«Ваш информированный собеседник» //Эхо Петербурга

Максим Резник, председатель комиссии по образованию, культуре и науке ЗакСа Петербурга
Беседовала Наталья Костицина

Н. КОСТИЦИНА: 13 часов 3 минут, у микрофона Наталья Костицина, здравствуйте! Продолжаем петербургский эфир «Эха». У нас в студии председатель Комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Петербурга Максим Резник. Максим, здравствуйте!

М. РЕЗНИК: Здравствуйте, Наташа.

Н. КОСТИЦИНА: Ну вот, с колес, да?

М. РЕЗНИК: С пылу, с жару, да.

Н. КОСТИЦИНА: Последние новости, да, с ЗакС’а, Законодательного Собрания. Во-первых, сегодня с утра Законодательное Собрание пикетируют валютные заемщики. Насколько мне известно, вы и ваши коллеги по фракциям, по-моему, «Справедливая Россия»…

М. РЕЗНИК: Да, «Гражданская платформа» и «Справедливая Россия».

Н. КОСТИЦИНА: Да, выступали с идеей законопроекта и с выходом далее на…

М. РЕЗНИК: На государственный уровень.

Н. КОСТИЦИНА: …федеральный уровень.

М. РЕЗНИК: Совершенно верно. К нам они обратились, эти люди, которые в буквальном смысле страдают каждый день, финансово прежде всего. Если бы принести сюда, в студию и прочитать письма, которые они пишут, там реально мольба, потому что люди оказались в тяжелейшей ситуации. Не отреагировать на это было невозможно. Я был на их сходе на Марсовом поле, я обещал им, что появится такой документ с обращением в Государственную Думу, он появился. Одиннадцать депутатов его подписали, мы его зарегистрировали, и сегодня я записался на то, чтобы внести его в повестку дня, как и обещал людям. Надо сказать, что это касается тысяч людей в Петербурге, около трех тысяч только таких валютных ипотечников, как их называют, не говоря уж о членах их семей.

Н. КОСТИЦИНА: Но насколько мне известно, вам не дали возможности внести этот законопроект.

М. РЕЗНИК: Я бы мог настоять, но в этом не было необходимости.

Н. КОСТИЦИНА: Почему?

М. РЕЗНИК: Потому что на это оперативно, наконец-то, отреагировала «Единая Россия» и, в частности, председатель Вячеслав Макаров. Он пригласил к себе перед началом заседания посовещаться представителей фракций и пообещал (и, соответственно, потом об этом сказал под стенограмму), что 17 февраля, то есть в ближайший вторник, в 12 часов в Законодательном Собрании пройдет широкий «круглый стол» с участием и вкладчиков, и банков, и представителей госструктур, и, конечно, депутатов, где будут эти вопросы серьезно, предметно, в присутствии средств массовой информации обсуждаться. Это очень важный шаг. Сегодня не было смысла заниматься просто внесением ради внесения. Я с этим согласился. Я считаю, что это важный очень шаг, и вот, наши эти действия, они подвигли крупнейшую фракцию, без которой невозможно принятие решений, к таким действиям. Я убежден, что в итоге мы выйдем на общий документ, и это будет позиция всего Законодательного Собрания, независимо от политических предпочтений, и когда я об этом сообщил представителям инициативной группы, они были удовлетворены и благодарили, хотя благодарить не за что, это работа наша, по большому счету. Поэтому я считаю, что в данном случае ситуация двигается, и сразу хочу, пользуясь…

Н. КОСТИЦИНА: А можно найти… Да, извините.

М. РЕЗНИК: Да. Я хочу сказать, пользуясь эфиром, что называется, потому что есть много вопросов, что эти люди сами виноваты. Вот это часто звучит: люди сами виноваты, да?

Н. КОСТИЦИНА: Предварили вопрос мой.

М. РЕЗНИК: Да, я так, в общем-то, и предполагал, что он будет. Значит, я что хочу сказать в этой ситуации? Здесь, безусловно, можно критиковать людей за то, что они хотели повыгоднее что-то найти и т.д., но есть одно существенное обстоятельство. Банки не обваливали рубль, эти люди не обваливали рубль, его обвалили действия госвласти. Сейчас не будем на этом останавливаться, но это реально результат действий госвласти, значит, именно органы государственной власти должны брать на себя ответственность и искать пути решения, не возлагая их на самих людей, не возлагая их исключительно на банки, а именно сами должны быть ответственны и искать способы решения. Самоустраняться от этого органы власти просто не могут, иначе это просто бессовестно. Вот поэтому я считаю, что здесь речь о том, виноваты, не виноваты имеет вторичное значение. Первично то, что все стали жертвами — и банки, и люди, в данном случае люди-то беззащитнее намного, чем банковские лобби и т.д. Поэтому здесь, я думаю, это принципиально было таким образом поставить вопрос, и чтобы Законодательное Собрание как избранный орган власти свою позицию заявило.

Н. КОСТИЦИНА: Максим, а есть выход? Вы видите выход из этой создавшейся ситуации?

