Противостояние между дирекцией Пулковской обсерватории и сотрудниками вновь обострилось //СМИ

Астрономы Александр Шумилов и Динара Бикулова считают, они пострадали за открытые выступления против застройки защитной зоны Пулковской обсерватории. Руководство не продлило контракты с ними. А стройка в защитной зоне обсерватории продолжается.

Стройка по науке

Несмотря на многочисленные публикации в СМИ и акции протеста, идущие суды, в защитной парковой зоне старейшего научного учреждения страны компания Setl City продолжает возводить первую очередь жилья комплекса «Планетоград».

Согласовавший стройку директор ГАО РАН Назар Ихсанов проигнорировал как законодательство, так и целый ряд документов: распоряжение Совнаркома № 4003-р от 11 марта 1945 года, приказ № 833 от 20 декабря 1996 года Комитета по строительству и архитектуре, городской закон «О правилах землепользования и застройки» и действующий Регламент принятия решений по согласованию хозяйственной и строительной деятельности в защитной парковой зоне ГАО РАН.

Путин не помог

15 июня 2017 Совет молодых ученых ГАО РАН обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой остановить застройку Пулковских высот, убивающую астрометрические наблюдения ГАО. Также президенту отправили четыре тысячи подписей в защиту обсерватории.

В видеоролике, подготовленном для прямой линии с главой государства, не упоминались ни руководство обсерватории, ни ее внутренние проблемы, однако дирекция отреагировала недвусмысленно.

Председателю и секретарю Совета молодых ученых и специалистов Пулковской обсерватории Александру Шумилову и Динаре Бикуловой, на видео высказывающимся от имени организации, этим летом не продлили контракты.

— Контракты не продлили по формальному признаку, но, учитывая, что я стоил обсерватории 2,5 тысячи рублей в месяц, дело не в нехватке финансирования, — сказал Шумилов.

Бикулова обходилась обсерватории в неподъёмные 7 тысяч рублей. Для сравнения, зарплата директора Ихсанова — более 100 тысяч рублей, отметил Шумилов.

«Кому нужны эти астрономы?»

В пресс-конференции участвовали депутаты Заксобрания Борис Вишневский и Максим Резник. Вишневский отметил, что застройку продавливает бывший депутат городского парламента, ныне гендиректор «Объединения строителей Петербурга» Алексей Белоусов.

— Кому нужны астрономы эти, два телескопа осталось, сказал Белоусов, — вспомнил слова Белоусова депутат Борис Вишневский.

Депутаты пообещали отправить обращения руководству обсерватории.

Эта история похожа на увольнение сотрудника Публички Татьяны Шумиловой, выступившей против слияния РНБ и РГБ. Шумиловой удалось восстановиться в должности через суд.

Лихая оптимизация

От неугодных астрономов избавились, не уведомив профсоюзный комитет. Рабочего места лишились не только участники инициативной группы и борцы за ГАО – в последнее время в обсерватории массово сокращают молодых ученых и сотрудников наблюдательных лабораторий, в том числе астрометрии и звездной астрономии.

Шумилов объяснил, что астрономов оптимизируют, грубо говоря, по трём критериям. Нужны молодые ученые, учитывается рейтинг цитируемости и средняя зарплата.

Однако, по словам Шумилова, первыми уволили двух высокоцитируемых ученых.

— Если у директора Ихсанова этот показатель — 11. Высокий, то у уволенных – 40 и 20, — сказал Шумилов.

Как говорят астрономы, из 360 сотрудников обсерватории уволены уже полсотни.

Этой зимой на ученом совете пытались перетасовать астроклиматическую группу, следящую за засветкой неба, рассказал Шумилов.

— На тот момент в Заксобрании лежал проект включения депутатов в рабочую группу по развитию территорий, связанных с ГО РАН. Войти должны были я, зампредседателя комиссии по горхозу Алексей Ковалёв и депутат от этой территории, единоросс Алексей Макаров. Проект заморозили и рекомендовали в группу включить одного депутата. Легко догадаться, что им стал Макаров, — рассказал Резник.

