Комитет по культуре Петербурга 30 ноября объявил, что блокадная подстанция передается цирку на Фонтанке – в здании разместится музей цирковых искусств. Судя по всему, семилетняя история борьбы за сохранение памятника истории и архитектуры подошла к финалу. ЗАКС.Ру собрал хронику событий вокруг дома на набережной Фонтанки, 3А.
2009 год
В октябре комитет по охране памятников (КГИОП) отказался вносить блокадную подстанцию в реестр памятников. Пошли разговоры о возможном сносе подстанции. Застройщик ООО «Ройял Гарденс отель» планировал возвести на месте здания шестиэтажную гостиницу с рестораном. Так как подстанция находится в охраняемой зоне, работы позиционировались не как снос, а как «реконструкция».
Планы застройщика поддержал комитет по градостроительству и архитектуре (КГА), председателем которого в то время была Юлия Киселева. В КГА, ссылаясь на результаты экспертизы, заявили, что в годы блокады подстанция электроэнергией трамвай не снабжала, исторической ценности не имеет и «может быть разобрана».
Градозащитники в лице ВООПИиК и организации «Живой город» заявили о своем намерении обратиться в комиссию по фальсификации истории. Ветераны-блокадники при поддержке молодежного «Яблока» начали сбор подписей под коллективным обращением к губернатору Валентине Матвиенко с требованием либо сохранить нынешнюю функцию подстанции, либо устроить в ее здании музей. Прокуратура поддержала активистов и направила Киселевой представление с требованием принять меры к доработке документации в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия.
Накануне Нового года правительство Петербурга приняло постановление об утверждении проекта планировки и межевания территории, на которой находится блокадная подстанция.
2010 год
Несмотря на принятый проект межевания, работы по «реконструкции» подстанции в гостиницу так и не начались. Лишь в конце 2010 года на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга чиновники напомнили, что не отказались от своих планов
ГУП «Горэлектротранс» должен был выполнить первый этап инвестиционного проекта – перебазирование и выведение тяговой подстанции из технологического процесса – до 27 января 2011 года.
2013 год
Первый этап проекта все еще не был реализован. Пользуясь заминкой, активисты устраивали акции в защиту подстанции.
В апреле комиссия по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Петербурга решила передать здание тяговой подстанции №11 Санкт-Петербургскому государственному цирку с условием сохранения фасада здания и объемно-пространственных решений. При этом постановление городского правительства оставалось в силе.
Максим Резник, глава комиссии, пожаловался в УФАС, так как постановление правительства о плане межевания территории, на которой находится блокадная подстанция, было принято в соответствии с устаревшим законодательством.
2014 год
Продолжались акции в защиту блокадной подстанции. Петербургское «Яблоко» обратилось к губернатору Георгию Полтавченко с требованием признать тяговую подстанцию №11 объектом культурного наследия, отменить решение о её сносе и провести реставрацию здания.
В марте в СМИ появилась информация, что, несмотря на сопротивление петербуржцев, застройщик уже получил ордер на ограждение стройплощадки. Работы планировалось завершить в конце 2015 года. 6 марта депутат ЗакСа от фракции «Яблоко» Борис Вишневский обратился с просьбой спасти подстанцию к Игорю Дивинскому, исполнявшему обязанности ушедшего в отпуск губернатора Георгия Полтавченко. В тот же день КГИОП назначил историко-культурную экспертизу подстанции, таким образом застраховав ее от сноса на 45 дней.
На следующий день, 7 марта, стало известно, что экспертиза выявила в подстанции объект, «обладающий признаками объекта культурного наследия». Подобный статус еще не означал, что подстанция является объектом культурного наследия, однако с этого момента здание попало под государственную охрану.
26 марта демонтируют ограждение вокруг блокадной подстанции. 9 апреля рекомендует включить здание в реестр памятников. Многие решили, что блокадная подстанция спасена.
Но бывший на тот момент вице-губернатором Петербурга Марат Оганесян усомнился, что подстанция на Фонтанке первой обеспечила трамвайное сообщение в блокадном Ленинграде. Эту версию он в дальнейшем проверял по поручению Георгия Полтавченко, которому на ряд исторических неточностей в экспертизе пожаловалась строительная компания ЛСР, потерявшая на блокадной подстанции более 400 млн рублей. Оганесяна поддержал и.о. председателя КГИОП Александр Леонтьев, который отметил, что у ведомства есть претензии к проведенной экспертизе.
В октябре к губернатору обратился Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке с просьбой передать подстанцию цирку в безвозмездное пользование. Представитель цирка тогда отметил, что их здание страдает от нехватки места.
Куйбышевский районный суд признал градплан застройки территории незаконным. Собственник подстанции ГУП «Горэлектротранс» подал апелляцию.
2015 год
Блокадная подстанция оставалась в списке выявленных объектов культурного наследия, но не была включена в реестр памятников. Если до марта подстанция не попала бы в этот реестр, то снова оказалась бы в ведении ЛСР.
В феврале КГИОП отклонил экспертизу, признавшую блокадную подстанцию объектом культурного наследия. Новую экспертизу доверяют «Группе ЛСР». Вновь начинаются акции протеста. За сохранение подстанции выступил писатель Даниил Гранин.
23 марта «Горэлектротранс» отозвал свою апелляцию. Таким образом, в силу вступило решение Куйбышевского суда, признавшего строительство незаконным.
2016 год
Вице-губернатор Игорь Албин заявил, что правительством города блокадная подстанция рассматривается как объект культурного наследия, который должен быть использован для организации общественно-полезных пространств. Албин поддержал идею градозащитной группы Александра Сокурова по преобразованию подстанции в музей.
Борис Вишневский в феврале заявил, что блокадную подстанцию необходимо сделать филиалом Музея обороны и блокады Ленинграда.
В марте Албин предложил Совету по сохранению культурного наследия, который он возглавляет, провести тайное закрытое голосование по судьбе блокадной подстанции. Это было первое тайное голосование в истории Совета. По его итогам 28 марта было принято решение включить блокадную подстанцию в реестр памятников.
19 апреля КГИОП официально включил подстанцию в реестр региональных памятников.
В октябре депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Сергей Боярский заявил, что Петербургский цирк на Фонтанке ведет переговоры с правительством города о передаче цирку подстанции для создания музея.
30 ноября комитет по культуре сообщил, что блокадную подстанцию передадут цирку на Фонтанке. В историческом здании расположится музей циркового искусства.
Знатоки русского авангарда относят здание тяговой подстанции на Фонтанке к образцам конструктивистской застройки Ленинграда 1920–30-х годов, улавливая в ее архитектурном решении отголоски Малевича. В период блокады Ленинграда в марте 1942 года подстанция №11, наряду с подстанцией №15 и подстанцией №20, дала ток в сеть и обеспечила возможность движения в центре города и на Выборгской стороне сначала грузового, а с 15 апреля 1942 года регулярного пассажирского трамвая. В память об этом на здании размещается мемориальная доска. Трамвай в блокадном Ленинграде оставался единственным видом городского транспорта.