Зачем Полтавченко привел в Смольный Народный фронт //СМИ

Во вторник на заседании правительства (что уже само по себе – событие) Георгий Полтавченко представил чиновникам двух новых вице-губернаторов и одного главу исполкома местного Народного фронта Олега Довганюка. Последний факт взволновал экспертов. Они считают, что последствия у него могут быть либо никакие, либо – глобальные.

Представление было не слишком долгим. Губернатор выразил надежду, что вместе с Общероссийским народным фронтом (ОНФ) Смольный будет развивать «народный контроль». ОНФ – это общественная организация сторонников Владимира Путина, придуманная перед думскими выборами 2011 года. Вступив в ее ряды, наиболее достойные граждане могли попасть в предвыборные партийные списки «Единой России». После выборов она продолжила свое существование, но без видимых ярких последствий. Про ОНФ вспоминали обычно, лишь когда его актив встречался с Путиным. Последняя такая встреча произошла две недели назад.

Поэтому логично было бы предположить, что неожиданное приглашение представителя ОНФ в Смольный – следование федеральному тренду. Или выполнение некой инструкции из Москвы, требующей оказать фронтовикам знаки внимания. Если так, то в обоих случаях вопрос можно считать закрытым: знаки внимания оказаны, все свободны до следующего раза.

Однако многие источники «Города 812» уверены, что все только начинается. Роль Народного фронта, считают они, будет возрастать тем больше, чем ближе думские выборы 2016 года. А думать о них уже начинают. В Кремле якобы есть мнение о необходимости что-то противопоставить «Единой России» – и для пущей демократичности, и для кадрового оздоровления. Эта теория имеет право на существование хотя бы потому, что уже однажды воплощалась в жизнь путем создания «второй ноги власти» – «Справедливой России». Правда, ничем вразумительным это не кончилось. Но может, решили попробовать снова.

В контексте Петербурга, считают собеседники «Города 812», роль ОНФ будет еще больше, поскольку отношения Смольного и «Единой России», внешне безоблачные, на самом деле довольно сложные. Это две разные группы людей, имеющих друг с другом мало общего. Смольный, руководствуясь общей логикой, что хорошие места должны быть заняты хорошими людьми, был бы рад, как говорят, поменять многих депутатов и руководство ЗакСа.

Народный фронт и раньше подавал некоторые признаки жизни, рассказал «Городу 812» депутат ЗакСа Максим Резник: «Год назад Путин встречался с Народным фронтом и с возмущением говорил, что региональные власти тратят огромные суммы на самопиар. Тогда я позвонил в федеральный Народный фронт, представился и рассказал, сколько денег из бюджета уходит на «Петербургский дневник». После этого при корректировке бюджета они перенесли финансирование «Дневника» из Комитета по печати в Комитет по культуре». Впрочем, возможно, Смольный среагировал не на фронт, а на Министерство финансов, которому президент поручил проверить, сколько в регионах расходуют на пиар.

Некоторые считают, что в Смольном уже прикидывают будущую конфигурацию ЗакСа и думают, кто из действующих депутатов может остаться, а кто должен уйти. Более того – якобы сформировали даже неформальную рабочую группу по этому вопросу. Причем касается ее работа не столько оппозиционеров, сколько партии власти. Так как победа того или иного оппозиционера – результат стечения большого числа обстоятельств, а победа провластного кандидата в большинстве случаев – результат управления избирательным процессом.

Если городские власти действительно пожелают сделать ставку на ОНФ, то дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как решат его судьбу на федеральном уровне. Он может оставаться общественной организацией – в таком случае, возможно, будет принято решение, что одномандатники идут от Народного фронта, а «Единая Россия» выдвигает своих людей по партийным спискам. Куда более многовекторный сюжет получится, если ОНФ преобразуют в партию, что обсуждается уже достаточно давно. Тогда Смольному будет гораздо проще не пытаться отфильтровать списки «Единой России», а самому составить свой список в рамках ОНФ, бросив на его поддержку весь свой ресурс.

Однако все это – слишком далекие перспективы, чтобы пытаться предугадать, во что конкретно они выльются. Но реализовываться они начинают (если начинают) уже сейчас.

