Пояснительная записка № 1848 от 12.11.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Проектом постановления предлагается внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, направленный на совершенствование уголовно-правовых мер противодействия преступным посягательствам на транспортные средства и устранения одного из источников коррупции.

Разработка настоящего законопроекта вызвана необходимостью исключения существующей в Уголовном кодексе Российской Федерации коллизии уголовно-правовых норм за кражу и угон автотранспорта и необходимостью обеспечения на должном уровне защиты интересов граждан, пострадавших от краж и угонов своего транспорта.

Ежегодно в целом по Российской Федерации регистрируется более 88 тысяч краж и угонов автотранспортных средств. Очевидно, что данные преступления, являющиеся одним из наиболее распространенных посягательств на движимое имущество граждан России, в народе давно называются единым словом «угон».

Так, согласно статистическим данным МВД РФ в 2011 году было зарегистрировано 50279 краж автотранспортных средств, квалифицируемых по статье 158 УК РФ, и 42487 неправомерных завладений автотранспортными средствами, квалифицируемыми по статье 166 УК РФ.
________________
Сведения о количестве краж транспортных средств и неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения взяты из официальных статистических данных по состоянию преступности за период 2007, 20О8, 2009, 2010. 2011, январь-август 2012 годов, опубликованных на официальном сайте МВД РФ www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports.

Анализ статистических данных МВД РФ позволяет сделать вывод о том, что ежегодно увеличивается процент зарегистрированных краж автотранспортных средств по отношению к общему количеству зарегистрированных преступлений в стране: с 1,63 в 2007 году до 2,09 в 2011 году с ежегодным приростом до 0,2%. За последние 2 года темпы прироста краж автотранспортных средств по отношению к общему количеству зарегистрированных преступлений ускорились: в 2010 году до 0,16%, в 2011 году до 0,28%. При этом общее количество неправомерных завладений автотранспортными средствами остается в пределах 1,54-1,68% от общего количества зарегистрированных преступлений за 2007-2011 годы с ежегодным приростом от 0,02% до 0,12%. Исключение составил 2010 год, когда темп прироста угонов вырос до 0,21%.

Структурные изменения в экономике страны, связанные мировым экономическим кризисом 2009 года, увеличили количество краж и угонов не только в абсолютных показателях, но и относительных. Уровень криминогенности растет, как видно из анализа статистических данных МВД РФ, что говорит о необходимости усиления борьбы с этим видом преступления.

Однако, сегодня при расследовании преступлений, связанных с хищениями транспортных средств, действия преступников часто квалифицируются по статье 166 УК РФ, при этом принимаются во внимание заявления лица о том, что оно не имело умысла на хищение транспортного средства. Таким образом, ограничиваясь диспозицией статьи 166 УК РФ органы предварительного следствия, расследование уголовных дел данной категории проводят поверхностно, не вникая в детали совершенных преступлений, ограничиваясь показаниями подозреваемого, не выполняя весь комплекс следственных действий, которые предусматриваются по статье 158 УК РФ, поскольку в этом случае процесс доказывания сложнее. Другими словами, в случае применения статьи 166 УК РФ фактически исключается всесторонность, полнота и объективность расследования уголовных дел, связанных с хищениями транспортных средств, что приводит к более мягкому виду наказания, подчас позволяя преступнику уклониться от привлечения к уголовной ответственности и наказания.

Действующая редакция статьи 166 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за неправомерное завладения транспортным средством без цели хищения фактически воспроизводит по существу аналогичную норму УК РСФСР.

С развитием в стране экономических отношений, совершенствования сектора банковских услуг, развитием различных видов страхования, информационных и промышленных технологий и появлением новых видов услуг, неизбежно появляются новые схемы, способы хищения чужых транспортных средств. Совершение таких преступлений в динамично развивающимся обществе требует со стороны государства адекватных уголовно-правовых мер воздействия, в то время как закрепленный в Уголовном кодексе Российской Федерации состав угона не в полной мере учитывает особенности данного вида преступления, а также не позволяет обеспечить на должном уровне защиту интересов граждан, пострадавших от краж и угонов своего автотранспорта.

