Депутаты Петербурга готовы резать свою зарплату //КоммерсантЪ

В связи с экономическим кризисом Законодательное собрание Петербурга готовится сократить свою смету на 10% — это более 100 млн рублей. В рамках секвестра планируется урезать зарплаты депутатов, но не трогать жалованье рядовых сотрудников, ибо оно и так не слишком велико. Большинство парламентариев эту идею поддержали, хотя сочли ее скорее пиар-ходом, нежели мерой по реальной поддержке городской казны. Между тем, исполнительная власть уменьшать свои зарплаты не намерена.

24 марта комитет финансов Смольного опубликовал проект корректировки городского бюджета. Доходную и расходную части планируется сократить на 23,4 млрд рублей — до 396 млрд и 451 млрд соответственно. Таким образом, траты петербургской казны должны уменьшиться на 5%. Почти половина секвестра приходится на адресную инвестиционную программу: в частности, власти существенно уменьшают финансирование строительства метро. Остальные сокращения распределены по различным статьям, но денежное содержание чиновников почти не затрагивают. Лишь в некоторых органах исполнительной власти расходы на собственное содержание несколько уменьшаются. Так, в администрации губернатора ассигнования по этой статье снижаются с 1,179 млрд рублей до 1,033 млрд рублей. При этом денежное довольствие самого губернатора (3,054 млн рублей) остается неприкосновенным.

В парламенте Северной столицы решили более усердно последовать примеру федерального руководства, урезавшего себе зарплаты. «Как только пошла такая инициатива, безусловно, мы не хотим оставаться в стороне, но это надо сделать очень четко, в соответствии с законом. Что толку от того, что мы скажем, объявим об этом, а законодательно это будет не сделано? Поэтому надо продумать сначала еще форму, как это осуществить. — рассказал журналистам спикер ЗакСа и лидер петербургского отделения «Единой России» Вячеслав Макаров. — Я уже дал необходимые поручения бюджетно-финансовому комитету, аппарату и юридическому управлению, чтобы они прорабатывали этот вопрос». По мнению главы законодательной власти, сокращение зарплат нужно, в первую очередь, «для внутреннего состояния каждого депутата». Однако уменьшать жалованье рядовых сотрудников аппарата ЗакСа и помощников парламентариев он считает неправильным. «Одно дело, когда это деньги на содержание депутатов, а другое дело — когда это касается специалистов с низкой ставкой», — подчеркнул председатель парламента.

По словам главы бюджетно-финансового комитета (БФК) Максима Яковлева (ЛДПР), он считает возможным сократить смету ЗакСа на 10%. Сейчас она составляет 1,274 млрд рублей, и проект корректировки бюджета пока ее не затронул. Стоит отметить, что оклады чиновников и депутатов исчисляются в расчетных единицах, размер которых определен в городском законе и ежегодно повышается. В текущем году это 1225 рублей, в 2016 году должно быть 1300 рублей. Денежное содержание спикера собрания приравнено к зарплате губернатора, а оклады депутатов примерно соответствуют окладам членов городского правительства, составляя от 51 расчетной единицы для впервые избранного парламентария до 56 для вице-спикера. Кроме того, народным избранникам положены различные надбавки и премии, благодаря которым их зарплата превышает 100 тыс. рублей в месяц. Доходы большинства парламентариев варьируются в пределах от 1,3 млн до 2,5 млн рублей в год.

Чтобы уменьшить расчетную единицу, нужно менять городской закон, и это коснется всех госслужащих Петербурга. Поэтому в БФК решили, что более целесообразно урезать депутатам премии. Сократить же смету собрания в целом можно поправкой ко второму чтению корректировки бюджета, которая должна быть рассмотрена ЗакСом в апреле — мае. «Если это решение на политическом уровне будет принято и эти вопросы будут внесены в Законодательное собрание, то мы как партия ЛДПР поддержим», — пообещал господин Яковлев.

У остальных народных избранников эта идея восторга не вызвала. «Пожалуйста! Все забирайте. Буду псаломщиком в церкви работать. Или капусту выращивать», — прокомментировал возможное сокращение своей зарплаты председатель комитета по законодательству Виталий Милонов («Единая Россия»).

