Устав ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) может быть изменен – соответствующий проект разработан правительством Санкт-Петербурга. Если документ будет подписан губернатором, то одной из целей ГЦРР станет «осуществление централизованного оформления Санкт-Петербурга к праздникам и памятным датам». Пока глава комитета по печати Сергей Серезлеев называет изменение простой формальностью, некоторые эксперты считают, что обновленный устав сможет дать унитарному предприятию право получать контракты на украшение города в обход конкурсов.
Никаких кардинальных изменений
Унитарное предприятие ГЦРР было создано в 1992 году с целью решения вопросов размещения объектов наружной рекламы на землях общего пользования. Сейчас ГЦРР осуществляет услуги оформления мероприятий, аренды праздничного оборудования, а также согласования рекламных конструкций. Унитарное предприятие украшает Петербург к праздничным датам с 1994 года.
Постановление правительства Петербурга, которое сейчас ожидает подписи губернатора, меняет цели и определяет предмет деятельности ГЦРР. Отныне унитарное предприятие занимается «обеспечением прав и законных интересов Санкт-Петербурга при использовании недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности города». Кроме того, согласно постановлению, ГЦРР должен осуществлять централизованное оформление Петербурга к городским, международным и общероссийским праздникам и памятным датам.
Новые поправки в устав унитарного предприятия — это приведение его в соответствие с требованиями государственного и городского законодательства, рассказал Лениздат.Ру глава комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга Сергей Серезлеев. «Это структурирование устава, который должен включать в себя цели и задачи, приоритеты работы. Ничего нового мы не меняем, просто структурируем. Никаких кардинальных изменений не будет», — отметил руководитель комитета.
ФАС недоволен
В апреле 2016 года деятельностью ГЦРР заинтересовался депутат Законодательного собрания Петербурга Максим Резник. Он пожаловался в УФАС на четыре тендера комитета по печати на оформление города ко Дню Победы, Дню ВМФ, Дню города и празднику «Алые паруса», общей суммой 29,3 млн рублей. Парламентарий заявил, что 93-я статья 44-ФЗ «Осуществление закупки у единственного поставщика» обязывает заказчика обосновать выбор исполнителя контракта, однако таких сведений комитет не предоставил.
Проверка антимонопольной службы по Санкт-Петербургу выявила, что комитет не имел права заключать контракты на украшение города с ГЦРР без проведения торгов. Руководство комитета пока безуспешно пытается оспорить данное решение УФАС в суде, ссылаясь на закон «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга», который позволяет размещать закупку в части праздничного оформления с использованием исключительных полномочий ГУПов. При этом, как отмечает ФАС, с 1 мая 2015 года в закон о ГУПах были внесены изменения, которые не были учтены комитетом.
Отсутствие конкурсных процедур может привести к нецелевому расходованию средств, считает Максим Резник. «ГЦРР – это источник постоянных скандалов и коррупционных схем. Эта структура скорее приносит вред городу, чем пользу. Он автоматически получает все контакты на украшение города, что приводит лишь к удорожанию и непрозрачности», — поделился мнением с Лениздат.Ру парламентарий.
Без конкурентов
Изменения в устав ГЦРР могут привести к тому, что эта организация сможет получать контракты комитета по печати без каких-либо конкурсов, рассказала Лениздат.Ру депутат ЗакСа Марина Шишкина. «Возможно, именно так все и будет. Только я не очень понимаю, чего боятся люди, которые делают такие постановления. Рынок на то и рынок, что можно найти такую же услугу, но дешевле, креативнее, лучше, интереснее. Почему нужно монополизировать эту услугу? — задается вопросом депутат. – Если бы каждый год украшением города занимались разные компании, то было бы разнообразие».
Закупки на оформление города к праздникам пишутся специально под ГЦРР, добавила Шишкина. По ее мнению, комитет по печати в принципе не должен заниматься украшением города. «Думаю, это история из прошлого, когда комитету по печати досталось оформление города к праздникам. Такой функцией, как праздничное оформление, не должен заниматься город. Нужно искать дешевые и конкурентные варианты. Непонятно также, почему этими вопросами занимается ГУП и почему он находится в ведении комитета по печати», — добавила собеседница Лениздат.Ру.
Похожая ситуация произошла с изданием «Петербургский дневник». Если прежде издатель газеты ОАО «Петроцентр» ежегодно получал средства через конкурсные правительственные субсидии, то с 2015 года соответствующее адресное финансирование появилось в городском бюджете. В 2016 году на издание газеты «Петербургский дневник» было выделено 168,7 млн рублей.
Неуникальное оборудование
Выбирая ГЦРР как единственного поставщика, большую часть элементов украшений не нужно заново изготавливать, аргументировал свой выбор ранее комитет по печати. Даже если бы Смольный провел торги, конкурс всё равно выиграл бы ГЦРР, так как только ГУП может предоставить всё необходимое оборудование, заявлял Лениздат.Ру Сергей Серезлеев.
В истинности утверждения Серезлеев усомнился руководитель петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией Дмитрий Сухарев. «То есть до этого необходимое оборудование было у всех, а теперь оно есть только у одного ГЦРР? Очень сомнительно», — высказал он мнение в беседе с Лениздат.Ру. Изменением устава ГЦРР должно заниматься петербургское управление ФАС, считает Сухарев. «Монополизация этого сектора не самым приятным образом скажется на рынке рекламы», — добавил собеседник Лениздат.Ру.
Пресс-служба УФАС по Санкт-Петербургу отказалась комментировать Лениздат.Ру данное постановление правительства, сославшись на то, что оно еще не подписано губернатором города. При этом в УФАС отметили, что они с интересом изучат обновленный устав ГУПа, ранее не раз вызывавшего нарекания антимонопольщиков. Проверяющий орган также пообещал дать оценку этому документу после его вступления в силу.
Оборудование для украшения Петербурга к праздничным датам вряд ли может быть уникальным, считает депутат Шишкина. «Тот, кто захочет, – купит оборудование и всё остальное необходимое для того, чтобы получить контракт», — отметила собеседница Лениздат.Ру.
При этом ГЦРР зачастую не занимается украшением города самостоятельно, а выступает в роли посредника между комитетом по печати и фирмами, которые осуществляют данную работу. В минувшем марте, чтобы справиться с объемом работ по украшению города ко Дню Победы, ГЦРР привлек несколько подрядчиков, объединив в одной закупке около тридцати различных лотов. Ранее унитарное предприятие единолично приняло участие в закупке комитета, получив в дальнейшем на оформления города к этому празднику 21,9 млн рублей.
Виталий Беспалов