М. РЕЗНИК: Уже в Думе есть три законопроекта, которые предлагают самые разные способы выхода из этой ситуации. Это очень сложный вопрос. Здесь могут быть прямые какие-то запреты в отношении банков или какие-то прямые указания, что неправильно. Здесь нужно искать ситуацию, такой выход, который бы позволил банкам пойти навстречу вкладчикам под государственные гарантии. Какие конкретно формы, способы, цифры, можно обсуждать, еще раз говорю, они уже сейчас обсуждаются, и есть много мнений, но на это выходить необходимо, то есть, это ответственность наша.

Н. КОСТИЦИНА: Максим Резник, напоминаю, в студии «Эха Петербурга». Еще об одном законопроекте, который сегодня депутаты Законодательного Собрания приняли в первом чтении. Естественно, возник он после той трагедии с блокадницей.

М. РЕЗНИК: Да, это, конечно, драматичнейшая история, трагическая.

Н. КОСТИЦИНА: Мы задали вопрос на голосовании нашим слушателям, считают ли они, что вот эти меры, они приведут все-таки к исчезновению тех ситуаций, которые могут привести к такому печальному исходу? Скажу вам, что всего 19%, по-моему, в это верят.

М. РЕЗНИК: Я не могу… Я, наверно, среди тех 81%, которые в это не верят, что только эти шаги. Конечно, эти шаги, предпринятые фракцией «Единая Россия», нельзя не поддерживать, какими бы мотивами они не руководствовались. Я, в частности, голосовал за эти предложения. Но я хочу сказать, что, конечно, здесь вопрос не столько в плоскости законодательства лежит, как мне кажется, сколько в плоскости вообще атмосферы в обществе, может быть, это и покажется для законодателя странным, такая позиция. Потому что ответственность за тот трагический случай не лежит на конкретных людях из магазина и из полиции, и в этом смысле сама атмосфера, которая сложилась — всех наказывать, всем всё запрещать…

Н. КОСТИЦИНА: Карать.

М. РЕЗНИК: Карать обязательно, как же без этого? Если мы не будем карать, какое же мы государство? Вот эта атмосфера, мне кажется, к таким страшным случаям и приводит. Насколько я знаю, один из ваших слушателей напомнил пример Германии…

Н. КОСТИЦИНА: Да.

М. РЕЗНИК: …где за это людей не карают. Да, в итоге таким людям запрещают вход в соответствующие торговые заведения или вообще в любые заведения, где замечены такие случаи, но их не карают за это. Это совсем, принципиально другой подход. Я считаю, что конечно, мы должны двигаться в эту сторону. Мне возразят, что сейчас все побегут брать: мне за это ничего не будет. Но это следствие, опять же, того, что мы построили. Поэтому я, конечно, думаю, что нужно смягчать… Я думаю, что нужно вообще смягчать наказания в нашей стране, они избыточны, по очень многим направлениям, и, в частности, по этому направлению тоже. Поэтому инициативу эту, в смысле гуманизации сферы правосудия, или правоохраны, я поддерживаю.

Н. КОСТИЦИНА: А с чем связываете вот это ужесточение в последние годы? Ну, все вот эти вот вещи — закон о госизмене… Ну, через запятую, все мы уже, в общем, наизусть знаем.

М. РЕЗНИК: Я думаю, что мы можем тут… нам эфира не хватит, Наташа, перечислять. Я связываю это с общей атмосферой, связанной с тем, что у нас просто авторитарное государство, и его признаки — тотальный, или практически тотальный контроль над всеми общественно значимыми сферами. Я напомню, Бенито Муссолини, который сказал: «Всё для государства, ничего кроме государства и ничего вне государства». Это фундаментальная, так сказать, базовая идеологема фашизма. К сожалению, это очень близкие понятия, у нас часто путают фашизм и нацизм, но это совсем не одно и то же. Я считаю, что это очень опасная тенденция, которая многие года продолжается, она связана с тем, что власть, люди, которые находятся у власти, хотят у этой власти удержаться до самой смерти. Вот, я думаю, это с этим связано. И плюс… ну, скажем так, мы выступаем… часто власть выступает с таких, знаете, русофобских позиций, потому что говорит: «Ну, наш народ, это же… не может, сам-то он не может, куда ему до демократии?»

Н. КОСТИЦИНА: Не готов.

М. РЕЗНИК: Да, мы тут с кнутом за вами походим, а вы попаситесь. Вот, я думаю, в этом проблема фундаментальная.

Н. КОСТИЦИНА: Максим, вы вызывали руководителя Комитета по информатизации и связи г-на Громова на комиссию, которую вы возглавляете, Комиссию по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания. Опять же, это памятная история…

М. РЕЗНИК: 1 февраля, с записью в первый класс.

Н. КОСТИЦИНА: Да, 1 февраля, в первый класс. Вот, на каком этапе сейчас взаимоотношения и с комитетом, и проверки этого комитета?

