Пояснительная записка № 1566 от 14.09.2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий законопроект разработан в целях приведения в соответствие с положениями статьи 217 ГК РФ законодательства РФ, регулирующего вопросы передачи находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов культурного наследия в собственность религиозных организаций.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В отношении объектов, не относящихся к жилищному фонду и объектам Министерства обороны РФ, приватизация осуществляется на основании

Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В названном законе также

предусмотрен специальный порядок приватизации объектов культурного наследия (статья 29), однако в отношении объектов культурного наследия религиозного назначения в нарушение требований статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации действие настоящего закона не распространяется (подпункт 7 пункта 2 статьи 3).

Приватизационное правоприменение в отношении объектов культурного наследия религиозного назначения фактически осуществляется на основании

Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Помимо непосредственной передачи объектов в собственность религиозным организациям безвозмездно (т.е. по нулевой цене) названный закон содержит и положения о передаче объектов в безвозмездное пользование, которые, вместе с тем, следует рассматривать как составную часть единого приватизационного процесса. Этап передачи объекта в безвозмездное пользование, как показывает сложившаяся практика, как правило, самостоятельной экономической функции не имеет, а лишь формирует обязательные условия для перехода ко второму этапу — непосредственному получению объекта в собственность. И кажущаяся правовая неопределённость во временном и ограниченном пользовании религиозной организацией объектом культурного наследия при сохранении государством, как собственником, контроля за ним, на деле оказывается фикцией, поскольку государство, как собственник, только несёт бремя его содержания за бюджетный счёт и в весьма определенном будущем утрачивает свои права на него в связи с активными и обязательными для государства действиями церкви по отчуждению данного объекта в свою пользу.

Следует отметить, что на начальном этапе (с момента провозглашения независимости Российской Федерации как самостоятельного государства в 1991 году) возвращения религиозным организациям объектов, принадлежавших им ранее и утраченных в период советской власти, такой подход безвозмездного отчуждения государственной собственности в их пользу был оправдан исходя из низкого уровня финансовой обеспеченности данных организаций. Однако за прошедшее время ситуация существенным образом изменилась, централизованные религиозные организации обеспечили финансово-хозяйственной деятельности, в том числе благодаря прямому государственному участию в виде прямых бюджетных субсидий и имущественных льгот, а также в виде государственного содействия пожертвованиям со стороны прочих организаций и лиц.

В то же время, в нынешних условиях экономического и бюджетного кризиса такая форма государственной поддержки как изъятие объектов культурного наследия у существующих правообладателей с нанесением им, в следствие этого, неминуемого экономического убытка (вплоть до ликвидации) для безвозмездной передачи церкви является неоправданной. Более экономически эффективным является предоставление религиозным организациям государственного имущества в виде земельных участков для строительства культовых объектов за счёт собственных средств, что весьма активно и реализуется органами государственной и муниципальной власти на практике.

В этой связи распространение в отношении объектов культурного наследия религиозного назначения общих правил отчуждения, предусмотренных Федеральным законом N 178 для всех объектов культурного наследия (в том числе право продажи за символический один рубль), является экономически соразмерной и социально справедливой мерой.

Именно применение приватизационной процедуры Федерального закона N 178 позволит придать данному процессу публичный и открытый характер: предварительное включение объекта в план приватизации с возможностью его утверждения органами представительной власти с указанием его фактического состояния, рыночной оценки, условий и сроков приватизации, расчетами ожидаемых бюджетных доходов или расходов.

Такие обстоятельства встретят безусловную общественную поддержку и обеспечат истинное доверие между российскими налогоплательщиками и церковными институтами.

Принятие предлагаемых изменений в Федеральный закон N 178 требует комплексного изменения законодательства, касающегося объектов религиозного назначения, в связи с чем настоящий законопроект содержит поправки к следующим Федеральным законам:

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;

Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Депутат
М.Л.Резник



comments powered by Disqus