Горизбирком посчитал формулировки вопроса, выносимого на референдум инициативной группой, неточными. Тем временем петербургская епархия ответила на вопрос, зачем ей нужен Исаакий, если богослужения там все равно проходят.
Вопрос о передаче Благовещенской усыпальницы Александро-Невской лавры РПЦ пока не решен. Об этом заявил председатель Комитета по культуре Петербурга Константин Сухенко. В первую очередь, неясно, куда вывозить художественные ценности, принадлежащие музею городской скульптуры.
Вопрос же передачи Русской православной церкви Исаакиевского собора, который активисты требуют вынести на референдум, притормозил горизбирком. В комиссии ходатайство инициативной группы отклонили сразу по трем причинам. При этом добавили, что граждане могут обращаться с подобной инициативой еще сколько угодно, передает корреспондент НТВ Алексей Кобылков.
В избиркоме подчеркивают: это не политическое, а техническое решение. По мнению комиссии, даже сам вопрос для референдума звучит сейчас слишком неопределенно: «Согласны ли вы с передачей каких-либо объектов из состава музейного комплекса „Исаакиевский собор“ в ведение каких-либо религиозных организаций?»
Корреспондент: «Должна быть какая-то экспертиза и кто вообще имеет право оценивать, имеет ли вопрос референдума разные трактовки или не имеет?»
Алексей Пучнин, председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии: «Я не готов комментировать, потому что все-таки мы приняли решение совершенно по закону, и оно будет реализовано в таком виде, в каком мы его приняли».
Для отказа было несколько оснований, но понятно, что споры это решение не остановило. Скорее, наоборот, они разгорелись с новой силой.
Максим Резник, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Я не нахожу ответа на вопрос, зачем. Особенно сейчас. У меня остается одна версия о том, что речь идет просто-напросто о перераспределении финансовых потоков».
Викарий Санкт-Петербургской епархии Амвросий: « Я не согласен с тем, что церковь обостряет ситуацию. Церковь в совершенно спокойном режиме, основываясь на законе, подает просьбу. Мы ведь не требуем, мы не заводим общество, не собирает подписи, мы не будоражим людей».
Встретившись, сторонники и противники передачи Исаакия много говорили о необходимости диалога, но диалог все-таки не клеился.
Владимир Яковлев, профессор кафедры музеелогии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры: «В это жуткое время зачем еще затевать конфликт здесь? Когда нам говорят, что плюсом будет бесплатный вход в собор. А откуда возьмут эти сотни миллионов? У остальных отнимут?»
Александр Фёдоров, председатель комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской епархии: «Как будет в конкретном случае, сейчас очень рано говорить, потому что, действительно, даже не было подачи пакета документов. Есть только вопрос губернатору».
У священников спрашивали, а что принципиально изменится? Ведь и сейчас в Исаакиевском проходит минимум четыре богослужения в неделю.
Викарий Санкт-Петербургской епархии Амвросий: «Епархия руководствовалась тем, что это был не музей-храм, а храм-музей. Это разные вещи».
Где проходит эта тонкая грань, было понятно не всем — и потому споры продолжились. Хотя Николай Буров с самого начала пожаловался на мозоли на языке, рассказав, что в последнее время раздает от пяти до восьми интервью в день. Все — об одном и том же. А предпочел бы рассказывать, к примеру, о том, что скоро закончится реставрация последнего 16-тонного колокола, и Исаакий зазвучит по-новому. Совершенно независимо от своего статуса.