М. РЕЗНИК: Значит, первое. Во-первых, я считаю, что это очень показательная история силы нашего государства. Понимаете, это разница между силой и насилием, наше государство все время это путает. Сила — то, за что любят, а насилие — то, за что ненавидят. Вот это показатель абсолютного бессилия, с моей точки зрения. Надо было потратить 130 миллионов, уж я не знаю, как их потратили, сейчас я об этом…

Н. КОСТИЦИНА: Сколько?

М. РЕЗНИК: 130 почти миллионов на усовершенствование системы вот этой и рассказывать всему городу, что можно списаться через сайт, чтобы он рухнул 1 февраля, поставив в тяжелейшую жизненную ситуацию десятки тысяч семей, на самом деле.

Н. КОСТИЦИНА: Но он же рухнул из-за того, что там было очень много запросов из-за границы.

М. РЕЗНИК: Вы знаете, Наташа, я… можно тогда… Наверно, Барак Обама сидел лично и ждал, когда же начнется запись в первые классы в Петербурге, вот я сейчас там и покажу! Он просто дождался наконец… Ну, это, на самом деле, опять же, последствия того, что мы творим. Война всё спишет, понимаете? Я всегда говорил, что, как бы ни относиться к тому, что происходит, сейчас мы не об этом разговариваем, но это очень опасная история. Слишком большие соблазны всё списать теперь на врагов, на темные силы, которые нас злобно гнетут, а на самом деле, я думаю, что сейчас ситуация просто элементарной халатности и непрофессионализма. Значит, мы пригласили г-на Громова (Комитет по информатизации) и г-жу Асланян (Комитет по образованию). Хочу сказать, что вины Комитета по образованию в случившемся нет. Более того, именно Комитет по образованию сейчас должен в ручном режиме, по сути дела, принимая на себя все удары, весь негатив эмоциональный (потому что говорят — школа, значит, Комитет по образованию, и всё, никто не вникает в детали), они должны всё это разгребать. Мы за этим процессом следим, но мы не хотим их дергать, мы же не можем их дергать каждый день. Мы оперативно, уже 3 февраля собрались и эту ситуацию обсудили. Г-н Громов к нам пришел. Он сказал, что он проведет проверку. Ну, когда, понимаете, сам себя проверяешь, как-то, мне кажется, результаты могут быть самые разнообразные, но скорее всего они не будут плохими для тех, кого проверяют, если ты сам проверяющий. Я спросил, не хочет ли он уйти в отставку. Он сказал, что уйдет, если, вот, там будут негативные результаты. Из того, что я сказал выше, я могу только сказать, что мы приняли решение обратиться в Контрольно-счетную палату Петербурга…

Н. КОСТИЦИНА: Вы уже обратились или?..

М. РЕЗНИК: Да, мы уже обратились, это было, поскольку, 3 февраля, конечно, сегодня у нас уже, соответственно, 11-е. Мы, конечно, обратились с тем, чтобы они провели внеочередную проверку Комитета по информатизации: как потрачены деньги, почему произошло то, что произошло, и конечно, вопрос, кто виноват — вопрос, в данном случае, не главный, хотя имеет существенное значение, потому что…

Н. КОСТИЦИНА: Ну, что значит «не главный»?

М. РЕЗНИК: Ну, у нас в стране всегда, потому что когда мы начинаем «кто виноват» обсуждать, до «что делать» просто не доходит, до второго вопроса. Мы хотим все-таки «что делать» обсуждать. Но сегодня нужно дать время, еще, наверно, неделю Комитету по образованию, вообще разобраться с тем, что происходит, каков масштаб бедствия. После этого мы готовы оказывать помощь, мы готовы обсуждать пути выхода из всей этой ситуации. Огромное количество обращений к разным депутатам и в нашу комиссию от тех людей, которые поверили власти, которые…

Н. КОСТИЦИНА: Нововведениям.

М. РЕЗНИК: Да, прогрессивным нововведениям и которые остались все жертвой всего этого. Поэтому, конечно, мы за процессом следим, мы находимся в ежедневном контакте с Комитетом по образованию, но еще раз повторю, что мне представляется, что если такое произошло, не может быть, чтобы чиновники не несли ответственность, такого просто не может быть. Поэтому ответственность нужно нести, иначе просто другим… чтобы другим неповадно было, в общем.

Н. КОСТИЦИНА: Ну, как-то плавно перейдем-ка к кадровой политике.

М. РЕЗНИК: Кадрам, кадрам.

Н. КОСТИЦИНА: К кадрам. Накануне стало известно о том, что вместо ушедшего в отставку — по собственному желанию? Вот тут что-то я упустила…

М. РЕЗНИК: У нас всё по собственному желанию, в добровольно-принудительном порядке.

Н. КОСТИЦИНА: Да, по собственному желанию Эдуарда Батанова, которого очень многие специалисты, вот, я опросила, но все называют очень профессиональным человеком.

М. РЕЗНИК: Абсолютно присоединяюсь, и приличным, и порядочным.

Н. КОСТИЦИНА: Да, с которым город пережил и 2008 год, кризис и другие сложные ситуации. Назначен Алексей Корабельников, которому то ли двадцать семь…

М. РЕЗНИК: Двадцать восемь. Ну, двадцать восемь будет, говорят.