А заместитель координатора фракции «Яблоко» Борис Вишневский напомнил, что «яблочники» сразу после избрания отказались от служебных автомобилей. По его словам, на обслуживание одной депутатской машины тратится в месяц около 150 тыс. рублей. «Отказники» же в качестве компенсации получают только 50 тыс., на которые могут нанять дополнительных помощников. Таким образом, каждый депутат от «Яблока» уже экономит около 100 тыс. рублей ежемесячно (казенными машинами также не пользуются лидер фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев и единоросс Сергей Никешин). «В этой ситуации вопрос о снижении зарплаты, я думаю, должны ставить те депутаты, которые пользуются служебными автомобилями. Это будет, наверное, более правильно», — полагает господин Вишневский.

Тем не менее, бывший «яблочник» Максим Резник, который также не пользуется служебной машиной, заявил, что готов к сокращению зарплаты. «Хотя, честно скажу вам, не считаю это ключевой проблемой, — признался он. — В нормальном обществе нет ничего плохого в том, что люди, принимающие ответственные решения, распределяющие бюджетные средства многомиллиардные, получают хорошую зарплату, тем самым снижая соблазн поучаствовать в распределении этих денег лично — конечно, в пользу избирателей, но там, как правило, список избирателей прилагается».

А депутат Ольга Галкина (тоже бывший член «Яблока») напомнила, что незадолго до 10-процентного снижения зарплаты депутатов Государственной думы были увеличены с 250 тыс. до 420 тыс. рублей. Жалованье президента РФ и премьер-министра в прошлом году также повысили в 2,65 раза. В связи с этим народная избранница опасается, как бы сокращение денежного довольствия петербургских парламентариев тоже не стало «фикцией».

Источник

Решение Владимира Путина о сокращении зарплат сотрудников аппарата правительства с мая 2015 года на 10% подстегнуло сначала федеральных депутатов, а потом и региональных. Чтобы быть ближе к народу, а также ради экономии бюджетных расходов, Госдума уже приняла решение сократить зарплаты народных избранников на те же 10%.

На содержание петербургского парламента ежегодно уходит около 1 млрд 200 млн рублей из кармана налогоплательщиков. По словам спикера ЗакСа, единоросса Вячеслава Макарова, в Мариинском дворце среагировали моментально, как только услышали об инициативе президента. Хотя результатов пока нет.

«Это надо сделать очень четко в соответствии с законом. Что толку, если мы просто скажем, объявим об этом, а законодательно этого не сделаем?» — задает резонный вопрос Макаров. Действительно, ни к чему российским властям — законодательным или исполнительным — заниматься дешевым популизмом.

По словам спикера, сначала необходимо проработать форму, через которую расходы парламента можно сократить, понять, какие именно изменения в бюджет надо внести. Как видно, это очень трудоемкий процесс. «Мы еще подумаем. Но мы за, мы поддерживаем эту инициативу. Это нужно для внутреннего состояния каждого депутата, прежде всего», — рассказал единоросс. Заметим, тонкая душевная организация некоторых парламентариев уже заставила отказаться от служебных автомобилей еще в начале созыва, но таковых набралось не больше десятка человек из пятидесяти народных избранников. И имени спикера среди них нет.

Но необходимые поручения уже розданы: Вячеслав Макаров попросил проработать схему секвестра как Бюджетно-финансовый комитет, так и аппарат Юридического управления парламента.

Этот факт подтвердил глава БФК Максим Яковлев, который избирался от ЛДПР. При этом он не смог пояснить, каким именно образом ЗакС готов был бы снизить расходы — за счет сокращения ставок, условных расчетных единиц или премий.

«Поручение действительно нам было дано, но поручение такое, техническое… Рассмотреть технический момент. Возможно ли это сделать в принципе», — пояснил Яковлев.

Заметим, что, в принципе, любая зарплата госслужащего состоит из двух частей: обязательной и поощрительной, которая порой составляет добрую часть от общего довольствия. Именно за счет поощрительной части, в принципе, технически было бы проще всего сократить зарплаты.

