Оппозиционные фракции ЗакСа объединились в коалицию против передачи Исаакиевского собора РПЦ //СМИ

Народный сход против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, в ходе которого будет сформирован «общегражданский протестный оргкомитет», проведет завтра петербургская парламентская оппозиция. О том, что решение о передаче собора принято окончательно «по договоренности с патриархом» Кириллом, вчера заявил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. По словам градоначальника, обязанности по содержанию собора полностью лягут на церковь. Однако в Московской патриархии заявили, что закон позволяет разделить это бремя между церковью и городом и рассчитывают также на бюджетные субсидии для реставрации собора.

Оппозиционные фракции законодательного собрания Санкт-Петербурга объединились в коалицию против передачи Государственного музея-памятника (ГМЗ) «Исаакиевский собор» Русской православной церкви (РПЦ). В пятницу депутаты Максим Резник (фракция Партии роста), Борис Вишневский («Яблоко») и Алексей Ковалев («Справедливая Россия») проведут народный сход у Исаакиевского собора, чтобы сформировать «общегражданский оргкомитет» протестной кампании (встречи с депутатами по закону не нуждаются в согласовании с администрацией города).

Напомним, о том, что Исаакиевский собор, который находится в собственности Санкт-Петербурга, будет передан РПЦ в безвозмездное и бессрочное пользование, во вторник заявил губернатор Георгий Полтавченко (см. «Ъ» от 11 января). Градоначальник пояснил, что решение принято «по договоренности с патриархом» Кириллом. Господин Полтавченко заверил, что собор сохранит свою культурно-просветительскую функцию, а его дальнейшее содержание будет осуществляться за счет РПЦ.

Однако глава юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега заявила «Ъ», что закон позволяет распределить бремя по содержанию Исаакиевского собора между собственником (в данном случае Санкт-Петербургом) и пользователем, которым станет РПЦ. «Обязанность содержания переданного религиозной организации в пользование имущества ложится на пользователя, если иное не предусмотрено договором. Поэтому вопрос о том, на чьи средства будет осуществляться содержание собора, предстоит записать в договоре»,— заявила она.

Госпожа Чернега обратила внимание на то, что содержание собора и его реставрация — разные вещи, работы по сохранению памятников обычно субсидируются из бюджета. «Если потребуется реставрация Исаакия, церковь вправе будет рассчитывать на включение в целевую программу — федеральную или городскую — по получению субсидий на эти цели,— заявила Ксения Чернега.— Но вопрос о реставрации Исаакиевского собора, насколько я понимаю, неактуален: он находится в хорошем состоянии, и работы по его сохранению не потребуют больших вложений».

При этом директор ГМЗ «Исаакиевский собор» Николай Буров не раз заявлял, что реставрационные работы в музее продолжаются постоянно. В 2015 году господин Буров оценивал стоимость реставрации здания в 200 млн руб. при годовом обороте музея около 650 млн руб.

В Министерстве культуры РФ вчера однозначно заявили: церковь не сможет рассчитывать на федеральные субсидии на реставрацию Исаакиевского собора, поскольку здание находится в собственности города. «В соответствии с законодательством пользователь (РПЦ.— «Ъ») будет нести охранные обязательства по поддержанию объекта в надлежащем состоянии, следить за его сохранностью, в случае необходимости проводить реставрационные работы»,— утверждают в Минкульте. Вместе с тем в министерстве сомневаются, что после передачи Исаакия церкви ему удастся полностью сохранить свои музейные функции, поскольку «совместное использование музея и действующего храма сопряжено с целым рядом сложностей, в том числе кардинальным различием предметов реализации музейных и религиозных функций».

Отметим, что в августе 2015 года, когда РПЦ впервые подняла вопрос о передаче Исаакиевского собора, министр культуры Владимир Мединский выступил против этой инициативы. Аналогичную позицию тогда занял и Георгий Полтавченко, который назвал передачу собора церкви «экономически нецелесообразной». При этом вчера спикер петербургского парламента, лидер региональной «Единой России» Вячеслав Макаров заявил: «Призывы нарушить закон и отказать в передаче собора церкви — это провокационные заявления, направленные в том числе и на разжигание религиозной розни».