Н. КОСТИЦИНА: Двадцать восемь лет, да. Вчера уже это официально подтвердил губернатор Полтавченко. Для законодателей Петербурга это стало неожиданностью?

М. РЕЗНИК: Конечно. Просто потому, что законодатели Санкт-Петербурга добровольно устранились от участия в этом процессе. Потому что я дважды, только за этот созыв, вносил соответствующие предложения — чтобы мы зафиксировали в Уставе города, что главы ключевых комитетов и районных администраций назначаются (так же, как и вице-губернаторы) с согласия Законодательного Собрания. Это вполне возможно, это существует в ряде субъектов федерации, но Законодательное Собрание, так сказать, стесняется. Очень скромный у нас состав такой, видимо, что он на себя брать такие полномочия не готов. В итоге, мы всё узнаем из средств массовой информации. Ну, может быть, есть те, которые узнают и каким-то другим образом, но это не публично, не прозрачно, мотивы назначений нам не объясняют, мы должны только об этом догадываться. Поэтому мотивы назначения Александрова… кажется, так его фамилия, да?

Н. КОСТИЦИНА: Корабельникова, Алексея Корабельникова.

М. РЕЗНИК: Видите, даже не могу до сих пор запомнить, извините. Вот, непонятны, как и непонятны мотивы назначения девушки в комитет-монстр, новый комитет КУГИ, комитет по земельным ресурсам. Непонятны мотивы, да?

Н. КОСТИЦИНА: Они все были советниками у нашего губернатора.

М. РЕЗНИК: Ну, это да, но где они? Дальше, почему именно они? Почему они до этого, сначала были советниками? Придите и объясните. Мне казалось бы это разумно, потому что Законодательное Собрание открытый орган, там всегда присутствуют средства массовой информации, и людям будут понятны тогда через СМИ мотивы этих решений. А сегодня всё это не прозрачно. Единственно, конечно, понятны мотивы последних назначений тех людей, которые участвовали в выборах, то есть, в так называемых выборах, в подтанцовке Георгию Сергеевичу, то есть, они вместе с ним кордебалетом там поработали, вот их награждают. Там Петрова назначили первым замглавы администрации Центрального района, говорят, сейчас Бикбаева назначат куда-нибудь. Ну, тогда, я думаю, у города сразу всё наладится, как только Бикбаев займет ответственный пост, тут золотая акция такая…

Н. КОСТИЦИНА: Но как-то вы обошли стороной Константина Эдуардовича Сухенко.

М. РЕЗНИК: А я… Нет, я не обошел.

Н. КОСТИЦИНА: Ему тоже, получается — всем сестрам по серьгам.

М. РЕЗНИК: Я думаю, что Константин Эдуардович Сухенко в этом смысле, конечно же, по этим мотивам назначен. Но я хочу сказать, что это как раз, с моей точки зрения, удачное назначение губернатора.

Н. КОСТИЦИНА: Почему?

М. РЕЗНИК: По следующим мотивам. Константин Эдуардович человек, который много лет проработал в Законодательном Собрании, если я не ошибаюсь, более десяти. Он возглавлял комиссию, ту, которую я сейчас возглавляю, в предыдущем созыве. То есть, он не чужой человек в этой сфере, и могу вас уверить, что, общаясь с различными представителями, там, театральной общественности и вообще культурного сообщества, о нем очень уважительно отзываются. У него есть свои недостатки, как у каждого из нас, но он человек, знающий эту сферу, и по своим характеристикам человеческим — а он человек интеллигентный, это тоже трудно отрицать — он подходит для этой должности. Кроме того, что очень важно, он знает работу Законодательного Собрания, а значит, не будет допускать, я надеюсь, тех ошибок, которые допускали предыдущие председателя два Комитета по культуре.

Н. КОСТИЦИНА: А в чем эти ошибки проявлялись?

М. РЕЗНИК: Ну, они не очень хотели… я бы сказал, не слишком уважительно, то ли сознательно, то ли подсознательно относились к Законодательному Собранию. Это вообще характерно для исполнительной власти, но это и наша вина, как органа, что мы свои полномочия не используем, о чем я выше сказал. Но в данном случае, я думаю, Константин Эдуардович будет относиться к Законодательному Собранию иначе, потому что он человек, который много лет был депутатом. То есть, он знает сферу, он работал депутатом, он человек, по своим личностным качествам подходящий. Я боюсь ошибиться, но я надеюсь, что у него получится. Время у него будет непростое, грядет секвестр бюджета и т.д., поэтому я ему желаю удачи и думаю, что мотивы были те, о которых мы только что говорили, но решение кадровое удачное, мне кажется.

Н. КОСТИЦИНА: Но пока он еще не назначен?

М. РЕЗНИК: Пока нет, сегодня он еще депутатом работает, я его сегодня видел. Мы с ним сегодня…

Н. КОСТИЦИНА: Депутатом, да? Но не признался, будет или нет председателем комитета?

