Пояснительная записка № 3104 от 23.05.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О проекте федерального закона N 200753-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

15 февраля 2013 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона N 200753-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях устранения предпосылок для фиктивной регистрации в Российской Федерации лиц в жилых помещениях и об установлении административной ответственности за нарушение правил регистрации граждан России по месту пребывания или по месту жительства и за их проживание в жилых помещениях в Российской Федерации без регистрации, а также об установлении уголовной ответственности за фиктивную регистрацию в Российской Федерации по мест пребывания или по месту жительства граждан России и за фиктивную постановку на миграционный учет в жилых помещениях в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» (далее — проект федерального закона).

Данный проект вносит изменения в Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Предлагаемые изменения предполагают:

Введение в законодательство понятия «фиктивная регистрация» (на основании недостоверных документов и без намерения проживать) и уголовную ответственность за это.

Усиление в 2-3 раза административной ответственности за проживание без регистрации.

Подтверждение декларируемого и в действующем Законе принципа несвязанности прав граждан с наличием у них регистрации (он провозглашен, но не работает).

Данные изменения во многом представляются противоречивыми и непроработанными. Более того, их реализация приведет к росту коррупции в сфере регистрационного учета.

Так, предложение о введении понятия «фиктивной регистрации», под которой понимается регистрация на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов и (или) без намерения проживать в жилом помещении (либо предоставить его для проживания), и предложение об установлении уголовной ответственности за ее оформление, являются необоснованными и также являются следствием концептуальной непроработанности законопроекта.

Признание регистрации фиктивной резко увеличит нагрузку на правоохранительные органы необходимостью проведения большого числа проверок по заявлениям в отношении владельцев жилплощади. При этом, фактически, ни одна из проверок не завершится возбуждением уголовного дела, поскольку Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не возлагает обязанность проверять достоверность полученных документов ни на владельцев жилых помещений, ни даже на органы регистрационного учета, и она не должна ими осуществляться. Иное, по мнению Конституционного Суда РФ, означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.

Серьёзнейшим недостатком является отсутствие механизмов его реализации, что указано в официальном отзыве Правительства РФ на законопроект. В частности, не определен порядок выявления органами регистрационного учета фактов проживания незарегистрированных граждан, также не учтено, что такие проверки проводить невозможно также и в связи с гарантированной законом неприкосновенностью жилища.

Наконец, вследствие данных изменений необоснованно ограничиваются права собственника.

Согласно Гражданскому кодексу РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе вселять в него других лиц.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в действительности данный законопроект превращает институт уведомительной регистрации в свою противоположность. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 02.02.1998.

Регистрационный учет должен носить уведомительный характер и не может быть разрешительным, не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства и не может использоваться в качестве средства регулирования миграции. Регистрационный учет не может служить целям, не совместимым с его уведомительным характером, поскольку обратное приводит к существенному нарушению гражданских, жилищных, семейных и других прав граждан.

Проблема наличия большого количества «резиновых» домов действительно актуальна, но лежит совсем в другой плоскости. Существование «резиновых» домов связано с незаконными действиями органов регистрационного учета по фиктивной регистрации граждан в таких домах за плату и неправомерным бездействием Федеральной миграционной службы и правоохранительных органов, не принимающих надлежащих мер реагирования по прекращению «теневого» рынка продажи регистрации, гражданства и других правоподтверждающих документов, а также массовой рекламы указанных услуг.

Против принятия предлагаемого законопроекта собрано уже более 100 тысяч подписей.

Депутаты
О.В.Галкина
В.О.Нотяг
М.Л.Резник



comments powered by Disqus