УИК-End //Zaks.ru

Вечером пятницы, 24 мая Городской избирательной комиссией был опубликован полный список членов УИК на ближайшие пять лет. Перечень из двадцати с лишним тысяч фамилий сразу же оказался в центре нескольких скандальных ситуаций. Фактически глава ГИК Алексей Пучнин, уже почти год старательно выстраивавший себе имидж «не такого как все» — честного представителя избиркома — данной публикацией перечеркнул плоды своих усилий. Считать голоса в Петербурге будут все те же.

Публикации списков предшествовала целая эпопея с постоянным переносом даты появления фамилий членов УИК в широком доступе. Публикация задерживалась якобы из-за того, что компетентные органы тянули с проверкой тех, кто захотел стать членом участковой комиссии. Правда, кое-какие данные всё же просачивались – и тут же становились поводом для крупных разбирательств. Так было, к примеру, в случае с ТИК №22, где обделённой оказалась партия «Яблоко». Кроме того, выяснилось, что председателями УИКов в ТИК №7 (стали 12 человек, подозреваемые в фальсификациях на предыдущих выборах. Наконец, неприятная ситуация возникла с ТИК №11, где в результате формирования «маленьких» комиссий в 8 членов, в их число не допустили представителей оппозиции – в одних случаях «Яблока», в других — «Справедливой России».

Стоит отметить, что ГИК всё это время мужественно держал оборону, комментируя лишь то, о чём невозможно было промолчать. Представители Центральной избирательной комиссии, и вовсе, жизнерадостно хвастались длиной избирательного бюллетеня и на неудобные вопросы отвечали , что, мол, в этих ситуациях «никакого трэша нет». А на «нет» – и пересмотра решения нет.

Поэтому неудивительно, что, когда списки были опубликованы в пятницу вечером, многие усмотрели в этом какой-то подвох. Мол, до понедельника никто разбираться с претензиями, которые могут возникнуть при анализе утверждённых фамилий, не будет, а потом всё как-то забудется.

— Никакой интриги в этом нет, — парирует начальник пресс-службы ГИК Мария Фомина. — Заседание Санкт-Петербургской избирательной комиссии прошло вечером в четверг, 23 мая. На нём список был окончательно утверждён, а на следующий день опубликован. Так что никаких подвохов искать не надо.

Впрочем, даже оперативность ГИК в вопросе опубликования списков не добавила им баллов, когда стало ясно, что скандальных решений по УИК на самом деле гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Молодогвардейцы в 35-м

Самым заметным стал скандал, связанный с УИК №35 в ТИК№1. Там большая часть выбранных членов – причём все от разных партий – оказалась на поверку активистами «Молодой гвардии «Единой России». Журналисты попытались выяснить, как вдруг люди, решившие связать свою молодость с МГЕР, оказались членами комиссии от ЛДПР, «Патриотов России», «СР» и даже экзотической партии «За справедливость!». Но обычно активные люди неожиданно оказались очень стеснительными и молчаливыми. За них пришлось отвечать руководителю «Молодой гвардии» Михаилу Черепанову.

— Ребят не взяли в списки от «Единой России» по разным причинам, но они не хотели оставаться без определенной деятельности, поэтому решили переговорить с другими организациями на предмет участия в работе УИК, — объяснил ЗАКС.Ру Черепанов. — Ничего зазорного с юридической точки зрения в этом, конечно, нет. Но вот с этической точки зрения мы будем проводить с ними разговоры, поскольку хотим опираться на нормальный актив, а не так, что сегодня кого-то не взяли, и они пошли в другие партии.

С молодой порослью полностью согласны и старшие товарищи из петербургского отделения «Единой России».

— Только партия «ЕР» оказалась способна предоставить для работы на УИКах своих представителей, — заявили ЗАКС.Ру в пресс-службе партии. — Работа по формированию УИКов оказалась довольно трудной и кропотливой, к которой, видимо, не были готовы представители других партий. Можно предположить, что представители иных партий, участвующих в формировании УИКов, ориентировались, прежде всего, на количественные показатели и итоговые отчеты, которые они предоставляли своему партийному руководству. Вопросы о том, как активисты МГЕР вошли в состав УИКа № 35 от других парторганизаций, стоит задать, в первую очередь, этим партиям, которые, видимо, оказались не готовы к этой работе организационно.