М. РЕЗНИК: Ну, я… Нескромно задавать такие вопросы. Наверно, мы узнаем об этом. Это уже объявлено, понятно, что это решенный вопрос, поэтому мы лишь желали сегодня ему удачи. Он просил пока не желать, но…

Н. КОСТИЦИНА: Понятно. Кстати, по поводу секвестра бюджета. Депутаты Законодательного Собрания каким-то образом могут повлиять на, не знаю, там, те цифры, на отстаивание каких-то… вот, если вы возглавляете Комиссию по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания, чтобы, допустим, с театров не снимали, с музеев не снимали деньги? И так уже где-то на 10%, по-моему, убрали с этой сферы.

М. РЕЗНИК: Мы в свое время смогли остановить, когда был еще председателем Месхиев, по-моему, остановить театральную реформу, так называемую, вместе с театрами. Я думаю, какая-то часть заслуги и нашей комиссии в этом есть, и всего Законодательного Собрания, поэтому можем, если хотим. Вопрос о том, хотим ли, как орган в целом. Я об этом говорю постоянно, что мы все время забываем о том, что именно мы являемся тем органом, который избран населением, и имеем все права. Кроме того, бюджетный процесс вообще наша прерогатива. Поэтому это вопрос политической воли, а не бюджетных цифр. Конечно, мы все понимаем, что ситуация очень тяжелая, и без секвестра или какого-то урезания, сокращения бюджета просто не обойтись, и это не вина Петербурга, в данном случае. И будет, насколько мне известно, создана такая комиссия, этот процесс идет, где будут представители Законодательного Собрания, которые будут готовить эти предложения вместе. Это уже шаг вперед, кстати, и это нельзя не приветствовать. Это мы принимаем бюджет и поэтому повлиять можем, и будем влиять. Конечно, моя задача и моих коллег по комиссии именно на этом настаивать, на нашей сфере. Мы, конечно, на нее будем прежде всего обращать внимание.

Н. КОСТИЦИНА: Кстати, по поводу бюджетного процесса. Вот тот закон о стратегическом планировании, важный, наиважнейший закон, который сейчас принимается, рассматривается в Законодательном Собрании…

М. РЕЗНИК: Сегодня, да.

Н. КОСТИЦИНА: А, сегодня?

М. РЕЗНИК: Сегодня прямо, в первом чтении мы его приняли.

Н. КОСТИЦИНА: В первом чтении был принят. Александр Карпов, руководитель Центра экспертиз ЭКОМ, что называется, по полочкам разложил, насколько это важный закон для города, и там, насколько мне известно, законодатели отстранены от жизненно важных для города решений.

М. РЕЗНИК: Абсолютно согласен с Александром Семеновичем, поэтому сегодня голосовал «против» и призывал к поименному голосованию. Соотношение 36/13 было, закон принят в первом чтении. Ключевой вопрос, как мне представляется, чтобы не… потому что можно очень долго говорить и не растекаться мыслью по древу, это вопрос о том, кто будет утверждать государственные программы. Из них, собственно, простроена вся наша жизнь, это направления деятельности и жизнедеятельности, вот, полностью охватывают эти семнадцать программ. Сегодня исполнительная власть разрабатывает программы, утверждает программы и реализует программы, то есть, всё в одном флаконе, что называется. Законодательная власть может только там что-то посоветовать. Значит, нам ссылаются на федеральные некие нормы, которые… эти ссылки мне представляются не очень корректными. Я все-таки считаю, что нужно найти ту формулу, когда мы будем утверждать эти программы. Это принципиальный вопрос, вопрос опять о разделении властей и взаимоотношений, соотношений и т.д. Потому что, понимаете, можно все что угодно написать в этой программе, самые замечательные вещи, но если ты не влезешь в ее тело, не посмотришь, что под этим кроется, под этим названием… Как сегодня, обсуждали экопарк, который будет в Юнтолово. А что такое экопарк? Юридического понятия нет.

Н. КОСТИЦИНА: То есть, зоопарка не будет, будет экопарк?

М. РЕЗНИК: Да. Ну, это победа юнтоловцев, конечно, что все-таки Юнтоловский заказник будет сохранен, но экопарк это тоже очень расплывчатое понятие. Если мы не будем утверждать программу, мы не сможем залезть в их тело, что называется, мы не сможем тогда выяснить, что кроется за этим названием. Потому что можно, в конечном счете, сделать так — построить огромный бизнес-центр и на нем написать «Экопарк», понимаете, либо сделать настоящий экопарк, как по примеру европейских стран, например, но для этого мы должны всё это обсуждать в Законодательном Собрании и утверждать это законом, как мне представляется. Вот это ключевой момент.

Н. КОСТИЦИНА: Вот, напомните мне, а это было ранее?

М. РЕЗНИК: Было. Это было в первом, втором, и, по-моему, это исчезло в третьем созыве, если я не путаю. Но в первом, втором точно были целевые программы, которые утверждались законами Санкт-Петербурга. Я моей точки зрения, нужно к этой практике вернуться, о чем, кстати, в кулуарах или не в кулуарах говорят старожилы Законодательного Собрания, такие, как Никешин, Ковалев, Кривенченко и т.д.

