Лишь четверть россиян считает, что РФ должна выплатить 50 млрд долларов бывшим акционерам ЮКОСа, хотя по другим делам почти половина граждан России убеждена в необходимости исполнения решений Третейского суда в Гааге
Таковы итоги социологического опроса, проведенного «Левада-центром». Единства в вопросе расплаты за «дело ЮКОСа» нет и среди российских политиков: одни считают антироссийские решения международных судов политически мотивированными, другие же предлагают взыскать деньги с нынешних хозяев бывших активов Михаила Ходорковского.
Опрос о необходимости исполнения Россией решения Международного третейского суда в Гааге по делу ЮКОСа «Левада-центр» провел 19-22 июня среди 800 человек в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. На вопрос, должна ли РФ выплачивать 50 млрд долларов бывшим акционерам компании, только 4% респондентов ответили «определенно да», еще 22% — «скорее да». Вариант ответа «скорее нет» выбрали 28, а «определенно нет» — 13% опрошенных. При этом треть участников исследования затруднилась с ответом. Интересно, что в ответ на вопрос, должна ли Россия в принципе выполнять решения Третейского суда в Гааге, респонденты отвечали несколько иначе: варианты «определенно да» и «скорее да» выбрали, соответственно, 9% и 37%.
Как выяснилось, дело в том, что большинство россиян считают решение суда по делу ЮКОСа политически мотивированным. Об этом заявили 60 человек из 100, тогда как взвешенным и беспристрастным его назвали лишь 10. Несколько иначе к этой проблеме относятся в Москве: там беспристрастным решение Третейского суда в Гааге сочла пятая часть опрошенных.
Единства в отношении к «делу ЮКОСа» нет и среди депутатов Законодательного собрания Петербурга. «Раз России предъявляют такие претензии, значит Россия находится в определенной правовой среде, которая позволяет это сделать. Я считаю, что эта ситуация является несправедливой, — заявил OK-inform член фракции ”Единая Россия” Сергей Шатуновский. — Я считаю дело политизированным, и понять, на чьей стороне стопроцентная правда, нам как обывателям очень тяжело. Это очень большие деньги, и процесс сильно ангажирован — как со стороны РФ, так и со стороны западных стран. По всей видимости, Ходорковский больше не является держателем этого долга. Видимо, он его продал, возможно, с дисконтом — может быть, даже за 5-10% от цены. И сейчас новые владельцы этих долгов предъявляют РФ всю сумму».
Как отметил господин Шатуновский, Ходорковского выпустили из мест лишения свободы под тем предлогом, что к президенту РФ Владимиру Путину обратилась тяжелобольная мать опального олигарха. По мнению депутата, это позволило «изменить облик страны на более позитивный». «Решение это было гуманное, но оно привело к таким вот последствиям материальным. Возможно, если бы на сегодняшний момент Ходорковский продолжал находиться в местах не столь отдаленных, таких материальных потерь бы не было, зато были бы имиджевые потери. На самом деле Ходорковский был не хуже и не лучше других олигархов 1990-х годов», — резюмировал народный избранник.
Иной точки зрения придерживается беспартийный депутат ЗакСа Максим Резник. «Наш конфликт с ведущими странами мира на пользу россиянам не идет. Если мы не планируем опустить железный занавес — а это самоубийственно, как мне кажется: Россия интегрирована в мировую экономику, мы часть мира, прежде всего, цивилизованного мира — значит, нужно выполнять это решение. Я вообще считаю, что дело ЮКОСа было политическим, и у владельцев компании ее просто украли, — подчеркнул парламентарий. — Это вопрос цивилизованного выбора: если мы считаем, что наши друзья — Северная Корея и “Исламское Государство”, то не нужно выполнять это решение. Другое дело, если бы от меня это зависело, то платить пришлось бы тем, кто “спер” этот ЮКОС, а не всем россиянам».
Между тем адвокат Дмитрий Аграновский убежден, что юрисдикция Третейского суда в Гааге не распространяется на Россию. По мнению юриста, решения и Гаагского суда, и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который постановил выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 1,86 млрд евро, были политическими. «Я очень уважаю ЕСПЧ. Он делает очень полезную работу для простых граждан, но такие решения ставят под угрозу работу ЕСПЧ на территории России. Если Россия откажется от него, для простых граждан это будет просто трагедия, — считает Аграновский. — Акционерам ЮКОСа нечего требовать от РФ, потому что то имущество, которое оказалось у компании во владении, принадлежит ей в результате преступной приватизации 1990-х годов. Это как если бы вор у вас что-то украл, вы это вернули, а он через полицию стал требовать с вас это обратно. Если наши власти хоть копейку вернут ЮКОСу, я просто не буду уважать это решение. Международное право — это просто право сильного. Если Россия будет достаточно решительно отстаивать свои права, мы в конце концов договоримся за столом переговоров. По понятиям».
Напомним, что в прошлом году ЕСПЧ и Третейский суд в Гааге приняли решение в пользу бывших акционеров ЮКОСа. Страсбургский суд постановил выплатить им 1,86 млрд евро, а Гаагский — 50 млрд долларов. С 15 января 2015 года на 50 млрд долларов начисляются проценты — около 1,9% годовых или 2,6 млн долларов в сутки. В июне этого года экс-акционеры ЮКОСа добились арестов российских активов в Австрии, Бельгии и Франции. Отметим, что основная часть активов ЮКОСа досталась компании «Роснефть».