Мария Карпенко, Санкт-Петербург
Источник

Завтра вечером в Петербурге на ступеньках Исаакиевского собора соберется оргкомитет кампании в защиту музея, которому грозит выселение. Вечером во вторник губернатор Георгий Полтавченко анонсировал передачу здания собора для нужд Церкви. Мероприятие будет проходить в формате встречи с депутатами Заксобрания Борисом Вишневским, Максимом Резником и Алексеем Ковалевым. В отличие от Первопрестольной в Петербурге этот формат пока еще не требует предварительного согласования.

Депутаты принадлежат к разным фракциям, но спикер Заксобрания Вячеслав Макаров уже назвал их поджигателями войны. Идея собраться в пятницу возникла в Сети в считаные минуты после того, как намерение губернатора было объявлено официально.

Масла в огонь защитникам музея подливают высказывания церковных и околоцерковных деятелей. Например, главы паломнического отдела Санкт-Петербургской епархии Владимира Дервенева, который заявил в теледискуссии с Вишневским: «И экскурсоводы должны быть сертифицированы, и не какой-то светской организацией», а также предположил, что помимо города свою лепту в финансовое обеспечение новой жизни здания должен вносить и Минкульт. То есть уповают на субвенции не только из городского бюджета, но и из федерального. Сертифицированные РПЦ экскурсоводы внушают опасения многочисленной армии светских музейщиков и гидов. Судьба второго по популярности после Эрмитажа музея в сознании «зацикленной» на культуре и истории питерской публики заволакивается какой-то тревожной дымкой. Выясняется, что потихоньку сворачивается музейная деятельность при других храмах, находящихся сейчас под эгидой музея «Исаакиевский собор», – 22 января закрывается экспозиция при Сампсониевском соборе, сотрудникам объявили о сокращении.

Толерантный Петербург никогда не славился особым антиклерикализмом. Впрочем, не стоит говорить и о некоей особой религиозности горожан. Тот же Исаакий для ленинградцев-петербуржцев всегда был просто символом, отчасти фольклорным образом. Если же говорить о дореволюционной истории, то Исаакий как культовое место существенно уступал Казанскому собору на Невском, где всегда было стечение молящихся в праздники. Творение же Монферрана, находившееся до 1917 года в ведении Министерства двора, в разные времена осмысливалось по-разному – как символ державности, как память об «императорском» периоде жизни Питера, как легко изображаемый и быстро узнаваемый графический символ города наравне со шпилями Петропавловки и Адмиралтейства. Наконец, как обязательный элемент любого европейского туристического центра – место, откуда можно обозреть город сверху (колоннада). Поэтому негативная реакция по поводу нового предназначения собора была отчасти рефлекторной – люди ощутили угрозу для своей городской традиции, для образа своего города. И почему-то не верят обещаниям «продолжения экскурсионной деятельности». Либо считают, что это будет «не то».

Наверное, никогда со времен 100-летней давности в городе не звучало столько обвинений в адрес церковников – в стяжательстве, в коммерциализации. Либералы вспомнили словосочетания про «опиум для народа» и весь ассоциативный ряд атеистических советских времен. А уж коммунистически настроенная публика выстраивает еще один ряд образов, также напоминающий о 100-летней давности событиях, развернувшихся некогда в том же Питере. Немало неполиткорректных высказываний по поводу известной всему городу религиозности губернатора. Поэтому, как сказал «НГ» координатор «Открытой России» в Петербурге Андрей Пивоваров, «настроение людей ясно. Теперь важно, чтобы они консолидировались и вышли. Мы считаем, что тема задела не только либеральных активистов, но и людей с другими убеждениями. Однако очень торопиться не нужно, неподготовленная акция может только сбить накал». Опасения понятны. К тому же известно, что спонтанные протесты, организовавшиеся через соцсети, порой в городе более многочисленны и эмоциональны, чем согласованные с властью.

Стоит заметить, что основная претензия к власти, которая звучит в дискуссиях, связана не с заменой музея на храм и даже не с огромными бюджетными потерями, которые, как полагают многие, неминуемы. Суть этой претензии, пожалуй, точнее всего (хотя и несколько грубовато) сформулировала одна из рафинированнейших петербургских дам, в своей профессиональной жизни погруженная в изысканную атмосферу Серебряного века: «Какого рожна Полтавченко заявляет о том, что вопрос решен, словно собор – его личная нюхательная табакерка, которую он счел нужным передарить?»

Действительно, ни горожане, ни даже депутаты не знают, на основании каких заявлений, решений, прочих правовых документов и каких полномочий глава города уверенно сказал о «решенном вопросе». Не убеждают и аргументы про реституцию (эти аргументы отвергаются в связи с тем, что статус Церкви в царское время слегка отличался от нынешнего ее юридического статуса).

Так или иначе, уже завтра вечером близ Исаакия можно будет сделать предварительный вывод: случился в Петербурге очередной раздражитель из числа подбрасываемых властями едва ли не каждые пару месяцев – или речь идет о раздражителе особого характера, которые случаются не каждый год, но чреваты неожиданными последствиями.

Источник

В ЗакСе начали процесс формирования протестной коалиции в защиту музея в здании Исаакиевского собора. На совместные действия согласились представители партий «Яблоко», «Партия Роста» и «Справедливая Россия», ранее враждовавших друг с другом. К оргкомитету также присоединились представители «Открытой России», движения «Весна» и различные демократические оппозиционные объединения. Единороссы решили ответить тоже многоголосьем.

«Что касается призывов нарушить закон, отказать в передаче собора церкви, то это провокационные заявления, направленные, в том числе, и на разжигание религиозной розни. Мы обязаны соблюдать законодательство и будем его соблюдать», – заявил через пресс-службу спикер ЗакСа Вячеслав Макаров буквально за час до встречи представителей трех оппозиционных фракций, решивших добиваться сохранения музея в здании Исаакиевского собора и отказа в передаче помещения храма в пользование РПЦ.

За день до этого, 10 января, Георгий Полтавченко подтвердил информацию «Фонтанки» о том, что один из главных соборов Петербурга и одновременно помещение самого доходного музея России будет передано в пользование РПЦ. «Вопрос решен», – заявил губернатор в коридоре Смольного остановившим его журналистам.

Эта безапелляционность смутила петербургскую общественность. «Господа, вот просто дико нажигает, аж кушать не могу! Где и когда народный сход против наглого заявления Полтавченко про то, что вопрос о передаче Исаакия РПЦ «уже решен»? Я что-то пропустила? Сижу, рисую плакат – куда нести?» – написала главный редактор «Новой газеты» Диана Качалова в Facebook. Ей ответил депутат ЗакСа яблочник Борис Вишневский: «Завтра в ЗакСе собирается группа депутатов (мы с Амосовым, Резник, Ковалев), будем планировать общие действия. Митинг – обязательно. Но не только. Сообщим».

Так и произошло. Днем 11 января оппозиционные политики, еще несколько месяцев назад, в период выборов, выливавшие друг на друга ушаты грязи, договорились о коалиции.

«РПЦ просто позарилась на деньги. Этот музей мог кормить себя и другие культурные учреждения. А теперь 800 млн рублей будут уходить в никуда. Мы не будем ничего знать об их отчетности, не будет налогооблажения. Может быть, священники на них «мерседесы» будут покупать?» – заявил «Фонтанке» эсер Алексей Ковалев.

Борис Вишневский добавил, что в пятницу представители трех фракций устроят большой оргкомитет на ступенях Исаакиевского собора, чтобы посоветоваться с другими общественными силами, как действовать дальше. По словам Максима Резника, после пятничного схода планируется организовать согласованный митинг, также парламентарий, несмотря на то, что коллеги его активно не поддержали, будет настаивать на отставке губернатора, принявшего такое решение.