Н. КОСТИЦИНА: Максим Резник у нас в студии. Еще одна тема, начнем до ухода на новости. В частности, вы и группа депутатов Законодательного Собрания обратилась в уставный суд с требованием вернуть вот эту графу (если я правильно сейчас скажу)…

М. РЕЗНИК: Практику.

Н. КОСТИЦИНА: …практику выражения недоверия вице-губернаторам.

М. РЕЗНИК: Совершенно справедливо.

Н. КОСТИЦИНА: Опять же, эта практика была.

М. РЕЗНИК: Эта была, но она почему-то исчезла, так сказать, у нас все равны, но некоторые равнее. Она исчезла при нынешнем губернаторе. Причем здесь мы не сталкиваемся с проблемами с исполнительной властью, мы столкнулись с проблемой внутри собственного Законодательного Собрания, потому что юридическое управление Законодательного Собрания почему-то дает отрицательные заключения на эти проекты. Потому что, вот, как последний раз я дал соответствующий документ по выражению недоверия вице-губернатору Мокрецову и получил отрицательное заключение. Это не первый раз, то же самое было по другим проектам в последние годы, в этом созыве, и поэтому мы решили, что надо, чтобы уставный суд эту норму нам прояснил и дал ее толкование. А по существу, мне кажется, что это очевидно: если мы даем согласие…

Н. КОСТИЦИНА: Почему очевидно?

М. РЕЗНИК: Ну, если мы даем согласие.

Н. КОСТИЦИНА: Можно же выйти и объявить недоверие всем вице-губернаторам. Должны же основания быть какие-то.

М. РЕЗНИК: Нет, конечно, безусловно, основания должны быть, но речь идет не об этом. Юридическое управление говорит нам о том, что если они не главы органа исполнительной власти, то есть, не глава какого-нибудь комитета или другого органа власти исполнительной, то значит, они не попадают под эту норму. Мне представляется это неправильным, тем более, что есть решение Конституционного суда, связанное с прецедентом из другого субъекта федерации, а с точки зрения духа закона, духа устава, мы даем согласие на их назначение, значит, мы имеем право делать в обратном режиме, то есть, в обратную сторону какие-то решения, телодвижения…

Н. КОСТИЦИНА: То есть, депутаты рассматривают кандидатуру, представленную губернатором, голосуют «за» или «против»?

М. РЕЗНИК: Да, совершенно верно. Если мы голосуем «против», то он не назначается на эту должность. Ну, он может быть исполняющим обязанности, это другой вопрос, но он не назначается на эту должность, как на должность вице-губернатора. То же самое должно быть и в обратную сторону, для меня это очевидно. Поэтому группа из шести депутатов, мы обратились, соответственно, в уставный суд, ждем от них реакции, когда они назначат рассмотрение.

Н. КОСТИЦИНА: Уходим на новости.

* * *

Н. КОСТИЦИНА: 13 часов 35 минут. Я напоминаю, что у нас Максим Резник. Кстати, прошу прощения, забыла сообщить, что вы можете писать свои SMS-сообщения по телефону +7 921 579 9392. К возможности или невозможности досрочных выборов. Стало для меня неожиданностью о том, что вдруг опять возникла вот эта тема возможности досрочных выборов в Законодательное Собрание. С чего вдруг?

М. РЕЗНИК: Ну, во-первых, я хотел сказать, что для того, чтобы это произошло, ЗакС должен сам распуститься, а для этого необходимо две трети депутатов, то есть, 34 депутата. Это не так уж мало, с учетом пестрого состава достаточно Законодательного Собрания. Ну, а почему это возникло? Я думаю, что это политическая целесообразность. Насколько мне известно, идея исходит от администрации города, от губернатора. Видимо, есть понимание того, что выборы в 2016 году, когда ситуация, по всей видимости, к сожалению, станет еще хуже и в экономике, и в целом, плюс выборы пойдут вместе с Государственной Думой, а значит, это гораздо более высокая явка, приход людей, которые… явка, как правило, повышается за счет критически настроенных людей, что эти выборы будут трудноуправляемы в 2016 году. Поэтому нужно провести их в 2015-м, потому что так удобно власти. Вот это единственный аргумент, но, как вы понимаете, Наташа, это аргумент не публичный, его нельзя предъявить, а публичных аргументов, собственно, нет. Нам много лет говорили, как нужно всё объединять, чтобы экономить деньги, а теперь нам говорят, что надо разъединить и в условиях кризиса, секвестра бюджета потратить сотни миллионов рублей на выборы. Я думаю, что эта затея, в общем, бредовая, с моей точки зрения, со всех сторон, поэтому я думаю, Законодательное Собрание на это не пойдет, я имею в виду парламентское большинство. Поэтому, думаю, это разговоры, это такой…

Н. КОСТИЦИНА: То есть, даже парламентское большинство?

