Депутаты Максим Резник и Марина Шишкина подготовили обращение в адрес Владимира Путина и Валентины Матвиенко с просьбой не одобрять «Закон Димы Яковлева» (Федеральный закон № 186614-6» «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации), который запрещает американцам усыновлять детей-сирот. Сегодня под их обращением поставили свои подписи еще восемь петербургских парламентариев.
Депутаты петербургского парламента Максим Резник и Марина Шишкина подготовили обращение Законодательного собрания в Совет Федерации РФ и президенту России с просьбой не одобрять «поправку Димы Яковлева» — закон, запрещающий американцам усыновлять российских детей.
В обращении депутаты Максим Резник и Марина Шишкина сообщают, что принятый Государственной Думой закон Димы Яковлева «нарушает ряд положений Конституции Российской Федерации, международного договора, антикоррупционного законодательства». Депутаты также подчеркивают, что «принятие «закона Димы Яковлева» в современных российских реалиях – безответственный шаг. Он мог бы быть принят только в том случае, если бы в России детям-сиротам оказывалась вся необходимая помощь и поддержка. Однако все знают, что это не так. В то же время для многих российских детей усыновление иностранными гражданами становится единственной возможностью обрести здоровье, стать полноценными членами общества. Это прискорбный, но неоспоримый факт».
Под обращением против Закона Димы Яковлева, кроме Марины Шишкиной и Максима Резника, уже подписались: Борис Вишневский, Ольга Галкина, Александр Кобринский, Ирина Комолова, Вячеслав Нотяг, Андрей Палин, Любовь Седейкиене, Павел Солтан.
Проект вносят депутаты
М. Л. Резник
М. А. Шишкина
Б. Л. Вишневский
О. В. Галкина
А. А. Кобринский
И. И. Комолова
В. О. Нотяг
А. Ю. Палин
Л. Ф. Седейкиене
П. М. Солтан
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко и Президенту Российской Федерации
В. В. Путину
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга п о с т а н о в л я е т:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко и Президенту Российской Федерации В. В. Путину (далее — Обращение) согласно приложению.
2. Направить Обращение в адрес Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко и Президента Российской Федерации В. В. Путина.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко и Президенту Российской Федерации В. В. Путину »
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемый Владимир Владимирович!
10 декабря 2012 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесён проект федерального закона
№ 186614-6 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации» (так называемый «закон Димы Яковлева»). 21 декабря 2012 года, т.е. спустя 10 рабочих дней, указанный проект закона принят в целом и направлен на одобрение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Следует признать вопиющим то обстоятельство, что «закон Димы Яковлева» является реакцией российских парламентариев на так называемый «закон Магнитского». Такие эмоциональные («пожарные») законопроекты, создаваемые в пику кому бы то ни было, могут повлечь за собой трудно предсказуемые последствия, от которых хуже станет только россиянам. Ситуация усугубляется еще и тем, что жертвами принятия этого закона могут стать воспитанники детских домов, на долю которых и так выпало множество испытаний.
Непринятие этого закона эмоциональной, общечеловеческой составляющей не исчерпывается. Полагаем, что вступление в силу Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации» будет противоречить и отдельным положениям Конституции Российской Федерации.
1. В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Право ребенка быть усыновленным – это неотчуждаемое, неумаляемое иным документом (пусть и федеральным законом) право гражданина нашей страны иметь семью. Конституционный принцип правового государства, из которого вытекают конкретные требования, рекомендации и запреты в отношении определенных действий органов государства, не позволяет федеральному законодателю устанавливать правовое регулирование, умаляющее базовые права человека.
2. 10 августа 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» № 150-ФЗ от 28 июля 2012 года. Данный документ определил порядок усыновления и установил механизм контроля за условиями жизни и воспитания приемных детей. По мнению экспертов, состоявшаяся ратификация данного международного договора позволит в будущем обеспечить эффективную защиту прав детей. В частности, Соглашением предусмотрено, что в случае, если уполномоченная организация (субъект права Соединенных Штатов Америки) не соблюдает национальное законодательство Российской Федерации или не выполняет условий получения ею разрешения, то исполнительный орган государства происхождения (Министерство образования и науки Российской Федерации) в соответствии с национальным законодательством России может приостановить или прекратить действие разрешения на осуществление деятельности в области международного усыновления на территории России (пункт 4 статьи 5 Соглашения).
С учетом того, что действие отдельных норм Соглашения возможно лишь в течение длительного времени (статья 4), преждевременным представляется вывод о несоблюдении прав детей из России на территории США по причине неисполнения данного Соглашения.
Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, являясь составной частью правовой системы Российской Федерации и обладая приоритетом перед российскими законами, уже оказывает прямое воздействие на нормативное правовое регулирование и содержит конкретные меры по предотвращению нарушения прав граждан Российской Федерации.
Принятие «закона Димы Яковлева» в современных российских реалиях – безответственный шаг. Он мог бы быть принят только в том случае, если бы в России детям-сиротам оказывалась вся необходимая помощь и поддержка. Однако все знают, что это не так. В то же время для многих российских детей усыновление иностранными гражданами становится единственной возможностью обрести здоровье, стать полноценными членами общества. Это прискорбный, но неоспоримый факт.
Уважаемые Валентина Ивановна и Владимир Владимирович, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обращается к вам с просьбой не одобрять и не подписывать Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации» № 186614-6.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «Об обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко и Президенту Российской Федерации В. В. Путину»
Проект настоящего постановления содержит просьбу Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко и Президенту Российской Федерации В. В. Путину не одобрять и не подписывать федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации» № 186614-6.
Данный Федеральный закон, по мнению авторов, нарушает ряд положений Конституции Российской Федерации, международного договора, антикоррупционного законодательства.
Во-первых, законом умаляется право гражданина России иметь семью.
Во-вторых, закон вступает в противоречие с действующим международным договором, имеющим приоритет над российским законодательством.
В-третьих, Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации» в своем названии и в тексте содержит неустоявшийся, двусмысленный термин оценочного характера – «причастный», что является по смыслу Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенным фактором.
Депутаты
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга