9 декабря отмечается международный день борьбы с коррупцией. Но на самом деле не нужно никаких дней: борьба с коррупцией должна быть естественной обязанностью общества и государства.
В свое время, в далеком 2008 году, я провел 18 дней в СИЗО. Моими сокамерниками (особенно в так называемой транзитной камере, где на 12 местах сидели 22 человека) были в большинстве своем люди, посаженные за наркотики. Сажали их по одной и той же схеме: предлагали им взять на себя минимум, чтобы их не раскрутили на максимум. И все они жаловались на работу этих, назовем их так, правоохранителей.
Когда я вышел из СИЗО, то узнал, что как раз в эти дни отмечалось пятилетие Госнаркоконтроля. Вот так они готовились к своему небольшому юбилею, увеличивая раскрываемость, статистику и «палочки».
Подобные формальные вещи никого отношения к реальной борьбе, будь то с наркотиками или с коррупцией, не имеют. Должна быть системная работа.
Чего боится коррупционер? Он боится неотвратимости наказания, то есть независимого суда. Он боится огласки, то есть независимых СМИ. И он боится контроля, то есть независимого парламента, который существует в обществах, где есть разделение властей и где есть демократия.
Коррупцию нельзя искоренить полностью. Как все человеческие пороки, она всегда будет существовать в той или иной форме, в том или ином объеме. Но нужно, чтобы воровать было стыдно и опасно, а не удобно и престижно.
Перечисленные системные вещи создают условия для реальной борьбы с коррупцией. В нашей стране ни одной из них, к сожалению, нет. Потому и качество борьбы оставляет желать лучшего.
Максим Резник — депутат парламента Петербурга