Тут можно было бы опубликовать комментарий Макарова, но единоросс по только ему ведомой причине отвечает на все вопросы корреспондента MR7.ru капризным: «Не хочу отвечать».

Ранее Резник просил возбудить уголовное дело против директора обсерватории за согласование застройки. По словам депутата, уже многие месяцы МВД и прокуратура отфутболивают заявление друг другу.

Вместе с депутатом Заксобрания Оксаной Дмитриевой Резник беседовал с комиссией Академии наук по вопросу обсерватории.

— Они с порога сказали, что вам, городским депутатам, будет полезно, что город развивается. И у меня сложилось впечатление о них – это просто барыги, — заявил Резник.

По его словам, Дмитриева общалась также с ФАНО и там нашла больше взаимопонимания.

Потерявшие работу сотрудники ГАО не намерены сдаваться и будут обращаться в суд в надежде восстановить справедливость.

8 августа продолжится суд об оспаривании согласования застройки.

Источник

Противостояние между дирекцией Пулковской обсерватории и сотрудниками, которые выступают против нынешней политики администрации, поддерживающей застройку защитной зоны, вновь обострилось. В понедельник, 24 июля, своей должности лишился инженер ГАО, эксперт рабочей группы по астроклимату Александр Шумилов, который долгое время выступал главным специалистом ГАО по вопросам застройки. Корреспондент «Диалога» разбирался в новом витке конфликта.

Добавим, что Шумилов занимал пост председателя совета молодых учёных Пулковской обсерватории. Секретарь совета, лаборант Динара Бикулова, также потеряла работу с 1 июля – как и Шумилову, ей не продлили действовавший срочный контракт. Напомним, что ранее, перед прямой линией президента, совет молодых учёных записал видеообращение к главе государства, в котором просил разобраться с ситуацией. Тем более что администрация президента с октября прошлого года вроде бы держит вопрос на контроле, и даже потребовала от властей Петербурга ввести мораторий на застройку ЗПЗ – чего сделано не было.

«В нашей стране всё лучшее традиционно связывается с именем президента – под его эгидой проводятся разные гуманитарные и научные проекты. В ролике не упоминалась внутренняя ситуация в обсерватории, весь тот скандал, который с переменным успехом развивается с декабря прошлого года… Упоминалось только то, что началась стройка, она уже мешает наблюдениям, и скоро они умрут, если ничего не сделать. Совет молодых учёных – это такой орган, который должен думать на будущее, потому что в нём все – люди в возрасте 30 лет, не старше, и им ещё долго работать в этой обсерватории. Кончилось всё не очень хорошо. При этом мы понимаем, что всё произошедшее – это лишь некая формальность, потому что договор продлевался по формальным основаниям, серьёзного обоснования для этого не требовалось (в частности, для инженерной должности, на которой нахожусь я, не требовалось даже проводить конкурс). Надо было, чтобы директор просто захотел и подписал дополнительное соглашение. Я стою обсерватории 2500 рублей в месяц – так что отсутствие бюджетного финансирования, на которое неоднократно ссылался директор в качестве обоснования непродления контрактов многим другим сотрудникам, не является истинной причиной», — рассказал Шумилов.

По словам активистов, за последние 9 месяцев из ГАО РАН уже были уволены (как правило – аналогичным образом, им не продлили контракты) около 50 сотрудников из 300 имевшихся. Нужно отметить, что среди тех, кто потерял работу – преимущественно молодые специалисты, а также… два автора, которые имели наивысший среди научных работников показатель цитируемости (по индексу Хирша). Это угрожает самому существованию ГАО РАН по следующей причине: в нынешнем году Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) планирует проверить все подведомственные ему исследовательские структуры и разделить их – по критерию эффективности – на три категории. Первая сулит всемерное развитие, вторая — по крайней мере, сохранение, а третья – ликвидацию или присоединение к другим (более эффективным, по мысли чиновников) учреждениям. Лишаясь молодых специалистов, обсерватория увеличивает свой показатель среднего возраста работников (это негативный фактор), а теряя ведущих учёных, она рискует понизить свой показатель цитируемости – то есть вес в научном мире.