«Но решение должно быть политическим. Оно должно приниматься руководством Законодательного Собрания (то есть, например, Вячеславом Макаровым — прим. ред.). БФК — это техническая группа, может проработать механизм. Если решение на политическом уровне будет принято, и эти вопросы будут внесены в повестку, то мы, фракция ЛДПР, поддержим», — заявил Яковлев.

Вячеслав Макаров не смог с ходу ответить, будет ли он лично вносить соответствующие поправки в бюджет. «Мы посмотрим…, — твердо заявил он. — И в то же время надо не забывать тех людей, которые работают в бюджетной сфере, у которых низкий разряд. Надо помнить об их семьях. Надо подойти очень взвешенно. Одно дело — денежное содержание депутатов, другое дело — специалисты, которые находятся на низкой тарифной ставке».

Почему необходимо снижать зарплаты остальным служащим Мариинского дворца при сокращении зарплат депутатов, он не объяснил, вероятно, эта техническая задача лежит на плечах Бюджетно-финансового комитета. Максим Яковлев, к слову, тоже подчеркнул, что не хотел бы сокращения зарплат рядовых сотрудников ЗакСа, так как мнение о величине этих зарплат в народе сильно преувеличено.

«Мы еще не знаем, насколько будет сокращаться бюджет, точных данных нет даже в Комитете финансов. Поэтому мы в процессе проработке. Но, если будет политическое решение, то мы, конечно, успеем к чтению поправок бюджета», — заметил глава БФК.

На самом деле, Комитет финансов уже подготовил свой проект поправок, согласно которым расходы и доходы бюджета в 2015 году сокращаются одновременно на 23 млрд 400 млн рублей, оставляя дефицит на прежнем уровне в 55 млрд рублей. Таким образом, расходы городской казны составят 451 млрд рублей, но в поправках ни слова не говорится о сокращении содержания Мариинского дворца или Смольного, в том числе зарплат Георгия Полтавченко и Вячеслава Макарова. На обоих руководителей уходит по 3 млн рублей в год.

Тем не менее, несмотря на поправки Комитета финансов, парламент мог бы и сам выступить с инициативой секвестра. По словам Яковлева, реальная сумма, на которую можно было бы сократить расходы дворца, составляет 10% от 1,2 млрд, то есть, около 120 млн рублей.

Некоторые, кстати, уже начали вносить свой вклад без всяких поправок. Например, «яблочник» Борис Вишневский оказался в числе тех, кто отказался от служебного автомобиля сразу после избрания, чем, по его утверждению, экономит для бюджета по 100 тыс. рублей ежемесячно — сумму, примерно равную зарплате рядового депутата со всеми премиями.

«В этой ситуации, я считаю, что вопрос о снижении зарплаты должны ставить те депутаты, которые пользуются служебными автомобилями, это будет более правильно», — заметил он. То есть, и от парламентских либералов такой инициативы, скорее всего, не поступит.

Максим Резник тоже ездит на работу на метро, и признал, что для него сокращение ежемесячного жалованья — видимо, даже на 10% — ударит по карману. Но, надеется депутат, вместе с супругой они справятся с семейным бюджетом.

«Хотя честно скажу, не считаю это ключевой проблемой. Это вопрос не столько финансово-экономический, сколько этический. Отказавшись от машин, мы не так уж много сэкономили, но это вопрос отношения к тому, как должна выглядеть цепочка «общество — власть». Кто тут лошадь, а кто — телега, кто хозяин, а кто — слуга, кто нанятый работник, а кто наниматель», — подчеркнул Резник. Его соратница Ольга Галкина предложила всем остальным коллегам отказаться хотя бы от служебного автомобиля.

Но в нормальном обществе, считает Максим Резник, нет ничего страшного, если люди, которые принимают ответственные решения, распределяют многомиллиардный бюджет, получают хорошую зарплату, чтобы тем самым снизить соблазн поучаствовать в распределениях казенных денег лично.

Резник не видит ничего зазорного и в том, чтобы рядовым сотрудникам ЗакСа немного сократить жалованье, но начинать надо, разумеется, с депутатов. «И с чиновников — я пока не сталкивался с голодными обмороками в структурах исполнительной власти», — заметил парламентарий.

Источник



comments powered by Disqus