Память в законе: таблички о репрессированных официально разрешат в Петербурге //СМИ

Уже как три года в Петербурге проходит бессрочная акция «Последний адрес». Ее участники собирают информацию о репрессированных и вешают таблички на их дома с согласия собственников. Все бы ничего, но одному человеку все это пришлось не по нраву, он написал жалобу в компетентные органы, после чего вешать таблички запретили. Слухи об этой истории дошли даже до президента, который обещал разобраться.

Сама идея акции зародилась в Москве, а в марте 2015 года открылись первые памятные знаки в Петербурге, посвященные репрессированным и впоследствии реабилитированным гражданам СССР. Деньги на изготовление табличек собирали с пожертвований, а установку производили только с согласия собственников и жильцов зданий. За три года удалось увековечить память о почти двух сотнях ленинградцах. Никаких конфликтов это ни у кого не вызывало.

Однако бывший помощник депутата Госдумы, а ныне безработный Александр Мохнаткин заподозрил, что акция незаконна. Как он рассказал «Петербургскому дневнику», первые опасения возникли еще летом 2016 года, когда он увидел табличку на доме на Васильевском острове. Потом их становилось все больше и больше, пожаловался Мохнаткин.

В первый раз он решил обратиться в Комитет по культуре еще летом 2017 года, там ответили, что такими вещами не занимаются. Активист не унимался, его возмущению не было предела, он писал во все инстанции, даже самому губернатору. И в ноябре уже 2018 года пришел долгожданный ответ из Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга. Его сотрудники подтвердили тревогу внимательного горожанина: таблички все это время устанавливали без необходимых на то разрешений, а следовательно, – незаконно.

«Принимая во внимание отсутствие утвержденных требований к внешнему виду и размещению мемориальных табличек, их установка на фасадах зданий в настоящее время не соответствует требованиям действующего законодательства и, по мнению Комитета, нецелесообразна», – отмечалось в ответе под подписью зампреда КГА Ларисы Каннуниковой. Кроме того, в КГА отметили, что уже отправили запросы в районные администрации, где говорили о том, что тех, кто эти таблички устанавливает, нужно привлекать к ответственности.

Однако далеко не все разделили искренний восторг активиста ответом из КГА. В частности, депутат Госдумы Виталий Милонов воспринял это достижение, как оказалось, своего уже бывшего помощника, скептически. Парламентарий заявил, что «бодаться с мертвыми» он никого не просил, а хранить память о политических жертвах сталинского режима действительно нужно и важно.

История с табличками дошла даже до национального лидера России Владимира Путина. Ему о скандале сообщила член Совета по правам человека, журналистка Екатерина Винокурова. Президент пообещал с ситуацией разобраться.

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин решил встретиться активистами и рассказал о результатах переговоров у себя на странице в социальной сети.

«Принцип «что не запрещено, то разрешено» не всегда подходит для Санкт-Петербурга. К сожалению, в Северной столице есть дома, фасады которых можно полностью завесить памятными табличками репрессированных соотечественников. Считаю, наилучшим вариантом для общественников и противников проекта уйти с конфликтного поля и сосредоточиться на том, чтобы сформировать правовую базу для дальнейшей и взвешенной реализации проекта «Последний адрес» в одном из самых пострадавших от репрессий городов страны. Нам совместно предстоит разработать регламент согласования и размещения табличек «Последний адрес», предусмотрев в нем обязательное одобрение собственников многоквартирных домов, в том числе через ТСЖ. Этот механизм должен учитывать мнение всех сторон», – отметил вице-губернатор. Он также заявил, что уже дал соответствующие рекомендации, чтобы подготовить правовую базу для узаконивая в Петербурге акции «Последний адрес».

В аппарате вице-губернатора пояснили «ПД», что предложения о том, как технически и законодательно оформить акцию, будут собирать до конца года. В любом случае, этот процесс займет некоторое время. Вероятно, для вывешивания памятных табличек напишут и примут отдельный специальный нормативно-правовой акт. Но когда это может произойти, прогнозировать рано.

Председатель комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Петербурга Максим Резник заявил «ПД», что не может ответить, как законодательно урегулировать этот казус. Однако твердо убежден, что это необходимо сделать в любом случае. «Есть здравый смысл, вопросы совести, нравственности и закон. Если одно другому противоречит, то не нужно пренебрегать здравым смыслом, а нужно менять закон. Если мы считаем, что эта память священна, то Мохнаткин и все остальные, кто ему потакает, – люди без совести, Иваны, не помнящие родства. Власть должна обеспечить решение этого вопроса, так как он касается нравственного здоровья общества», – сказал Максим Резник.

Источник



comments powered by Disqus