В ноябре несколько муниципалитетов Петербурга надумали освежить и расширить свой автопарк. Сразу три местных администрации объявили конкурсы на закупку автомобилей стоимостью от 1,6 до 2 млн рублей. Муниципальные депутаты считают, что служебные автомобили им жизненно необходимы, а коллеги из городского парламента советуют муниципалам чаще ходить пешком или передвигаться на велосипедах.
Местной администрации Московской заставы понадобилась машина за 1,65 млн, а коллегам из Екатерингофского округа – почти за 2 млн рублей. И в том и в другом случае из конкурсной документации следует, что муниципалы намерены купить «Тойоту Камри», причем МО Екатерингофский нуждается в автомобиле люксовой комплектации.
Глава округа, уже имеющего для нужд муниципального совета «Шкоду Октавия», Олег Смакотин утверждает, что речь не идет непременно о «Тойоте Камри» и в Екатерингофском смиренно примут любой автомобиль, который будет соответствовать описанным в техническом задании характеристикам. Например, если в нем будет русифицированная система навигации Toyota Touch 2.
Зачем муниципалитетам нужны далеко не самые дешевые машины – в округах не объясняют. Глава Московской заставы Валентина Афонькина в принципе отказалась общаться с корреспондентом ЗАКС.Ру – она убеждена, что издание «искажает новости» о ее муниципальном округе. Глава администрации Екатерингофского Ирина Кузнецова, от имени которой объявлен аукцион, в течение нескольких дней не отвечала на звонки из редакции.
Очевидная «заточенность» муниципалов под конкретные модели автомобилей стала предметом изучения регионального управления ФАС. Антимонопольный орган накануне проведения аукционов получил жалобы и закупки приостановил. Однако, как пояснили ЗАКС.Ру в УФАС по Петербургу, нарушения в конкурсной документации оказались незначительными, и после внесения исправлений в самые ближайшие дни и в Московской заставе, и в Екатерингофском обзаведутся новыми авто.
А в МО Владимирский округ обошлись без привлечения внимания антимонопольщиков, и в минувшем месяце муниципалы купили минивэн «Фольксваген Каравелла» — немногим дороже 2 млн рублей.
— Полезная и нужная вещь, — прокомментировал ЗАКС.Ру эту покупку председатель Совета муниципальных образований Петербурга Всеволод Беликов. — Муниципалитеты проводят много спортивных и досуговых мероприятий. Наличие своего автомобиля существенно снижает затраты округов на их проведение, потому что аренда транспорта стоит дорого.
В распоряжении МО Автово есть два микроавтобуса, и глава округа Геннадий Трусканов считает именно такой вид транспорта наиболее приемлемым для служебного применения в муниципалитете.
— Мы используем их [микроавтобусы] для доставки местной газеты, иногда возим пенсионеров на экскурсии, а сам я пользуюсь общественным транспортом, — поделился Трусканов.
Он не считает разумной покупку легковушек бизнес-класса для нужд муниципальных округов, но и осуждать своих коллег с Московской заставы и из Екатерингофского за желание приобрести дорогие машины не готов.
— А вдруг они на них пенсионеров возить будут? – предположил глава МО Автово. – Но избирателям такая покупка может показаться подозрительной, и я бы на их месте не одобрил.
— Глава муниципального образования — высшее должностное лицо, и иногда ему нужна машина. У многих чиновников есть служебные автомобили, — настаивает Всеволод Беликов. Он считает «нормальным», когда муниципалитет покупает служебный транспорт, если «имеет для этого потребность и возможность».
Потребности, судя по объявленным и приближающимся к завершению аукционам, действительно имеются, и немалые. С возможностями же всё не так очевидно. Если в муниципальной кассе Владимирского округа расходы не превышают доходов, то в Екатерингофском дефицит бюджета 3 млн рублей, а в Московской заставе – 23 миллиона. И собственно покупка дорогой машины – это еще не все затраты на нее.
— По опыту Законодательного собрания могу сказать, что на содержание служебного автомобиля тратится более 100 тысяч рублей в месяц. В эту сумму входит зарплата водителя, бензин, страховка, другие траты, — рассказал ЗАКС.Ру депутат городского парламента от партии «Яблоко» Михаил Амосов.
По его мнению, покупка любых служебных автомобилей – это неоправданная трата бюджетных денег, а если у главы муниципалитета и должна быть машина, то не служебная, а личная.
— Можно взять кредит в банке и приобрести личный транспорт. Зачем ему служебный автомобиль – чтобы поехать в ближайший детский сад? Можно и на общественном транспорте доехать или пешком дойти, муниципалитеты в городе маленькие. У нас многовато служебных машин и в стране, и в городе. Фракция «Яблоко» отказалась от них еще в прошлом созыве, — отметил Амосов.
— Муниципалитеты – самая близкая власть к народу, с их стороны нескромно покупать служебные автомобили, и я этого не одобряю, — говорит член фракции Партии роста в городском парламенте Максим Резник. От служебной машины он также отказался еще в прошлом созыве Законодательного собрания.
По мнению депутата, сотрудникам муниципалитетов вместо поездок на служебных авто следует передвигаться по своим округам «на велосипедах или роликовых коньках».
Серафима Курдюбова