Максим Резник: «Коррупция — раковая опухоль страны» //Ленинградская ТПП

Портал БалТПП поговорил с одним из самых харизматичных политиков петербургского ЗакСа о бизнесе в современных реалиях.

БалТПП: Партия «Гражданская платформа» поддерживает бизнес. К Вам часто обращаются предприниматели с проблемами, и с какими?

Максим Резник: Я бы не сказал что часто – основной профиль нашей работы связан с образованием и культурой. Я не согласен, что наша «Платформа» — это партия бизнеса. У нас есть такой спикер, как Ирина Прохорова. Я разделяю ее взгляды на то, что происходит у нас в культуре как в Российской Федерации, так и в Петербурге. Ведь деятелей культуры на федеральном уровне и в Петербурге не меньше, чем бизнесменов.

Если комплексно подходить к вопросам, по которым обращаются бизнесмены – то, по сравнению с предыдущей администрацией, маятник власти качнулся в другую сторону. При Валентине Матвиенко бизнесу был во многом «зеленый свет». Я выступал против этого, поскольку интересы власти и бизнеса должны быть взаимными и выстраиваться в комбинацию. У предпринимателей было все хорошо с точки зрения принятия решений на высшем уровне – был отклик оттуда. Какой он был – другой вопрос.

Сейчас же Смольный боится принимать решения, возможно, это реакция на действия предыдущей администрации. У нас либо разгул для бизнеса – делайте что хотите, либо явное свертывание деловой активности. При этом все пороки системы, связанные с коррупцией, остаются, как раз в этом списке ничего не поменялось с тех пор. Сейчас отмечается явное снижение девелоперской активности, при этом Петербургу навязываются проект «Город Южный».

В целом, я считаю, атмосфера для бизнеса в Петербурге не очень благоприятная. Это связано и с бюджетным процессом — необходимость выполнения указаний президента – повышение заработной платы на фоне снижения деловой активности и снижения доходов бюджета. То есть рост, который есть, — он съедается инфляцией, и на самом деле фактически его нет. И все это, повторюсь, на фоне всех пороков – коррупции, распила и откатов.

Когда меня спрашивают, в чем разница между Матвиенко и Полтавченко, я отвечаю так: разница в стилистике — Матвиенко все делала с комсомольским задором, а Георгий Сергеевич с божьей помощью. А все остальное остается прежним.

БалТПП: У бизнеса есть интерес к «Гражданской платформе»?

Максим Резник: Я думаю, что да, потому что защита прав собственности — это то, что характерно для бизнеса исторически.

Еще в XVI-XVII веках первые гуманисты, такие как Джон Локк, сформулировали три природных права человека – на жизнь, свободу и собственность. Это фундаментальные основы. И «Гражданская платформа», даже по своей символике «Платформа+я» подчеркивает значение личности над любыми абстрактными государственными интересами. Партия также во многом несет либеральные ценности, европейский путь развития для России – защита прав собственности, что, конечно вызывает интерес у бизнеса. И это при том, что предприниматели очень осторожные и очень неглупые, ко всему относятся крайне внимательно.

«Гражданскую платформу» возглавляет Юрий Рыдник – президент «Балтинвестбанка», который является крупным бизнесменом. Есть и другие предприниматели, которые сотрудничают с организацией, входят в ее комитет, — так, например, Игорь Водопьянов, управляющая компания «Теорема». Продвинутые бизнесмены недовольны положением дел в стране и надеются на перемены, и помогают тем, кто активно выступает за них.

В России зашкаливает уровень коррупции, при этом отсутствуют меры и какие-либо решения. Я знаю бизнесменов, и сам помогал в установлении контактов, которые помогают фонду по борьбе с коррупцией и всем, кто действует в этом направлении.

БалТПП: Чиновники достаточно говорили о планируемых мерах для помощи предпринимательству – что-нибудь реализовано из того, что было озвучено?

Максим Резник: Коррупция — раковая опухоль страны, и здесь ничего не меняется.

Чтобы попытаться изменить ситуацию, нужно подумать: чего боится коррупционер? Первое – он боится огласки. Значит, нам нужны независимые СМИ, чтобы журналисты могли выявлять и публиковать без страха материалы, чтобы редактор не боялся получить за такой материал от владельца, а владелец – от спецслужб. На мой взгляд, независимых СМИ у нас в стране не существует, поэтому нет боязни и у чиновников. Второе – это контроль. Нужен независимый орган, который будет осуществлять контроль над действиями власти и бизнеса. И третье — необратимость наказания. Нарушители должны осознавать, что понесут серьезное наказание за свои поступки.

Я всегда приветствую, когда губернатор вскрывает нарушения – трубное дело, продовольственное дело. Но при выявлении всех нарушений мы опять видим, что опять добавляются деньги в бюджет продовольственному фонду на фоне скандала. Я предлагаю эти деньги передать на помощь онкобольным, чем закачивать туда, где только что выявлены нарушения на огромные суммы.

БалТПП: Георгий Полтавченко предложил снять запрет на продажу пива, чтобы пополнить государственный бюджет. Как Вы считаете, это поможет решить проблему?

Максим Резник: Я против запрета на ограничение по времени продажи алкоголя – это ничего не даст. У нас в стране уже была антиалкогольная кампания при Горбачеве.Я в то время, в силу возраста, еще не пил, но мы все знаем, к чему это привело – люди стали пить дрянь. Кто хочет выпить – всегда найдет возможность, и так с этой проблемой бороться невозможно, особенно на фоне падающих бюджетов. На мой взгляд, такие меры абсолютно бессмысленны.

Эти запреты, как правило, бьют по гражданам, которые не являются пьяницами и алкоголиками. Кроме увеличения серого и черного рынка, а так же возможности для правоохранительных органов «крышевать» торговые сети и точки, это ни к чему другому не приведет. В общем, это не выход.

БалТПП: Что, на Ваш взгляд, поможет бюджету?

Максим Резник: Не создавать лишних проблем для бизнеса и эффективно расходовать бюджетные средства.

На мой взгляд, сейчас большое количество неэффективных трат. По отдельности они, может быть, и не кажутся внушительными по своим суммам, но если сложить их вместе – то это очень приличные деньги.

БалТПП: Что может сделать бизнес, чтобы самим развиваться вне зависимости от государства?

Максим Резник: Объединяться и не бросать друг друга. У бизнесменов нет чувства локтя. Так же помогать политическим силам, которые пытаются изменить ситуацию, создавать и вступать в ассоциации. У нас в стране не появится волшебник – спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Я знаю предпринимателей, которые не боятся и делают. В России действует старая бюрократическая модель, которая для бизнеса противопоказана. Сегодня ты можешь договориться с тетей Машей — и у тебя все «в шоколаде», а завтра пришел дядя Вася – и никакого шоколада – один геморрой. Я выгляжу, конечно, как петух, который сидит на заборе и говорит: «Обьединяйтесь!», потому что у меня нет своего дела, и у меня нечего отобрать.

Конечно, все сопряжено с рисками, и у бизнеса только два варианта — идти в изменение системы либо договариваться в рамках этой системы. Всем снятся перемены, но для того, чтобы они произошли, нужно что-то делать. Мы пытаемся, конечно, но за бизнесменов никто проблем не решит.

Источник



comments powered by Disqus