М. РЕЗНИК: Я думаю, что да.

Н. КОСТИЦИНА: Но спикер Макаров довольно скептически публично отнесся к этой идее.

М. РЕЗНИК: Да, да. Насколько мне известно, он и публично говорил об этом, что это неправильно, он не видит оснований. Да, собственно, никто не видит серьезных оснований для того, чтобы выборы переносить. Они должны быть в 2016 году, вместе с Государственной Думой, как это и было в 2011-м. То есть, я думаю, что так и должно быть, а политический интерес Смольного понятен, но он расходится с интересами города. Вот и всё.

Н. КОСТИЦИНА: А не продавит исполнительная власть?

М. РЕЗНИК: Я думаю, что нет, хотя нет ничего удивительного, если они продавят, не будет ничего удивительного, но я думаю, что не продавят. Я думаю, что не продавят. Еще раз повторю, с учетом состава депутатов, все-таки, здесь если бы было 26 голосов, еще тогда шансы были бы более высокие, 34 голоса — очень сложно, очень сложно. Я думаю, что найдется 17 депутатов, которые ни за что на это не согласятся. Ну вот, я, например, ни за что на это не соглашусь, я думаю, я такой не один.

Н. КОСТИЦИНА: Сколько найдется депутатов?

М. РЕЗНИК: Нужно 17, чтобы не прошло решение, а чтобы прошло, нужно, соответственно, 34.

Н. КОСТИЦИНА: Не могу не поинтересоваться, Максим, у вас как у учителя — вы вместе с Минобрнауки поддерживаете идею исполнения школьного российского гимна перед началом занятий? Об этом стало известно вчера уже, со ссылкой на первого замминистра образования и науки Наталью Третьяк, вот это предложение было рассмотрено, и «в Минобрнауки поддержали инициативу калужских властей о ежедневном исполнении школьниками российского гимна перед первым уроком». Кстати, Наталья Третьяк, она ведь из Петербурга.

М. РЕЗНИК: Была здесь, она из Петербурга.

Н. КОСТИЦИНА: Какое-то время даже была руководителем Комитета по образованию.

М. РЕЗНИК: Комитета, недолго, правда, да. Да, после Ивановой, перед Жанной Воробьевой, которая сейчас. Ну, что я могу сказать? Вы спрашиваете меня, Наташа, но я бы ответил словами гораздо более авторитетного преподавателя, профессора Преображенского. Он говорил, что если он не будет оперировать, вместо того, чтобы оперировать, начнет в своей квартире петь хором, то у него начнется разруха. И кроме того, что такое гимн? Гимн — это такая… не знаю, как назвать… Песня? Не знаю, как это правильно сказать даже, но это такое обстоятельство, при исполнении которого, там, люди плачут, люди испытывают колоссальный наплыв эмоций, это происходит в каких-то исключительных случаях. А когда это превращается в рутину… Что мы хотим у детей воспитать? Что это та песня, которую уже надоело петь каждый день? Мне кажется, это довольно глупо. И кроме того, третье обстоятельство — вообще-то говоря, мне кажется, что у Минобрнауки есть вообще чем заниматься, и уж точно это не ключевая проблема российского образования, поют дети каждый первый урок или не поют. Я себе даже не представляю, как это будет у меня в школе, например, где я преподаю. Ну, там есть уроки пения, ну пускай там поют, для этого есть урок пения. Кроме того, я уж не говорю еще одно обстоятельство — исполнение гимна отнимает какое-то время от образовательного процесса. Но все-таки, я считаю, что самое главное, что это контрпродуктивная идея даже с точки зрения самих авторов. Они хотят воспитать особое отношение детей к гимну, да?

Н. КОСТИЦИНА: Они говорят о воспитании патриотизма.

М. РЕЗНИК: Так они воспитают в детях… скорее обратный эффект, потому что когда дети все время, каждый день одно и то же вынуждены петь, они воспринимают это как обязаловку, а это должно…

Н. КОСТИЦИНА: Ну, идет эффект отторжения.

М. РЕЗНИК: Конечно, а это должно быть… Это потребность у человека должна быть исполнять гимн. Когда мы видим, как футболисты стоят, камера идет по лицам — кто поет, кто не поет… Ну, наши футболисты, к сожалению, не так часто поют гимн, или не все, но мы видим, что это любой страны касается. Для них это нечто торжественное. А когда это в обыденность, в будничность превращается, ну чего же мы воспитываем? Ровно наоборот.

Н. КОСТИЦИНА: Но, кстати, упомянутый Минобрнауки, вы сказали о том, что там масса других каких-то наиболее важных вещей, которые лежат на поверхности, и которые необходимо делать. Что конкретно, именно?

