Максим Резник: Если уж требуете удорожания тарифов, то хотя бы сделайте транспорт удобным //СМИ

Главные транспортные монополисты Петербурга (государственные унитарные предприятия «Петербургский метрополитен», «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс») настаивают на увеличении тарифов на проезд с 2018 года. Предприятия направили в Смольный бумаги с экономическими обоснованиями такого роста.

«Перевозчики обосновывают величину необходимых расходов на следующий период. Например, экономически обоснованный тариф по заявке метрополитена составляет порядка 50 рублей. Сейчас данные предложения рассматриваются и прорабатываются. Все будет зависеть от возможностей бюджета», — сообщил председатель комитета по тарифам Дмитрий Коптин.

Справедливости ради необходимо отметить, что перевозчики ежегодно заявляют о росте собственных расходов и, соответственно, слишком низких тарифах. В прошлом году в ГУП «Петербургский метрополитен» считали, что жетон должен стоить 48 рублей. Правительство, как правило, удовлетворяет эти «хотелки» лишь частично. Тариф повышают незначительно, на 2-3 рубля, остальное транспортникам компенсируют с помощью субсидий из бюджета. Таким образом удается сохранить баланс между желаниями предприятий и возможностями граждан.

Однако в январе этого года правительство Петербурга устроило горожанам «шоковую терапию». Стоимость проезда в общественном транспорте была увеличена на самый большой процент за все время. Жетон в метро стал стоить 45 рублей вместо 35, билет в автобусе, троллейбусе или трамвае — 40 рублей вместо 30.

Городские власти при этом указывали на то, что подобные меры стимулируют пассажиров покупать проездные. Но, вопреки этой логике, стоимость всех многоразовых карточек тоже была увеличена в среднем на 7,7%.

«Безубыточность возможна только при тарифах, которые экономически обоснованы. То есть 45 рублей для метро и 40 — для наземного транспорта. С учетом того, что городу необходимо решать многие другие вопросы, мы просто не можем себе позволить дополнительно субсидировать наших перевозчиков. Думаю, данный тариф, который не является самым высоким по стране, вполне по плечу основной массе жителей», — заявил губернатор Георгий Полтавченко, объявляя о повышении тарифов на 2017 год.

В апреле глава города отметил, что справедливость удорожания билетов на общественный транспорт уже не вызывает ни у кого сомнений. «С ценами на проезд мы поступили так, как и должна поступать ответственная власть. Стабилизировали ситуацию», — заявил Полтавченко.

Вот только «ответственная» власть тянула до последнего, не желая объявлять о скачке цен. Прошлым летом и в начале осени чиновники говорили о росте «на уровне инфляции», то есть всего на два рубля.

Предполагалось, что проезд в метро подорожает с 35 до 37 рублей, в наземном транспорте — с 30 до 32 рублей. Но такой ход вполне понятен — в сентябре должны были состояться парламентские выборы, и власть не хотела лишний раз злить избирателей и отдавать такой козырь в руки оппозиционерам. Но к ноябрю с общественным мнением можно было не считаться — «единороссы» заняли подавляющее большинство мест в ЗакСе.

Последние 15 лет стоимость разовой поездки в метро Петербурга увеличивалась на сумму от одного до трех рублей ежегодно. Если в 2002 году жетон стоил шесть рублей, то в 2007 — уже 14 рублей, в 2012 — 27, в 2015 — 31. Поездки в наземном транспорте тоже регулярно дорожали. В 2002 году билет в городском автобусе стоил 5 рублей, в 2007 — 14 рублей, в 2012 — 23, в 2015 — 28 рублей.

Темпы роста стоимости единого проездного на все виды транспорта ежегодно составляли от 10% и больше. В 2007 месячный «вездеход» можно было купить за 880 рублей, в 2012 — за 1710, в 2015 — за 2380. Сейчас единый билет стоит 2900 рублей.