По словам «единороссов», МГЕР – это общественное движение, поэтому активисты совсем не обязаны быть членами партии. Более того, как правило, они или состоят в других политических объединениях, или являются беспартийными. Горизбирком этому охотно верит.

— Никаких нарушений в данном контексте нет, — считает Мария Фомина, а за ней и весь Горизбирком. — Это личная позиция каждого гражданина – от какого политического объединения ему делегироваться в члены УИК.

Согласен с такой точкой зрения и бывший активист МГЕР Марат Гогуадзе.

— Конечно, в «Молодой гвардии» могут быть свои перегибы, но там никогда не заставляют никого вступать в определённую партию, — говорит он. – МГЕР – общественная организация, так что членство в той или иной партии – личное дело каждого.

Любопытно, что ситуации вокруг УИК №35 политики, далёкие от партии власти, совсем не изумлены.

— Такое стало возможно элементарно, — уверен депутат от партии «Яблоко» Борис Вишневский. — По всей видимости, есть комиссии, куда ни одна из реально существующих оппозиционных партий людей не делегировала. Так бывает. В этом случае администрация района вместе с ТИК (а это одна структура, один избирательный механизм), берёт своих людей, а дальше договаривается с карманными партиями, которые напишут в бумажке всё, что угодно. А если говорить о том, что МГЕРовцы попали в УИК как представители парламентских партий, так это тот же самый случай. Достаточно посмотреть на голосование в ЗакСе – и всё станет ясно. Та же ЛДПР – это, по сути, «Единая Россия», только с другим названием.

Другие депутаты считают, что в принципе речь может идти и о невнимательности со стороны партий.

— Могу предположить, как такое возможно, — размышляет муниципальный депутат Александр Шуршев. — Партии, которые открыто объявляли: приходите к нам, мы записываем в УИКи, — наверное, просто не всегда хорошо проверяли людей, решивших стать членами комиссии.

Но, возможно, дело не только в расхлябанности. МГЕРовцы «засветились» и в других избирательных комиссиях. Член ТИК №7 от КПРФ Анатолий Яковлев в беседе с ЗАКС.Ру вспоминает, что молодогвардейцы присутствовали и у них – правда, в качестве общественных помощников. В чём заключалась их помощь – доподлинно неизвестно.

— Какие-то непонятные личности всё время сидели у председателя ТИК и непонятно чем занимались, — удивляется Яковлев. – Правда, в списке председателей УИКов по ТИКу №7 их всё-таки нет.

А член фракции ЛДПР Максим Яковлев в беседе с ЗАКС.Ру заметил, что ситуация, которая сложилась в УИК №35 «абсолютно ненормальна, и надо разбираться». При этом в голосе депутата сквозило искреннее недоумение.

И другие непонятные лица

История с УИК №35 оказалась самой «распиаренной», но далеко не единственной в череде странностей со списком членов УИК. Организация «Наблюдатели Петербурга» взялась проводить свой анализ фамилий, опубликованных на сайте ГИК, и нашла много любопытных фактов из серии «удивительное рядом».

— Очень много вопросов возникает, например, к организации «Региональный красный крест», которая отправила в УИК 500 человек, — говорит координатор «Наблюдателей Петербурга» Александра Крыленкова. – Не очень понятно, какое отношение «Красный крест» имеет к избирательному процессу, и есть ли у них столько свободных людей. Кроме того, в УИКах, находящихся в ведении ТИКа №6, двадцать два человека выдвинуты от организации «Блокадники Ленинграда», но только один из них 44-го года рождения. Остальные – гораздо моложе.

Крыленкова приводит и другие примеры: так, выяснилось, например, что у «Народной партии «За женщин России» человеческий ресурс оказался больше, чем у «Яблока», и чуть меньше, чем у «СР» и ЛДПР. Но главным трендом нынешних УИК координатор «Наблюдателей» считает огромное количество родственных связей между членами УИКов. Их действительно много, подтверждает член ГИК с правом решающего голоса от партии «Яблоко» Ольга Покровская.

— Но это не запрещено законом, — уточняет она. – Нельзя находиться в родственных отношениях кандидату в депутаты и члену УИК, а насчёт родственных связей между членами УИК не сказано ничего.

Покровская уверена, что и в этом нет ничего удивительного, потому что она своими глазами видела, как проходило формирование УИК.