М. РЕЗНИК: Ну, например, я считаю, что очень важным обстоятельством, с которым Законодательное Собрание не раз выступало применительно к школьному образованию, является законодательное закрепление пятидневки. Объясню почему. Потому что в этом союзе «семья и школа» все-таки на первом месте стоит семья. Должен быть нормальный семейный цикл, гармоничный семейный цикл, все-таки для ребенка главное — это семья. Если родители имеют два выходных, то мне кажется, так же нужно делать и для детей. Кроме того, это и с точки зрения, как утверждают медики, с точки зрения их здоровья полезней просто. Мы принимаем эти инициативы, нас отфутболивает Государственная Дума, потому что они говорят, что это, вот, мол, невозможно с точки зрения исполнения учебных программ.

Н. КОСТИЦИНА: Почему?

М. РЕЗНИК: Нет, ну действительно, при той нагрузке, которая есть действительно не впихнуть в пять дней, либо там очень много уроков получится. Вот вы мне скажите, что важнее, для чего законодательство существует? Для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие семьи, или для того, чтобы ребенок выполнил кем-то написанную учебную программу? Мне кажется, первое.

Н. КОСТИЦИНА: Учебный план.

М. РЕЗНИК: Учебный план, да. Мне кажется, первое. Законы для того, чтобы делать людям удобство при жизни, это удобная жизнь, а не люди для того, чтобы чьи-то программы исполнялись. Вот, мне кажется, здесь надо ставить все-таки лошадь впереди телеги.

Н. КОСТИЦИНА: Максим, опять же, не могу не спросить. Сейчас в городе идет подготовка к маршу 1 марта. Документы…

М. РЕЗНИК: Антивоенному, антикризисному.

Н. КОСТИЦИНА: Да, антивоенному, антикризисному. Документы подали организаторы?

М. РЕЗНИК: Нет. Ну, по срокам еще просто рано. Рано. Я думаю, мы подадим в пятницу документы. Мы очень надеемся, что это будет единое мероприятие. Я являюсь сторонником того, как и всегда являлся, чтобы было только то, что нас объединяет. Я считаю, мы, россияне, петербуржцы, которые выступают против войны, которые считают, что кризис — последствие действий российской власти, и поэтому то, что нас объединяет, это российские флаги и флаги Петербурга. Всё остальное — это уже… как бы у каждого свое. Кому-то этот нравится, кому-то этот нравится, а кому-то этот не нравится, и наоборот. То есть, здесь начинаются уже конфликты: с этим я пойду, с этим я не пойду…

Н. КОСТИЦИНА: Вот, не приведет это к тому… К сожалению, в нашем городе это уже стало нормой — объединяются, объединяются, говорят, говорят, а на выходе опять несколько маршей, несколько митингов…

М. РЕЗНИК: Но мы знали и другие времена, которым я тоже был не только свидетелем, но и активным участником — например, марши в защиту Петербурга, марши против «Охта-центра», к которым я имел некоторое скромное отношение, скажем так, имел честь вести некоторые из них. И тогда, на самом деле, мы находили компромиссы, и мы искали такие возможности, чтобы выходить с тем, что нас объединяет. Это же не ярмарка вакансий, это же не смотр строя и песни, понимаете? Это некое общее мероприятие. Я понимаю, что кому-то хочется пройти со своими флагами, для них это непременно и важно, но может быть, найдем какое-то компромиссное решение, может быть, там еще какие-то посмотрим варианты, но конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы был один общий марш. И могу сказать, что мы сейчас и с Борисом Вишневским, если брать депутатский корпус, мы пытаемся как-то всё это вместе склеить, собрать, ну и другие наши коллеги участвуют в этом активно. Поэтому пока мы не можем сказать, сколько будет заявок, но мы работаем над этим. Сегодня мы снова будем собираться, обсуждать эти вопросы.

Н. КОСТИЦИНА: Ну, и к главной теме — полторы минуты у нас остается до конца эфира, — в общем, к главной теме для всех нас. И для нас, и для мира, и для Украины… Сегодня переговоры в «нормандском формате» по Украине. Стало известно, что и Президент России Владимир Путин примет участие. То есть, шли сегодня — там и Меркель, и Олланд, и Порошенко, все принимают… и, соответственно, стало известно о том, что и Владимир Путин примет участие в переговорах в «нормандском формате» по Украине в Минске.

М. РЕЗНИК: Ну, я думаю, как все мы…

Н. КОСТИЦИНА: Ожидания ваши?

М. РЕЗНИК: Я просто надеюсь. Я, честно говоря, не очень верю, признаюсь, но я хочу, чтобы, в данном случае, моя вера и моя надежда взяла верх над, может быть, объективным анализом ситуации. Очень надеюсь, потому что для меня это личная травма, потому что у меня близкие родственники в Крыму, например. То есть, всё что происходит, касается меня лично и касается такого количества людей, что надо сделать всё, чтобы перестала литься кровь. Но есть ли объективные для этого предпосылки, я не знаю, слишком мало информации. Слишком мало информации… Вот, в данном случае ничего не могу сказать, просто надеюсь, и всё.

Н. КОСТИЦИНА: Спасибо! Я напоминаю, Максим Резник, депутат Законодательного Собрания, председатель Комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Петербурга был в нашей студии. Спасибо, Максим.

М. РЕЗНИК: Спасибо, Наташа.

Источник



comments powered by Disqus