Губернатор и цирк или Политика невмешательства //Zaks.ru

До конца года Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке перейдет в ведение подконтрольного Министерству культуры Росгосцирка. Слияние вызвало неприятие циркового профсоюза, петербургских политиков и многих жителей города: самостоятельный и окупающийся цирк должен будет бросить свои деньги в общий котел федеральной структуры.

Губернатор Георгий Полтавченко долгое время не высказывался на тему принадлежности цирка, но на итоговом заседании Общественной палаты все-таки обозначил позицию городского правительства: Цирк на Фонтанке вольется в Росгосцирк. После этого заявления пыл некоторых защитников самостоятельности поубавился.

В мае 2016 года депутат городского парламента Максим Резник предложил губернатору передать Цирк на Фонтанке из ведения Министерства культуры в собственность города. Губернатор предложение одобрил, но сделал это своеобразно: в ответном письме Полтавченко указал, что правительство города готово рассмотреть эту инициативу – если поступит соответствующее предложение Минкульта. То есть правительство во главе с губернатором не собиралось что-либо предпринимать, а Минкульт должен был сам отказаться от прибыльного предприятия и отдать его Петербургу.

Минкульт так не поступил и заявил о вхождении петербургского цирка в Росгосцирк до конца года.

В понедельник, 5 декабря, на заседании Общественной палаты Петербурга ее председатель Нина Кукурузникова в своей речи осторожно заметила, что Цирк на Фонтанке необходимо оставить «при городе». Полтавченко в ответ на это потребовал «не мешать» Министерству культуры.

– Я бы попросил, прежде чем высказываться на эту тему, более глубоко изучить вопрос. Государство вложило свои деньги в ремонт цирка, без федеральных средств ремонт был бы невозможен. Петербургский цирк должен присоединиться к Росгосцирку, и мы должны поддержать инициативу Минкультуры – это мое мнение и мнение правительства города, – заявил Полтавченко.

Максима Резника такое решение губернатора расстроило.

– Между интересами Петербурга и интересами [министра культуры] Мединского он сделал свой выбор. Я сожалею об этом и полагаю, что это ошибочное решение. Не думаю, что теперь что-то можно сделать. Я все равно намерен включить в повестку обращение к [премьер-министру] Медведеву об отставке Мединского, но не думаю, что это будет иметь последствия, – сообщил Резник корреспонденту ЗАКС.Ру.

Самым рьяным противником присоединения петербургского цирка к Росгосцирку выступал депутат Госдумы от партии «Единая Россия» и бывший советник Полтавченко Сергей Боярский. Он много общался с профсоюзом цирка, поднимал проблему слияния на думских заседаниях и в комитете по культуре Госдумы, а также посвятил теме цирка почти весь свой блог в Twitter.

– Бюджет, в том числе и на культуру, сокращается, и Росгосцирк находится в незавидном положении. Неудивительно, что компания ищет все возможные средства для исправления ситуации. Наверное, у нового руководителя есть желание показать себя и сделать какие-то правильные шаги для компании. Эти шаги могут ударить по нашему цирку, поэтому моя обязанность как депутата от Петербурга попробовать остановить этот процесс, – заявлял Боярский в своем октябрьском комментарии ЗАКС.Ру.

По утверждению депутата, Цирк на Фонтанке “переживает возрождение”, то есть вышел на самоокупаемость, а заработанные деньги вкладывает в собственное развитие и ведет переговоры с городом о передаче “Блокадной подстанции” для создания музея.

Незадолго до заявления Полтавченко в Общественной палате Боярский назвал увольнение директора Цирка на Фонтанке Михаила Смородкина «трусливой расправой» и похвалил уже бывшего руководителя за то, что тот «не предал коллектив и убеждения».

После же заявления губернатора Боярский сообщил корреспонденту ЗАКС.Ру, что «пришло время убрать эмоции» в этом вопросе.

– Необходимо посмотреть на нового руководителя [Сергея Белякова, назначенного Росгосцирком]. Интересно узнать его позицию. Надо посмотреть, на каких условиях будет происходить присоединение: будет ли наш цирк понижен до статуса некоего филиала или получит особый статус. Это все вопрос переговоров, – сказал Боярский.

Депутат уточнил, что по-прежнему ждет аргументации от полномочных органов, каким образом «присоединение Цирка на Фонтанке к Росгосцирку улучшит положение петербургского цирка или хотя бы не ухудшит». При этом действия Полтавченко в сложившейся ситуации Боярский одобряет.

– Губернатор занимает абсолютно правильную позицию в части невмешательства в дела федерального министерства. Цирк – это федеральное учреждение, а Росгосцирк подчиняется Минкульту. Минкульт вправе распоряжаться своей собственностью. Другой вопрос – не навредит ли это качеству представлений и коллективу цирка, – дипломатично замечает Боярский.

Другой петербургский депутат в Госдуме, первый зампред парламентского комитета по культуре Елена Драпеко («Справедливая Россия») также ранее называла передачу цирка Петербургу «хорошей идеей», не одобряла слияние с Росгосцирком и требовала финансовой аргументации. Из этого списка на сегодняшний день сохранился лишь последний пункт.

– Я хочу видеть экономику, сейчас там чистая политика. Где цифры, которые говорят, что это экономически целесообразно? Я запросила [в министерстве] финансовое обоснование. Пока его не получу, не могу высказаться ни за, ни против. Поэтому комитет по культуре [Госдумы] и не принял пока никакого решения. Министр лишь подтвердил, что не будет сокращения штата, – сообщила Драпеко корреспонденту ЗАКС.Ру.

Министр культуры Владимир Мединский 5 декабря тоже прокомментировал смену директора Цирка на Фонтанке: он обвинил уволенного Смородкина в саботаже, заявил о желании воссоздать советскую систему контроля цирков и сравнил Петербург с «глубинкой», в которой «нет большого количества туристов».

Владислав Чирин

Источник



comments powered by Disqus