Пока договаривались депутаты, движение «Весна» повесило на колоннаде Исаакиевского собора баннер «Не РПЦ», он провисел 3 минуты. А движение «Открытая Россия» сделало заявление: «Мы, «Открытая Россия» в Санкт-Петербурге, просим представителей исполнительной власти и Церкви отказаться от необдуманных шагов и не передавать Исаакиевский собор в управление РПЦ. Дискуссионное решение губернатора уже создало очаг напряжения в Санкт-Петербурге. В обществе провоцируется совершенно искусственный конфликт. Мы призываем власти города пересмотреть ошибочное решение, вызвавшее недовольство петербуржцев».

Кроме того, активист Федор Горожанко запустил сайт по сбору подписей, одновременно автографы продолжают собирать различные оппозиционные деятели на платформе change.org.

Несмотря на то, что действия протестующих пока сложно назвать масштабными, намерения у них именно такие: Борис Вишневский и Максим Резник заявили о желании развернуть кампанию наподобие той, что была во время обсуждения строительства «Охта центра». «Тогда тоже было все решено, а мы добились, что строительство перенесли», – отмечают депутаты.

Сложно сказать, кого или чего испугались представители власти: дружного строя оппозиционеров или вышедших в топы обсуждений новости об Исаакиевском соборе, но ряд чиновников Смольного 11 января сообщили «Фонтанке», что им запретили высказываться против передачи храма под угрозой увольнения.

В РПЦ уже публично посоветовали не устраивать «революций».

А «Единая Россия» решила забомбить журналистов комментариями депутатов ЗакСа, большая часть которых на заседаниях еще ни разу не выходила на трибуну.

Например, партия власти предложила СМИ комментарий Константина Чебыкина: «Считаю, что раздувание искусственных негативных эмоций вокруг данного события не являет собой мнение большинства верующих жителей Санкт-Петербурга. Попытки оказать противодействие в передаче православного собора в ведение Русской православной церкви могут вызвать только недоумение. Неужели, по их мнению, эпоха, когда в храмах размещалось все что угодно, ещё не закончена?»

Высказался и пенсионер Борис Ивченко, прославившийся судом с телеканалом «Дождь». «Считаю, что мы должны гордиться тем, что являемся участниками настоящего исторического момента, когда российская духовность вновь возрождается».

«В адрес органов исполнительной и законодательной власти неоднократно поступали предложения от граждан обеспечить свободный доступ верующим и паломникам в собор, который на сегодняшний день является крупнейшим православным храмом в Санкт-Петербурге», – цитирует сайт «Единой России» вице-спикера Анатолия Дроздова, которому после перепалки с журналистом «Новой газеты» партийное руководство не рекомендовало давать какие-либо комментарии СМИ.

«Исаакиевский собор будет открыт для всех без исключения. Наша задача – не допустить разжигания религиозной розни и пресекать все попытки спекуляций на эту тему. Мы должны уважать и соблюдать закон», – заявил обычно молчаливый экс-глава Петроградского района Юрий Гладунов.

Таких комментариев можно найти еще пять на сайте «Единой России» (от Виталия Милонова, Александра Тетердинко, Сергея Купченко, Галины Назаровой и Романа Коваля).

Сами единороссы, впрочем, настаивают – дело не в поставленной задаче предотвратить народные волнения в связи с передачей Исаакиевского собора Церкви, а в том, что они не могли промолчать.

Напомним, что на возвращении Исаакиевского собора РПЦ, согласно закону о реституции, начали настаивать в петербургской митрополии одновременно с переходом в Северную столицу из Мордовии митрополита Варсонофия. В борьбе за храм архиепископа и приехавших с ним священников еще в 2015 году поддержал спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Губернатор Георгий Полтавченко, один из основателей Афонского общества, противился передаче храма Церкви. «В случае передачи собора в пользование СПб епархии все расходы по его содержанию, реставрации и охране лягут на собственника — город Санкт-Петербург, что повлечет за собой сокращение финансирования социально значимых статей бюджета города. В сегодняшней экономической ситуации эти дополнительные траты в бюджете города не предусмотрены», – объяснял тогда решение об отказе пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

Источник



comments powered by Disqus