В крайнем случае, ГАО вполне может утратить самостоятельность и быть присоединённой к одному из профильных научных учреждений, причём активисты даже называют институт, который высказывал интерес к тому, чтобы «поглотить» Пулковскую обсерваторию – это московский ИНАСАН. Возможно, именно это стоит за странной, чтобы не сказать более, позицией комиссии РАН, которая весной работала в ГАО – к возмущению сотрудников, заявив по итогам своего визита, что наблюдения в Петербурге не имеют ценности. Этим они дали мощный козырь застройщикам и их поборникам.

«Мы с моей коллегой Оксаной Дмитриевой имели беседу с представителями комиссии Академии наук, которая приезжала разбираться с вопросом обсерватории. Вам будет понятно, что это за «академики», из одного эпизода – когда мы только пришли, они нам сказали: «Что вы переживаете? Вы же городские депутаты – земель будет больше!» Будет застройка – город будет развиваться. Я, как бывший студент, с пиететом отношусь к академическому сообществу, но эта комиссия для меня слилась в единый образ барыги. Я немало в жизни видел подобных персонажей, но дотоле никогда не думал, что комиссия РАН будет рассуждать как торгаши. Оксана Генриховна [Дмитриева] встречалась с руководством ФАНО по этому вопросу – и там нашла больше понимания, хотя мы рассчитывали, что именно академическое сообщество будет больше заинтересовано в защите обсерватории, чем чиновники от ФАНО», — отметил депутат Законодательного Собрания Максим Резник.

«Год назад в комиссии по землепользованию и застройке велись бурные дебаты по поводу строительства в защитной зоне. Для меня обсерватория – место, знакомое с детства; оно мне особенно близко потому, что там начинали свою работу Борис Натанович Стругацкий и его жена. С площадки у купола несколько лет назад мы, выполняя их последнюю волю, развеивали их прах, и если вы читали «Понедельник начинается в субботу», то это написано по мотивам того, как некогда работали молодые учёные в Пулковской обсерватории. Ценность обсерватории не подлежит никакому сомнению – это один из главных объектов российской (и мировой) науки, и застройка территории вокруг Пулково означает фактическое уничтожение обсерватории. Но мы прекрасно понимаем, что это очень лакомый кусочек: господа застройщики очень хотят реализовать свой проект «Планетограда», построившись в красивом месте, с красивыми видами… А астрономы с их телескопами пускай идут куда хотят. Но если город лишится исследований и наблюдений, которые делаются на базе Пулковской обсерватории, эта потеря будет абсолютно невосполнимой», — добавил депутат Борис Вишневский.

По его словам, за застройкой ЗПЗ стоят серьёзные бизнес-интересы; это вполне очевидно, однако депутат добавил, что директор обсерватории может быть с этим связан. Иначе трудно объяснить его позицию и его решения, в том числе неожиданное (и имеющее сомнительную законность, что признавал сам глава ГАО) согласование возведения первой очереди жилого комплекса «Планетоград», выданное в октябре прошлого года. Напомним, что дальнейшие действия высшего руководства ГАО выглядят как сознательная «утилизация» научного учреждения.

Вишневский пообещал выступить с обращением к руководству обсерватории с требованием прекратить увольнения сотрудников. В сентябре, когда Законодательное Собрание начнёт новую сессию, к вопросу будет привлечён весь депутатский корпус. При этом, как указал Резник, чёткой позиции по вопросу Пулковской обсерватории у городского парламента (в отличие от других знаковых вопросов – например, судьбы Исаакиевского собора или Российской национальной библиотеки) пока нет.

Источник



comments powered by Disqus