ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Настоящая законодательная инициатива направлена на совершенствование избирательного законодательства Российской Федерации в целях обеспечения подлинно демократических свободных выборов, как основополагающего принципа реализации гражданами своего конституционного права на участие в управлении делами государства.
Независимые и беспристрастные избирательные комиссии необходимы для обеспечения надлежащего проведения выборов. При этом основной принцип независимости избирательных комиссий заключается в свободе от государственного вмешательства.
Однако действующее законодательство такой независимости и беспристрастности не обеспечивает.
19 марта 2012 года было опубликовано заключение N 657/2011 Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), подготовленное по поручению Парламентской Ассамблеи Совете Европы по вопросам избирательного законодательства Российской Федерации.
Согласно названному заключению:
имеет место недостаточность процессуальных гарантий обеспечения независимости и беспристрастности органов проведения выборов, особенно территориальных избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий (пункт 34);
нет гарантий беспристрастности членов избирательных комиссий, так как большинство их может иметь одну и ту же политическую ориентацию (пункты 35, 36);
на практике большинство членов избирательных комиссий назначаются государственными и муниципальными властями, создавая, таким образом, неформальную связь между ними (пункт 37);
положения закона о том, что половина членов избирательных комиссий представлена государственными и муниципальными служащими, а также освобождение председателей территориальных и участковых комиссий от должности решениями вышестоящих избирательных комиссий, серьезно угрожают автономии и нейтралитету избирательных комиссий (пункт 38);
необходимо модифицировать нормы о составе избирательных комиссий и, в частности, порядок назначения их членов, для эффективного обеспечения их независимости и беспристрастности (пункт 130);
следует изменить нормы относительно наблюдателей на выборах, чтобы они не могли толковаться чрезмерно ограничительно, наблюдение за выборами должно быть распространено также на пост-избирательный процесс (пункт 132).
Предлагаемый проект Федерального закона позволяет устранить указанные замечания в соответствии с требованиями международных стандартов.
Действующее законодательство признает политические партии в качестве основных участников избирательного процесса и, тем самым обуславливает функционирование многопартийной политической системы. В условиях нынешней либерализации требований к деятельности партий их публичная функция по формированию и выражению политической воли граждан на выборах и референдумах и представления их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления существенно возрастает.
В то же время, будучи гарантией общего характера, данное право политических партией не конкретизировано должным образом в нормах Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части формирования и деятельности избирательных комиссий.
Помимо зарегистрированных в установленном законодательством порядке политических партий, лигитимизированных в качестве избирательных объединений, чем, в свою очередь, предопределены возложенные на них обязанности, как участников избирательного процесса, правом на выдвижение членов избирательных комиссий обладают также общественные объединения, избирательные комиссии предыдущего состава, представительные органы местного самоуправления, а также собрания избирателей по месту жительства, работы, службы и учебы.
Эта «партизанская» модель формирования избирательных комиссий не обеспечивает общественного доверия к деятельности лиц, назначенных по предложению структур и коллективов граждан, не имеющих никакого отношения к избирательному процессу и, в ряде случаев, носящих временный характер. Законопроект предлагает отказаться от этого смешанного принципа формирования избирательных комиссий и перейти к назначению членов избирательных комиссий исключительно по предложению политических партий.
Кроме того, предлагается формировать избирательные комиссии из числа лиц, постоянно проживающих на соответствующей территории деятельности комиссии, поскольку тем самым возрастет уровень заинтересованности и ответственности избирателей в соблюдении честности и прозрачности выборов должностных лиц, снизится число злоупотреблений во время голосования.
В целях обеспечения справедливого и сбалансированного представительства всех политических партий в руководстве избирательных комиссий, обеспечения их независимости от государственных структур и избавления от административного давления от вышестоящих избирательных комиссий законопроект предусматривает избрание председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии самостоятельно членами избирательной комиссии из своего состава, при этом все эти должностные лица должны быть представителями разных политических партий.
Объективность, независимость и беспристрастность членов избирательных комиссий являются ключевыми элементами в обеспечении проведения честных выборов в соответствии с международными стандартами. Как показали федеральные выборы в декабре 2011 года и марте 2012 года, наибольшую озабоченность в этой связи вызвали действия членов избирательных комиссий, являющихся государственными и муниципальными служащими, а также работниками бюджетных учреждений. Фундаментальной основой для участия этих лиц, зависимых от государства, как работодателя, в том числе в части получения заработной платы, служит доверие к нейтральности государственных и муниципальных учреждений в ходе избирательной кампании.
Однако массовые случаи административного нажима на членов избирательных комиссий — учителей, врачей, работников социальных учреждений, государственных и муниципальных служащих исходя из политической заинтересованности в результатах голосования со стороны руководителей учреждений и властных органов подтверждают, что действующий порядок участия этой категории лиц не обеспечивает общественного доверия к добросовестности осуществления ими своих полномочий.
На нынешнем этапе развития российской государственности, когда отсутствует плюралистический баланс между государственными органами и политическими партиями, исключение из числа членов избирательных комиссий социальных групп, наиболее подверженных противоправному давлению, представляется оправданным. К числу таких «групп риска» законопроект относит должностных лиц всех органов власти, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, судей и их помощников, военнослужащих, работников военных учреждений, государственных и муниципальных образовательных учреждений (кроме ВУЗов), учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
Институт наблюдателей, сформированный в соответствии с нормами действующего законодательства, не в полной мере обеспечивает контроль за соблюдением процедур голосования, подсчета голосов и установления итогов выборов. Нередки случаи не только воспрепятствования в реализации наблюдателями своих полномочий в ходе голосования, но и насильственного удаления их с избирательных участков. В этой связи в законопроекте предусмотрено качественное изменение статуса и прав наблюдателей: вместо декоративной фигуры они превращаются в значительную и обязательную процессуальную фигуру избирательного процесса — «свидетелей голосования». Они не только участвуют в процедуре наблюдения, но и своими подписями в протоколе об итогах голосования удостоверяют достоверность сведений о результатах голосования; без подписей как минимум двух наблюдателей такой протокол будет недействительным.
Возросшая роль свидетелей голосования, безусловно, потребует и усиления мер их ответственности за совершение процессуальных действий, в связи с чем у них берется соответствующая письменная расписка. В дальнейшем, в случае принятия данного проекта Федерального закона потребуется внесение дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность свидетелей голосования за отказ от исполнения своих обязанностей и за удостоверение ложных результатов голосования.
Еще одной мерой, повышающей прозрачность процедур при подсчете голосов, является норма законопроекта, в соответствии с которой непосредственный подсчет голосов осуществляется членами избирательной комиссии с правом совещательного голоса под контролем членов комиссии с правом решающего голоса с сохранением за последними права заполнения протокола об итогах голосования и обнародования результатов выборов.
Проект закона разработан с учетом анализа современного избирательного законодательства целого ряда европейских стран (Австрии, Армении, Германии, Грузии, Польши, Франции, Украины, Чехии)
Депутат
М.Л.Резник