В этом ряду есть только одно исключение. В Смольном решили не увеличивать тарифы на разовые поездки в 2014 году. Но это пришлось как нельзя кстати, учитывая, что именно тогда состоялись выборы губернатора Петербурга. Власти верны себе в откладывании неприятных перемен на потом. Можно предположить, что и в этот раз решение об увеличении стоимости проезда будет принято уже после президентских выборов 2018 года.

Размер тарифа у государственных перевозчиков напрямую зависит от параметров городского бюджета. Пока этот документ находится на стадии формирования. В августе чиновники будут обсуждать возможные субсидии на «нулевых» чтениях в ЗакСе. Именно депутаты формально утверждают документ, но от их мнения в этом вопросе мало что зависит. Тем не менее, представители партии власти не исключают, что могут выступить против необоснованного повышения тарифов.

«Пока документы не поступали в парламент, так что у нас не было возможности с ними ознакомиться. Я в принципе не являюсь сторонником повышения тарифов, считаю, что всегда нужно искать другой выход. Так что будем внимательно смотреть. Если повышение необоснованное, выступим против», — сообщил глава фракции «Единая Россия» Александр Тетердинко.

Оппозиционеры ЗакСа традиционно выступают против тарифного роста. Депутаты не раз предлагали направить деньги на выплату субсидий транспортникам вместо, например, финансирования строительства «Зенит-Арены». Кроме того, оппозиционеры указывали на непрозрачность самого принципа формирования тарифов. Городские власти действительно часто обращаются к опыту столицы, но в среднем пользоваться подземкой там оказывается выгоднее, чем в Петербурге.

Например, при бесконтактной оплате с помощью банковской карты одна поездка в московском метро обойдется лишь в 40 рублей. А единый месячный билет на все виды транспорта в столице стоит 2550 рублей.

«Тариф был необоснованным еще при прошлом повышении. Так что я в любом случае буду против нового роста. Да и о каком повышении цен на услуги можно говорить, если в метро даже не могут обеспечить к ним нормальный доступ? Недавно было объявлено о сокращении времени работы станций „Звенигородская“ и „Спасская“. Если уж требуете удорожания тарифов, то хотя бы сделайте транспорт удобным», — отмечает депутат ЗакСа Максим Резник.

К слову, о необоснованности повышения тарифов на транспорте ранее заявляли и представители Контрольно-счетной палаты. А в УФАС обращали внимание на в целом непрозрачный рынок рекламы в метрополитене, предполагая, что доходы от нее занижены. При этом только за прошлый год комитет по тарифам насчитал у ГУП «Петербургский метрополитен» необоснованных расходов на 688 млн рублей, у ГУП «Пассажиравтотранс» — на 182 млн рублей, у ГУП «Горэлектротранс» — на 743 тыс. рублей. В основном завышенными оказались расходы на фонд оплаты труда.

Итоговый вариант проекта бюджета на 2018 год парламент будет обсуждать и «править» до глубокой осени. Так что до ноября окончательное решение по тарифам вряд ли будет известно. Во всяком случае, в этом году в государственном секторе никаких повышений точно не запланировано. Но сюрприз горожанам приготовили частные перевозчики.

«Коммерческие перевозчики также готовят экономическое обоснование для изменения тарифа, но хотят изменить его уже в 2017 году. Сейчас средний по городу тариф на проезд в маршрутке — 40 рублей. Перевозчики заявляют цену и в 45, и в 50 рублей. Но если раньше от них поступали просто декларативные заявления, то сейчас они готовят централизованную заявку, которая должна поступить уже на этой неделе», — пояснил Дмитрий Коптин.

Стремления частников понятны. Стоимость проезда в маршрутках растет вовсе не так стабильно, как государственные тарифы. Вероятно, в этот раз властям придется пойти навстречу коммерческим перевозчикам.

Так что приготовьте свои кошельки.

Софья Мохова

Источник



comments powered by Disqus