Олег Довганюк, глава регионального исполкома ОНФ в Петербурге:

– Представление вас членам правительства – следствие недавно прошедшего форума ОНФ с участием президента?
– Да, такие встречи с губернаторами прошли во многих регионах. Например, в Ленобласти Александр Дрозденко встретился с активистами Народного контроля буквально на следующий день после форума. На форуме ведь члены правительства были, министры сидели, генпрокурор, напрямую общались с активистами. Почему бы так не сделать и на региональном уровне.

– Год назад тоже был форум, но губернаторы ни с кем не встречались.
– Нет, в некоторых регионах, где были конфликтные ситуации, проходили такие встречи. Но вообще тут ничего удивительного нет: ОНФ – единственная организация, лидером которой является Владимир Путин.

– А в нашем регионе много конфликтов?
– На форуме были все 85 регионов, включая Крым и Севастополь, и Петербург на общем фоне выглядит хорошо.

– Вы контролируете Смольный или сотрудничаете с ним в контроле над другими органами власти?
– Мы Смольный не контролируем. Задача Народного фронта – мониторинг исполнения указов президента, в том числе майских, и наших собственных федеральных проектов: «За честные закупки», «Народная экспертиза» и другие. Например, указы, касающиеся зарплат учителей и врачей. Из региона докладывают в Москву, что все выполнено. Наши эксперты – у нас же в штабе много врачей – могут прийти в любую больницу и спросить у медсестры: «Сколько у вас зарплата?» И сравнить с тем, что написано в указе. Не совпадает. Если указ не выполнен, он не снимается с контроля президента.

– В Петербурге много таких несовпадений?
– Нет, в Петербурге довольно благополучная ситуация.

– Вообще нет нарушений?
– Есть. Если говорить о зарплатах врачей – есть совмещения, переработки, то есть человек вынужден работать на нескольких участках, чтобы выйти на нужную цифру. Везде свои ухищрения.

– А кто виноват – главврач, глава комитета, профильный вице-губернатор?
– Ну, если помните, в апреле в больнице при СЗГУ Мечникова была голодовка врачей, получающих нищенские зарплаты. Там виноват был начальник этого федерального медучреждения.

– Какова структура петербургского ОНФ?
– Учредителями регионального отделения ОНФ в Петербурге являются 83 человека. Есть региональный штаб, 3 сопредседателя – Владимир Васильев, ректор ИТМО, Татьяна Суровцева, главврач 20-й больницы, и Виталий Фатеичев из «Деловой России». В исполкоме работают 4 человека, включая меня. Петербургский исполком – структурное подразделение исполкома ОНФ в Москве, там наш работодатель и оттуда идет финансирование.

– ОНФ будет преобразовываться в партию?
– Нет, это общественное движение.

– А про выборы 2016 года вы думаете?
– Нет, у нас другие задачи.

– До того как возглавить исполком, вы были заместителем командира Ленинградской военно-морской базы по воспитательной работе?
– Да.

– А с главой комитета по МСУ Игорем Князевым вы во время службы на флоте не сталкивались?
– Нет. Он уволился с Северного флота, когда я там служил, но мы в разных местах служили: он в Североморске, а я на атомных подводных лодках.

Максим Резник, депутат ЗакСа:

– Понятно, что такие вещи случайно не происходят и представление главы исполкома ОНФ на заседании правительства – не спонтанное решение. Это может иметь прямое отношение к выборам в Законодательное собрание. Ни для кого не секрет, что у нас будут одномандатные округа. Пока только неизвестно, в какой пропорции. Возможно, отвечать за эти округа будет не «Единая Россия» а Народный фронт – как структура, претендующая на более широкий охват избирателей (хотя любому думающему человеку очевидно, что это те же уши, только в профиль). Это, конечно, ухудшает перспективы самой «Единой России» на выборах. Постоянно ведь появляются слухи, что Смольный хотел бы более зависимого и более удобного парламента, а гарантом относительной независимости нашего ЗакСа (по крайней мере, в сравнении с другими региональными парламентами) является его спикер Вячеслав Макаров. Смольный хочет превращения нашего ЗакСа в коллективного Бикбаева, а для этой цели Макаров не подходит.

Если идеи отодвинуть Макарова от руля партии власти у Смольного действительно есть, то, при всем моем отношении и к одной и к другой стороне, это выглядит очень некрасиво и неблагодарно. Для успеха так называемых выборов Георгия Полтавченко никто не сделал больше, чем спикер.

Источник



comments powered by Disqus