Пояснительная записка № 4356 от 27.02.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в статью 25-1 Устава Санкт-Петербурга»

Подпунктом «а» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрена возможность самороспуска как форма досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 4 названного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности, в том числе определение кворума, необходимого для принятия тех или иных решений.

Используя предоставленное федеральным законом право, в 2001 году Законодательное Собрание Санкт-Петербурга определило, что решение о самороспуске принимается числом голосов не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; с мотивированной инициативой о самороспуске может выступить группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, численностью не менее половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга путем подачи письменного заявления, подписанного всеми депутатами этой группы, которое должно быть рассмотрено в течение месяца на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (статья 25_1 Устава Санкт-Петербурга).

Данная процедура с повышенным кворумом для принятия решения о самороспуске Законодательного Собрания Санкт-Петербурга принималась в условиях избрания депутатов исключительно на мажоритарной основе, и именно поэтому была оправдана, обеспечивая непрерывную ответственность депутата перед избравшими его жителями в конкретном избирательном округе.

В сегодняшних условиях формирования Законодательного Собрания Санкт-Петербурга исключительно по партийным спискам возникает необходимость обеспечения реального представительства в парламенте имеющимся в обществе реальным партийным предпочтениям.

В этой связи необходимо дать возможность партийным фракциям и группам в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга инициировать вопрос о самороспуске Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, подобное право возможно реализовать только путем снижения соответствующего кворума, а именно:

решение о самороспуске принимается числом голосов не менее половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; с мотивированной инициативой о самороспуске может выступить группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Следует отметить, что самороспуск не является принудительной мерой, осуществляется добровольно и представляет собой меру организационного порядка. Эта мера связана с необходимостью переизбрания парламента для проведения неотложных реформ и коренных изменений, отвечающих сегодняшним требованиям избирателей, и, в силу этого, требующих обновления депутатского корпуса, поскольку действующий состав депутатов оказывается к принятию подобных изменений не способным.

Таким образом, неразрешимый конфликт между фракциями в Законодательном Собрании переносится на суд избирателей, которые посредством досрочных выборов поддерживают данный состав представительного органа либо отказывают ему в поддержке, предпочитая иное парламентское партийное большинство.

Депутаты
О.В.Галкина
В.О.Нотяг
М.Л.Резник



comments powered by Disqus