он ответил, — предположил Андрей Васильев.
Парламентарий рассказал, что впервые в Турции он побывал в этом году — ездил отдыхать. Берег турецкий единороссу понравился.
— Был на курорте в Белеке, на пляже провел пять дней, очень понравилось. Еще на свой день рождения решил сделать себе подарок и с супругой поехал в Стамбул. Я давно мечтал посмотреть на Константинополь. В поездке я понял, что Турция разделена на две части. Половина наиболее темная и необразованная — за Эрдогана, вторая половина, образованная, — против его политики, направленной на централизацию власти и исламизацию.
Говоря о нынешнем конфликте России и Турции, Андрей Васильев в сердцах заявил, что своим поступком турецкие власти «насрали в душу» России, которая доверяла своему партнеру.
Елизавета Белова