Настоящий проект федерального закона подготовлен с учетом анализа действующего уголовного законодательства, опыта других стран, опыта российских правоприменителей, опыта теоретиков права, а также анализа позиций правоприменителей относительно:

— устранения в уголовном законодательстве разграничения между понятиями угона и кражи автомобиля;

— необходимости объединения двух составов преступлений, квалифицируемых по статьям 158 и 166 УК РФ, с выделением этих составов в одну отдельную статью УК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерное завладение транспортным средством независимо от умысла;

— ужесточения наказания за совершение преступлений данного вида со следующими квалифицирующими признаками:

1) с использованием специальных технических средств;

2) лицом с использованием своего служебного положения;

3) в составе организованной группы.

Настоящий проект федерального закона охватывает как случаи угона без цели хищения, так и хищения транспортных средств. В качестве квалифицирующих признаков данной статьи учтены практически все квалифицирующие признаки, предусмотренные в ст.ст.158-162 УК РФ. Учет данных признаков позволит исключить проблемы квалификации, например, вооруженного разбойного нападения с целью завладения автомобилем и т.п.

В данном законопроекте учтены такие случаи, когда могут быть похищены ключи от автомобиля, документы на автомобиль, а затем и само транспортное средство.

Введение квалифицирующего признака «с использованием специальных технических средств» с точки зрения объективной стороны преступления объединяет понятия орудий и средств совершения преступления, с определением специальных технических средств, куда входят и специализированные транспортные средства.

Признак «лицом, имеющим судимость за ранее совершенное неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством с целью хищения или без таковой» в части третьей оценивает данный случай специального рецидива как особо тяжкое преступление.

Под транспортным средством в настоящей статье понимается механическое транспортное средство, определяемое в статье 264 настоящего Кодекса и примечании к ней, а также самоходное маломерное или прогулочное судно. Указанное определение приводится с использованием ссылки на статью 264 УК РФ. В пункте 21 ППВС РФ N 25 от 09.12.2008 в качестве предмета данного преступления указывались также катера и моторные лодки. В законе закрепляется позиция судебной практики и используются термины указанные в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ: самоходное транспортное судно, маломерное судно, прогулочное судно.

Так как в настоящее время пока не сложилась традиция по указанию в тексте статьи УК РФ момента, когда преступление считается оконченным и данный вопрос определяется путем толкования, с учетом диспозиции статьи или законодательное определение понятий, в ней используемых, в данном законопроекте определено понятие неправомерного завладения транспортным средством, исходя из которого преступление будет считаться оконченным с момента получения возможности либо создание условий для удаления любым способом автомобиля или иного транспортного средства с места стоянки.

Система санкций законопроекта в целом соотносит санкции с соответствующими формами хищений.

По части 1 статьи 166 УК предлагается квалифицировать неправомерное завладение транспортным средством стоимостью менее 250 тысяч рублей без причинения значительного ущерба потерпевшему. Все остальные преступления рассматриваемого вида будут оцениваться как тяжкие (ч.2 ст.166) и особо тяжкие (ч.ч.3 и 4 ст.166) преступления.

Современной уголовная политика государства и ее тенденции исключены нижние пределы наказаний во многих статьях УК, в том числе и в ст.166 (в 1, 2, 3 частях) в соответствии с Федеральным законом от 07.03.2011 N 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

В санкциях части третьей и четвертой предлагаемой редакции статьи 166 УК РФ установлены максимально возможные размеры штрафа на основании Федерального закона от 28.07.2012 N 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», таким образом суды смогут применить более высокие штрафы, например, к участникам организованных групп, специализирующихся на хищениях транспортных средств.

Предлагаемый проект федерального закона не приведет к криминализации ранее не подпадавших под УК РФ деяний и не требует внесения изменений в легальную деятельность юридических и частных лиц.

Принятие данного законопроекта позволит устранить существующую в Уголовном Кодексе Российской Федерации коллизию уголовно-правовых норм за кражу и угон автотранспорта.

Депутаты
А.Ю.Палин
М.Л.Резник
С.В.Шатуновский



comments powered by Disqus