Максим Резник: поступок Мединского говорит об одном: Петербург в Москве просто не воспринимают как культурную столицу //СМИ

Сотрудники опасаются, что успешное петербургское предприятие превратится в «дойную корову» для латания дыр в бюджетах региональных цирков.

Министр культуры Владимир Мединский подписал приказ об увольнении Михаила Смородкина с должности директора петербургского цирка, а также заявил об объединении Цирка Чинизелли с Росгосцирком.

Меньше года назад Цирк на Фонтанке открылся после масштабной реконструкции. И с тех пор его постоянно сопровождают различного рода разбирательства. Сначала коллектив был недоволен новым худруком Вячеславом Полуниным, потом началось бурное обсуждение присоединения к Росцирку. Директор департамента господдержки народного творчества Андрей Малышев заявлял, что присоединение позволит осуществлять «беспрерывную подготовку новых номеров и артистов и обеспечит бесперебойную работу двух цирков, включая цирк Автово, который уже является филиалом Росгосцирка, благодаря единой инфраструктуре в городе».

Сотрудники Цирка Чинизелли выступали против. Они заявляли: программы, которые ставят в нашем Цирке на Фонтанке, априори не могут быть в едином конвейере «Росгосцирка», потому у нас совсем иной, искушённый зритель.

Они боялись, да и до сих пор боятся сокращений, уменьшения заработков, изменений в творческой жизни. В этом вопросе они смогли заручиться поддержкой городского правительства и депутатов ЗакСа.

В мае 2016 года парламент Петербурга выступил с обращением к Министерству культуры. В нём депутаты попросили оставить Цирк на Фонтанке городу. Но Росгосцирк выступил против. Петербургский коллектив возмутился. Люди беспокоятся, что произойдет такая же ситуация, как и в других «подразделениях» Росгосцирка: сократят оркестр и балет, а цирк будут использовать как площадку для каких-либо развлекательных программ.

Цирк на Фонтанке является государственным, однако ранее он не входил в структуру Росгосцирка. Это один из немногих рентабельных российских цирков. К моменту начала капитального ремонта петербургский цирк давал около 220 представлений в год при средней заполняемости зала 75-78 %. При этом, из тех цирков, которые находятся в ведении Росцирка, большая часть учреждений убыточны.

Надо сказать также, что пока в структуре Росцирка нет ни одного учреждения ни в Петербурге, ни в Москве. Большой цирк на проспекте Вернадского — структура государственная, но самостоятельная. Цирк Никулина на Цветном бульваре — организация частная. При этом, за последние годы некогда централизованная советская структура потеряла не только здания, но и известные цирковые династии. Так, не без скандалов, осенью 2015 года из Росцирка ушли братья Запашные.

Как рассказал Лайфу директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, народный артист России Эдгард Запашный, опасаться следует вовсе не сокращений.

— Что касается увольнений, они и раньше были, это нормальная практика, что кто-то с кем-то не срабатывается. Поэтому говорить, что придёт новое руководство и всех уволит – это некая спекуляция, через которую проходят все новые руководители. Здесь я не согласен, это надо быть крайне бездарным человеком, чтобы прийти и сразу всех уволить. Мне кажется, что это некая форма самоубийства. Какие-то небольшие изменения будут – наверное, после назначения нового директора появятся какие-то новые замы, штатное расписание изменится – и не факт, что в сторону уменьшения. Может быть, штат будет даже расширен, и такая практика существует, — поделился своим видением будущего Цирка на Фонтанке Эдгард Запашный.

По мнению народного артиста, главный «подводный камень» — это общий бюджет у всех подразделений Росгосцирка.

— Опасения у меня разделяются в плане финансов, потому что, действительно, Росгосцирк на сегодняшний день не является показательной структурой. В стране у многих цирков заблокированы счета, иногда по три месяца. Дело в том, что, когда ты работаешь в таком комплексе, когда хоть у одного цирка долги, это тут же проецируется и на другие цирки. Сейчас так работает государственная машина.

Сейчас петербургский цирк является коммерчески успешным предприятием, чего не скажешь о подавляющем большинстве российских цирков. Только от продажи билетов Цирк Чинизелли получает порядка 720 миллионов рублей в год. В министерстве культуры сотрудников цирка Чинизелли убеждают, что после вхождения в структуру Росгосцирка 50 % этих денег будет оставаться в Петербурге, 50 % пойдёт в Москву. Однако после подобных изменений наш цирк легко может превратиться в источник финансирования убыточных региональных учреждений.

— Эта схема должна работать, её озвучили представители министерства культуры, но не всё зависит от чиновничьего желания. Банковская система работает по-другому. Если сейчас у какого-нибудь нижнетагильского цирка накопятся серьёзные долги, то заблокируют счета и санкт-петербургского цирка в том числе, если они будут входить в единую систему – а они, судя по всему, будут входить в единую систему, — рассказал Эдгард Запашный. – Тогда никаких 50 на 50 не получится, тогда будет стопроцентная блокада счетов и отъём денег. Вот этого надо избежать.

