«Гражданское сопротивление остановило передачу Исаакия» //СМИ

Прошел год и чуть больше недели с митинга в защиту Петербурга на Марсовом поле, куда пришли тысячи людей, когда раздавали газету с девизом «Исаакий наш». Протесты января-марта 2017 года против закулисной передачи РПЦ МП Исаакиевского собора сумели переломить ситуацию. Исаакий остается музеем.

И сейчас Исаакий наш, от РПЦ заявки на его возвращение нет, музей с новым директором Юрием Мудровым работает в обычном режиме. До 1 апреля в Российском этнографическом музее открыта выставка к 200-летию начала строительства собора — бесплатная для всех желающих, 26 и 27 марта музей проводит международную научно-практическую конференцию по этой теме, обсуждая и историю создания памятника, и проблемы реставрации.

На днях в храме Спаса на Крови открыли маршрут для слабовидящих и незрячих людей. Чуть больше года назад такой маршрут был официально представлен в Исаакии, в самый разгар противостояния, и было тревожно — вдруг передадут, вдруг не отстоим. Тогда же появилось письмо ректоров про «передачу собора к Пасхе». Говорят, что письмо подвыпившим на фуршете ректорам подсунул спикер петербургского парламента — «Христов воин» Вячеслав Макаров. Помнят ли сейчас эти люди и осознают ли — зачем ставили подпись под бумагой, которая уже стала историческим документом.

Юрий Мудров, нынешний директор музея-памятника, долго не общался с журналистами, встретился впервые 1 марта на площадке одного из государственных информагентств накануне открытия выставки в Российском этнографическом музее. Мудров сразу ответил на самый главный вопрос — «статус музея в ближайшем будущем остается неизменным».

Музей занимается реставрацией и собственно Исаакия, и готовится к масштабным работам на Большой Морской, 40 — в здании, которое было передано городом музею-памятнику после того, как отошли церкви Смольный и Сампсониевский соборы. Здание приведут в порядок к 2022 году и откроют там музей реставрации.

В Исаакии работает блокадная экспозиция в подвале — именно там в годы войны сохраняли ценности из пригородных и ряда городских музеев. Впервые в этом году в дни, когда город отмечал прорыв и снятие блокады, в Исаакии состоялась важная церемония — прочли имена всех семидесяти человек, кто в невыносимых условиях оставались хранителями ценностей, культуры, работая здесь в блокаду. Эта акция, возможно, станет традиционной.

За год были и сокращения сотрудников, работавших по договорам, и увольнения по соглашению сторон. Но основной костяк сохранился. Кстати, надо напомнить, что музейщики в самом начале заняли позицию «мягкой силы» — они не выходили на акции, а если и выходили, то не афишировали своего участия. Но на сайте Союза музеев России в самом начале противостояния четко обозначили свою позицию — почему Исаакий должен оставаться музеем, что такое настоящая доступность памятника — не просто «бесплатный вход», а музейная репрезентативность, умение показать, представить для всех, что такое этот выдающийся памятник. И что это профессионально может сделать только музей. И что только музей может профессионально это памятник содержать, понимая, с чем имеет дело. И постоянно подчеркивали — отношения с церковью сложились давно, они нормальные, службы в соборе идут, верующих пускают свободно, никаких препятствий нет.

Мы все опасались за судьбу концертного отдела, а также уникальных музыкальных инструментов, которые были в Смольном соборе, а теперь — в базилике святой Екатерины. Инструменты на месте, концертов, действительно, стало меньше, но они идут. А руководитель концертного отдела ГМП «Исаакиевский собор» заслуженный артист России Виталий Гордиенко озвучил аудиогид для незрячих в Спасе на Крови.

В Исаакии аудиогид говорит голосом другого заслуженного артиста, бывшего директора ГМП «Исаакиевский собор» Николая Бурова.

Петербуржцы объединяются, когда опасность грозит городу — этим камням, в которых живет петербургский дух, камням, которые для горожан значат больше, чем архитектура. Дом Дельвига, «Англетер», Дом Рогова, Блокадная подстанция, Пулковская обсерватория, Мефистофель, Фарфоровское кладбище — адреса можно вспоминать еще и еще. Не все удавалось отстоять, но защита Дома Дельвига и «Англетера» в свое время стала знаковой в формировании городского протеста.

И воля города, воля и сила людей, их консолидация и интеллигентное противостояние в итоге помогли выиграть этот первый раунд. «Первым раундом» назвал его в разговоре с корреспондентом МР7.ру депутат петербургского парламента Максим Резник («Партия роста»), который считает, что «острая фаза борьбы закончена перед выборами (президента. — MR7.ру), но мы пока еще не можем оценить результаты выборов, ведь это не цифры, это политика, и я совершенно не исключаю, что наши оппоненты выйдут на второй тайм, а может, и не выйдут».

Резник сказал, что позиция с правовой точки зрения остается прежней и с точки зрения горожан тоже, и сопротивление обязательно будет продолжено — пока один ноль в пользу здравого смысла. Резник отметил позицию независимых СМИ, консолидацию гражданского общества и парламентской оппозиции.

О консолидации депутатов трех парламентских фракций, о единении граждан говорит и Борис Вишневский, лидер фракции «Яблоко» в петербургском Законодательном собрании — тоже активный участник событий вокруг Исаакия, в беседе с корреспондентом МР7.ру, он заявил, что

«кампания гражданского сопротивления попыткам передачи церкви Исаакиевского собора и в защиту музея — это самое важное событие политической жизни Петербурга 2017 года».

«Заявление губернатора в начале 2017 года о передаче Исаакия «вопрос решен» взорвало ситуацию: Петербург — особый город, никогда не знаешь, какой камешек спровоцирует лавину, — говорит политик. — Именно в Петербурге попытка покушения на один из символов города вызвала мощнейшее сопротивление самых разных людей, возмущение было массовым — об этом говорили социологические опросы: троекратное превышение численности тех, кто был против передачи собора церкви, и фактически никто из уважаемых людей города -лидеров общественного мнения не рискнул публично поддержать передачу собора РПЦ, гражданское сопротивление остановило передачу, вспомните, как людская цепь троекратно обвилась вокруг огромного здания, вспомните, как Городницкий пел «Любимый наш Исаакий вовек не отдадим».

И странно было слышать недавно, как Юрий Мудров в храме Спаса на Крови перед представлением проекта для слабовидящих людей, говорил о том, что «все прогнозы прессы о судьбе музея оказались несостоятельны, но кто старое помянет…».

Мы не поминаем старое, мы рады сотрудничеству и рады писать о выставках, реставрации, новых проектах и концертах, людях музея прошлого и настоящего, но мы уверены в том, что если бы мы — горожане, граждане — не вышли, не встали живой цепью вокруг Исаакия, не писали бы то, что мы писали — неизвестно, как сложилась бы ближайшая судьба музея. И о дальнейшей его судьбе мы думаем тоже.

Источник



comments powered by Disqus