Уникальное предприятие по работе с трудными подростками оказалось под угрозой закрытия.
Петербургские парламентарии подготовили проект обращения к губернатору с просьбой сохранить «Новое поколение» – организацию, которая вот уже почти четверть века занимается трудовым воспитанием, а по сути – перевоспитанием малолетних преступников и тех, кто рискует ими стать.
Предприятие производит около 80 наименований настольных игр, которые продаются по всей стране. Все делается вручную из готовых комплектующих: картона, дерева, бумаги. Это так называемый посильный детский труд, разрешенный законом.
Основной контингент – подростки от 14 до 19 лет, состоящие на учете в полиции, совершившие преступления или правонарушения, а также дети в трудной жизненной ситуации. Таких принято называть неблагополучными. Большинство из них не учатся в школе, промышляя в лучшем случае мелкими кражами. Здесь им дают работу. Все как у взрослых: трудовая книжка, пенсионное свидетельство, отпуск.
Аналогов «Новому поколению» в России нет. За 23 года реабилитацию здесь прошли более 34 тысяч человек, 98 процентов из них успешно трудоустроились. В Петербурге у предприятия действует восемь площадок, одна из них – в Колпинской колонии. В общей сложности на них заняты 886 парней и девчонок.
Сегодня все они рискуют оказаться там, откуда их с таким трудом вытащили: на улице.
В конце сентября комитет по молодежной политике, который выделяет предприятию бюджетные деньги (около 300 миллионов рублей в год), объявил: финансирование приостановлено. Причина – долг в размере 46 миллионов рублей. Откуда он взялся, в организации так и не поняли, поскольку акты выполненных работ по каждому месяцу подписывали без каких-либо оговорок. Ко всему прочему фонду припомнили проверку прокуратуры, проведенную этой весной. Претензии надзорного ведомства заключались в том, что только 10 процентов направлений, выданных для трудоустройства в «Новом поколении», соответствуют требованиям. Как пояснили на предприятии, камнем преткновения стало оформление документов – направления должны быть подписаны председателями районных комиссий по делам несовершеннолетних, а их в основном подписывали ответственные секретари.
– Кажется, что, кроме этой проверки, других аргументов у них нет, – разводит руками Алена Андреева, специалист по связям с общественностью предприятия.
К тому же предприятию вменяется в вину наличие вакансий. Раз не предоставляете занятость в полном объеме, то и финансирование сокращаем. Однако оформлять подростков на работу сотрудники «Нового поколения» не имеют права. Направлять сюда обязаны отделы полиции, районные комиссии по делам несовершеннолетних и другие «субъекты профилактики безнадзорности», одним из которых является и сам комитет. Но там дали понять, что комплектация рабочих мест утопающих – дело рук самих утопающих.
– Нам едва ли не открытым текстом заявили: нигде в России таких организаций нет, значит, и мы обойдемся, – говорит директор предприятия Михаил Дмитриев. – Единственное, чего они не понимают: эти подростки голодные, злые и безжалостные. Если они окажутся на улице, им не составит труда добыть себе пропитание. Но каким путем? Революции начинаются с молодежи, которая не видит социальных перспектив.
Сложности во взаимоотношениях с комитетом начались еще в начале года, когда подписание контракта по неясным причинам затянулось до конца января. За сравнительно небольшое время простоя подопечные, предоставленные сами себе, успели совершить несколько тяжких преступлений. Затем условия контракта несколько раз менялись, и каждый раз не в пользу детей. Одним из таких условий было установление камер видеонаблюдения для контроля за посещаемостью.
– Претензии комитета по молодежной политике, на мой взгляд, продиктованы желанием перераспределения финансовых потоков, – считает депутат Законодательного собрания Максим Резник. – При этом «Новое поколение» является одним из брендов Петербурга, которым город должен гордиться. Такая уникальная работа не может стоить дешево. Гораздо дороже она обойдется потом, когда трудные подростки окажутся вне социализации.
Сегодня «Новое поколение» фактически не функционирует. Комплектующих нет, собирать игры не из чего, кормить детей тоже нечем, не говоря о зарплате – ее не выплачивают уже два месяца. Для покрытия текущих расходов пришлось продать принадлежавшие предприятию машины. Копятся долги за коммунальные услуги. К счастью, волна общественного возмущения докатилась и до Смольного, и до Мариинского дворца. Неделю назад на совещании у вице-губернатора Александра Говорунова чиновники и депутаты организовали комиссию, призванную разобраться в финансовой документации и выяснить, кто, кому и сколько должен.
Неделю назад на заседании комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания обсуждалась возможность переподчинения «Нового поколения» другому комитету. Например, комитету по социальной политике.
– Я считаю, что комитет по социальной политике лучше подходит для этой работы и по функционалу, и по кадровому составу, – подытожил председатель комиссии Максим Резник. – Но окончательное решение – прерогатива исполнительной власти. Мы можем только дать совет, если потребуется – настойчивый совет. В любом случае позиция Законодательного собрания однозначна: мы на стороне «Нового поколения».
На предприятии пока появилась надежда, что в абсурдной ситуации наконец будет поставлена точка.