Пояснительная записка № 76 от 19.01.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Устав Санкт-Петербурга»

Настоящий законопроект подготовлен в целях обеспечения реализации конституционных прав жителей Санкт-Петербурга, гарантированных частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации. В соответствии с данной конституционной нормой, если в субъекте Российской Федерации не создан уставный суд субъекта Российской Федерации, то есть отсутствует возможность осуществления иного судебного порядка оспаривания нормативных правовых актов на предмет их соответствия уставу субъекта Российской Федерации, то рассмотрение данной категории дел осуществляется судами общей юрисдикции.

В порядке части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Санкт-Петербурге такой Уставный суд был создан в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга».

До июня 2005 года Уставный суд Санкт-Петербурга осуществлял свои полномочия в полном объеме, в том числе проверяя по жалобам граждан на соответствие Уставу Санкт-Петербурга не только законы, но и нормативные правовые акты всех органов государственной власти Санкт-Петербурга, примененных или подлежащих применению в конкретном судебном деле.

Однако Законом Санкт-Петербурга от 2 июня 2005 года N 274-29 «О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга» были внесены изменения в статью 50 Устава Санкт-Петербурга, которые лишили граждан права обжалования на соответствие Уставу Санкт-Петербурга нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Как следствие, начиная с 2006 года Уставным судом Санкт-Петербурга по всем жалобам граждан были вынесены определения об отказе в их принятии.

При этом формальное наличие Уставного суда Санкт-Петербурга в силу части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» делает невозможным обращение граждан с данными жалобами в Санкт-Петербургский городской суд.

Таким образом, с 2006 года в результате сформированного законодательства Санкт-Петербурга и судебной практики Уставного суда Санкт-Петербурга жители Санкт-Петербурга лишены конституционного права на судебную защиту в части рассмотрения на предмет соответствия Уставу Санкт-Петербурга значительного количества правовых актов государственных органов, нарушающих их права, свободы и законные интересы.

В то же время Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, как орган государственной власти, обязано обеспечить гражданам осуществление права на такую судебную защиту, которая должна быть не только справедливой, но компетентной и эффективной; эта обязанность вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных, в частности, статьями 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, а также статьей 2 (пункт 2 и подпункт «а» пункта 3) Международного пакта о гражданских и политических правах (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 16 марта 1998 года N 9-П).

Как показывают сравнительные характеристики деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга за период с 2001 года по 2011 год, после указанного выше изменения городского законодательства в 2005 году данный властный институт фактически утратил общественный авторитет и доверие, столь необходимые для любого судебного органа.

Ежегодное количество поступивших обращений сократилось, количество вынесенных решений о рассмотрении поступивших обращений по существу в виде постановлений Уставного суда Санкт-Петербурга сократилось в среднем в 4 раза и составило, как правило, 2 постановления в год. Нагрузка на одного судью Уставного суда Санкт-Петербурга с 2006 года составляла менее одного решения в год.

В то же время расходы бюджета Санкт-Петербурга на обеспечение деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга выросли за этот период в 4 раза с 22 до 88,4 млн. рублей (в 2008 году 95,8 млн. рублей). В пересчете на 1 судью Уставного суда Санкт-Петербурга бюджетные расходы возросли в 5,7 раза с 3,1 млн. рублей до 17,7 млн. рублей.

 

Показатели

По годам

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Поступило обращений

14

34

34

30

27

6

12

26

25

15

9

Количество определений об отказе в принятии обращения к рассмотрению

6

13

15

16

13

12

10

19

19

13

4

Всего решений

8

21

19

14

14

3

2

7

6

2

5

в т.ч. постановлений

5

7

8

6

9

2

2

4

4

2

2

в т.ч. определений о прекращении производства по делу

3

14

11

8

5

1

0

3

2

0

3

Количество судей

7

7

7

7

7

7

7

7

7

5

5

Расходы бюджета Санкт-Петербурга (млн.руб.)

всего

22,0

27,8

42,2

52,2

56,2

68,6

90,2

95,8

73,4

77,9

88,4

в расчете на 1 судью

3,1

3,9

6,0

7,5

8,0

9,8

12,9

13,7

10,5

15,6

17,7

в расчете на 1 решение

2,8

1,3

2,2

3,7

4,0

22,9

45,1

13,7

12,2

39,0

17,7

Цена бюджетных средств, оплачиваемых городскими налогоплательщиками, затраченных на вынесение одного решения в заседании Уставного суда Санкт-Петербурга (либо постановления, либо определения о прекращения производства по делу) увеличилась в десятки раз: в 2001 году — 2,8 млн. рублей, в 2007 году — 45,1 млн. рублей, в 2010 году — 39 млн. рублей, в 2011 году — 17,7 млн. рублей.

Сокращение числа судей Уставного суда Санкт-Петербурга с 7 до 5 человек в 2010 году никакого существенного значения на повышение эффективности в деятельности Уставного суда не оказало.

С учетом вышеизложенного, полагаю необходимым дополнить пункт 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга правом граждан на обжалование в Уставном суде Санкт-Петербурга нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга.

В качестве принципа построения судебной системы Российской Федерации положениями Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлен принцип законодательного закрепления единства статуса судей (абзац шестой статьи 3), согласно которому все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией; особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 12). Положениями пункта 4 статьи 9 Закона Российской Федерации N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные указанным Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены или снижены иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения названного единства статуса судей Уставного суда Санкт-Петербурга и мировых судей Санкт-Петербурга с требованиями федерального законодательства предлагаются соответствующие дополнения в статью 49 и пункт 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга по истечении установленного шестилетнего срока полномочий действующий судья Уставного суда Санкт-Петербурга также имеет право претендовать на замещение должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга на новый срок. При этом для выдвижения своей кандидатуры ему необходимо заранее заручиться поддержкой либо Губернатора Санкт-Петербурга, либо группы из семи депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, поскольку указанные субъекты обладают правом выдвижения только одного кандидата на одну вакантную должность. Такие условия повторного выдвижения на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга не способствуют торжеству беспристрастности и объективности при отправлении правосудия, ставят судей Уставного суда Санкт-Петербурга в фактически подотчетное состояние не только должностным лицам, но и отдельным депутатским группам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, имеющим, например, различные политические взгляды и партийные интересы.

Считаю, что в целях обеспечения независимости и самостоятельности Уставного суда Санкт-Петербурга от иных органов государственной власти необходимо установить правовой механизм защиты его судей, предусмотрев длительный срок исполнения полномочий судьей Уставного суда Санкт-Петербурга в 10 лет, при этом исключив возможность повторного выдвижения на данную должность.

Как показала десятилетняя практика деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга, вопрос о юридической силе решений Уставного суда Санкт-Петербурга и правовых последствий этих решений до настоящего времени законодательством Санкт-Петербурга не урегулирован, что, безусловно, создает серьезные затруднения в правоприменительной практике. В целях восполнения соответствующего пробела в статью 50 Устава Санкт-Петербурга вносятся соответствующие дополнения (пункт 8).

Сравнительная таблица действующей главы VII «Судебная власть Санкт-Петербурга» Устава Санкт-Петербурга с учетом предлагаемых изменений прилагается на 5 листах.

Депутат
М.Л.Резник



comments powered by Disqus