— В нескольких местах, где мы сдавали документы, нам приходилось сидеть и ждать своей очереди. Было интересно сидеть в кабинете, сдавать документы, и видеть, как заходит человек и говорит: я от Иван Иваныча, принёс нужную справку, или я из школы, принёс нужные документы. Мы как-то сидели с документами в одном из районов, и пришла женщина: ей сказали в садике, что нужно принести заявление в какой-то ТИК, а в какой, ей не сказали. Она была очень раздражена, очень не хотела всем этим заниматься, но её заставили. Так что, конечно, администрации районов очень активно занимались формированием УИКов, — рассказывает Ольга Покровская.

Член ГИК уверена, что такая практика была всегда. Существует целый ряд «прикормленных» общественных объединений, которые готовы выдвинуть «нужных» кандидатов.

— Схема такая: либо печать объединения прямо передаётся в администрацию района, либо руководитель просто сам штампует нужные документы, — констатирует Ольга Покровская.

Александр Шуршев рассказывает о других странностях, обнаруженных в списках членов УИК. Так, на одном из участков в своём районе Шуршев обнаружил одного из бывших лидеров движения «Наши», который прошёл в УИК от «Патриотов России». И этот пример – далеко не единственный.

— Я потратил выходные на сличение людей из нынешнего списка и тех, кто работал на предыдущих выборах. Выяснилось, например, что люди, которые в прошлом представляли КПРФ, а теперь — «ЕР», — замечает Шуршев. — Есть комиссии, где состав обновлён полностью. Но есть и такие УИКи, где состав практически полностью сохранён. Некоторые комиссии полностью состоят из работников школ. Хотя отличие нынешнего опубликованного списка от любых других как раз таки в том, что в нём нет никаких данных о том, кто где работает.

К опубликованному списку, кстати, много претензий и у других собеседников ЗАКС.Ру. Так, Ольга Покровская удивлена, что в перечне фамилий даже не указано, кто председатель того или иного УИК. А «Наблюдатели Петербурга», которых не устроило то, что документ опубликован в формате pdf (это исключает функцию поиска, что не очень удобно, учитывая 424-страничный объём списка), разместили на своём сайте собственную версию перечня председателей и членов УИК, в которой и информации побольше, и функция поиска есть.

— Я думаю, что избиркомы просто не задумываются об удобстве избирателей и даже не заинтересованы в этом. Хорошо, что списки вообще опубликованы, — заключает Александр Шуршев.

Муниципальный депутат от партии «Яблоко» Кирилл Страхов провёл собственный анализ списка и выяснил, что люди, подозреваемые в фальсификациях, на прошлых выборах, странным образом мигрировали в другую партию.

— Люди, известные своим соучастием во вбросах бюллетеней, выдвинуты от «Гражданской платформы», — утверждает Страхов. — Меня возмущает само их присутствие. Я считаю, что это плата за позицию, которую выбрала партия в отношениях с властью.

Сторонники «Гражданской платформы» считают, что всё это — пустые наговоры, но обещают разобраться.

— Мнение «огрызков» меня не интересует, — хмыкает координатор сторонников «Гражданской платформы» в ЗакСе Максим Резник. – Но мы обязательно проведём разбор всех выявленных фактов, и в случае, если они подтвердятся, санкции в отношении виновных будут очень жёсткие.

Впрочем, даже наличие фальсификаторов старой гвардии не говорит о том, что нынешний состав УИКов совсем уж плохой, говорит координатор «Наблюдателей Петербурга» Александра Крыленкова.

— Нынешний состав не хуже предыдущего, он такой же, — считает она. – Правда, окончательно качественный анализ работы УИКов можно будет провести только на ближайших выборах.

По отношению к уже выявленным странностям в списке членов УИК можно относиться по-разному: например, можно «говорить о заведомом недоверии», предлагает депутат Борис Вишневский.

— Это значит, что реальная оппозиция должна обращать особое внимание на эти конкретные УИКи, потому что такие комиссии создаются, в первую очередь, как механизм для фальсификаций, — уверен Вишневский.

Есть и другой метод отношения к списку членов УИК, опубликованному в широком доступе.

— Там две девушки 22-х и 23-х лет представляют «Российскую партию пенсионеров за несправедливость». Значит, люди считают, что сейчас в стране слишком маленькие пенсии и уже смолоду об этом задумываются, — говорит Александр Шуршев. – Но это, конечно, ирония, потому что по-другому к этому списку относиться нельзя.

Источник



comments powered by Disqus