В советских школах политинформации обычно проходили так: «штатный» классный политинформатор или дежурный ученик во внеурочное время делал обзор печати за неделю, перечисляя негативные новости из мира капитализма и позитивные – из дружественных стран. Обсуждать телепередачи было почему-то не принято.
Разнообразить советский опыт депутаты предлагают, устраивая поездки школьников в места воинской славы – не только в своем регионе, но и в Белоруссии. А еще – показывать советское кино.
Учителям идея депутатов не нравится, они говорят, что даже в случае дополнительной оплаты этой нагрузки внедрение политинформаций будет совершенно бессмысленным. Во-первых, дети и без того перегружены занятиями, которых в советские годы не было. Во-вторых, если уж политика детям неинтересна, то к этим занятиям у них будет соответствующее отношение.
Лев Лурье, учитель и историк, сравнил политинформацию с законом о запрете пить пиво на улице, который никто не соблюдает. Если ее и введут, она станет никому не нужной формальностью. И уж тем более сложно представить, что эти патриотические уроки станут инструментом давления на учителей, которые будут недостаточно эффективно политинформиовать детей. «В школах платят копейки, желающих работать нет, и директор не станет осложнять жизнь себе и преподавателям и тем более их увольнять».
– Политинформации и в советские годы были бессмысленным занятием, а уж сейчас – тем более, – говорит учитель и депутат Максим Резник. – Сейчас у молодых людей есть выбор: посмотреть новости в Интернете или включить Киселева или ему подобную ахинею на других телеканалах. Это будут делать те, кому интересно. А кому неинтересно, будут дремать на занятиях.
– Так смысл политинформации как раз в том, чтобы объяснить «политику партии» тем, кто новости по телевизору не смотрит.
– Вообще, пропаганда в школах противоречит законам образования. Я, как Остап Бендер, могу посоветовать авторам идеи лечиться электричеством, чтобы избавиться от мелкоуголовных наклонностей.
– Может, это нужно для выявления неблагонадежных, вольнодумных родителей?
– Как правило, такие родители известны заранее. Эти смелые люди и так не боятся высказывать свое мнение. Надеюсь, у нас не будет окончательного возвращения в советскую эпоху, когда даже на разговоры вслух отваживались единицы.
Я преподаю в частной школе, и для меня принципиально важно, чтобы дети – пусть они сто раз не согласны с моей точкой зрения – сумели бы это аргументировать. Вот чему я их должен научить. А слушать и оценивать политические новости пусть учат родители. Я сам пошел в школу в начале 80-х и помню, как наши учителя демонстрировали скорбь по поводу смерти то одного, то второго, то третьего генсеков. У них это не очень получалось. Зачем навязывать им снова эту обязанность.