Как считает директор Большого Московского госцирка, могут пострадать и сотрудники Цирка Чинизелли, и туристы:

— Я много раз говорил, что, в случае вхождения Цирка Чинизелли в структуру Росгосцирка, он должен стать цирком индивидуального планировании – то есть цирком, который будет иметь форму независимости и не отталкиваться от компании Росгосцирк.

По словам Запашного, успешный Цирк на Фонтанке накопил уже немалые средства насчетах – порядка нескольких десятков миллионов.

— Конечно, не хотелось бы, чтобы эти средства были отняты, — поделился мнением артист.

Сами сотрудники единогласно против вхождения в структуру Росгосцирка и никак не могут понять, почему уволили Михаила Смородкина, который успел уже очень многое сделать для петербургского цирка. О «Главке» петербургские циркачи не лучшего мнения.

— Главк себя изжил, там давно сидит пятьсот рыл и никто ничего не делает, — заявил на собрании сотрудников Цирка на Фонтанке один из его работников.

— Зачем нам это надо? – задаются вопросом петербургские артисты, и ответа не получают.

Максим Резник, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, рассказал Лайфу, что поступок министра культуры Мединского говорит об одном: Петербург в Москве просто не воспринимают как культурную столицу.

— Я считаю, что лучше было бы для нашего Цирка, если бы его передали дали Петербургу. А если говорить о том, кто должен уходить, то это должен быть Мединский. Он давно уже должен был оставить свой пост и это многое бы решило, в том числе и в этом вопросе. У нас было многообразие форм и методов содержания. Цирк на Фонтанке – это самобытное, отдельно стоящее не только здание, но и явление. Это не было учтено министерством культуры, и это говорит о том, что они не представляют Петербург как культурную столицу, а воспринимают его как один из регионов страны, — сообщил Максим Резник.

Депутат уверен, что Цирк Чинизелли Петербург вполне мог бы содержать самостоятельно, без поддержки Москвы.

— Сегодня Цирк на Фонтанке – это самостоятельная организация, приносящая доход и в творческом плане, и в содержательном плане. Это внятная творческая единица, которая приносит не только доход в бюджет, но и радость людям, которые пользуются этими услугами. Это то, что нужно городу, то, что мы могли бы содержать сами. Очень жаль, что министерство культуры так действует. Господин Мединский не своё место занимает и много чего разрушил в сфере культуры в нашей стране. Заксобрание делало всё возможное в этом плане и уже обращалось к Ольге Голодец. Более того, более 20 депутатов в прошлом созыве выступало за отставку Мединского. Если бы у нас был человек, который действительно мог объединить наши усилия (Петербург-Москва) тогда, возможно, мы могли бы сделать так, чтобы нас услышали, — посетовал депутат.

Вопрос финансов особенно сильно пугает самих сотрудников Цирка Чинизелли. Александр Жуков, главный администратор цирка Чинизелли, сообщил, что все сотрудники единодушно против присоединения к Росгосцирку.

— Я так понимаю, вопрос с министерством культуры решён, и это явно вчера прозвучало. Было предложено создать рабочую группу, чтобы выработать систему перехода. Все сотрудники против. Опасаются увольнений. Мы – успешное предприятие, скорее всего, теперь начнём покрывать долги тех цирков, которые менее успешны в работе. Если мы переходим, то это и переподчинение, теперь любое движение нужно будет согласовывать с Росгосцирком. Любой ремонт или что-то другое — это нужно будет согласовывать с Росгосцирком. Росгосцирк до сих пор не поворотлив и, имея у себя в штате 141 стационарный цирк, они, естественно, будут теперь кидать денежные средства туда, где нужно залатать дыры. Если у нас возникали проблемы, мы сами принимали решение и выделяли финансы. Люди же все понимают, что теперь не сможем ничем распоряжаться, — сообщил Александр Жуков.

Отставка Михаила Смородкина стала для всех артистов и работников цирка большим ударом.

— Я очень сильно сожалею, что уволен Михаил Смородкин. Мы выстроили грамотные отношения между нашими двумя цирковыми столичными компаниями, — поделился Эдгард Запашный. – Я вижу в нём прекрасного менеджера, очень принципиального человека в решении серьёзных вопросов. Человек не цирковой, он вывел цирк на новый уровень, сделал его коммерчески успешным. Человек-боец.

Как рассказал артист, летом планировалось выступление братьев Запашных в петербургском Цирке на Фонтанке. Однако будет ли это возможно после таких изменений – неизвестно.

— Мы с братом имели устную договоренность, уже с прошлым директором, что отработаем собственную программу, либо летом, либо в сентябре. Я уже теплил надежды. Потому что уже больше десяти лет мы с братом не работали в Цирке на Фонтанке. И для меня это была бы большая честь. Но сейчас мне трудно прогнозировать работу с Цирком Чинизелли, — рассказал Эдгард Запашный.

Источник



comments powered by Disqus