Петербургские активисты пообщались с Михаилом Ходорковским в темноте //СМИ

Михаил Ходорковский в воскресенье принял участие в телемосте с Петербургом на тему «Выборы: бойкот или участие?». Экс-глава ЮКОСа призвал сторонников участвовать в избирательных кампаниях, чтобы продемонстрировать альтернативу власти. Мероприятие проходило в условиях, приближенных к боевым: в зале отключили свет и интернет, зато попеременно включали музыку и противопожарную сирену, которые звучали гораздо громче выступающих.

«Открытая Россия» Михаила Ходорковского провела в Санкт-Петербурге телемост на тему «Выборы: бойкот или участие?». Главный герой мероприятия, экс-глава ЮКОСа, вышел на связь с участниками, которые собрались в гостинице Holiday Inn. Среди них были представители местной оппозиции, бывшие муниципальные депутаты, а также два действующих депутата заксобрания Петербурга в лице Бориса Вишневского и Максима Резника.

Еще до официального старта мероприятия стало понятно, что без сюрпризов не обойдется.

Ранним утром, в 6.30, в зал, где должен был проходить телемост, наведались двое полицейских. Один из них сообщил, что у правоохранительных органов есть сведения, будто бы организаторы «варят и употребляют наркотики». Проинспектировав помещение и не обнаружив признаков варки, стражи порядка ушли.

Ближе к 14.00, когда телемост должен был стартовать, обстановка накалилась вновь. В здании отеля объявили эвакуацию в связи с поиском заложенного взрывного устройства. Одновременно в гостинице пропал интернет.

Участники мероприятия эвакуироваться отказались, подключили заранее припасенный резервный генератор, и телемост начался.

«Половина участников конференции находятся внизу у входа. Наши оппоненты не отличаются изобретательностью, и это лучшее доказательство необходимости консолидации всех демократических сил», — сделал вывод из происходящего координатор «Открытой России» Владимир Кара-Мурза-младший.

На экране появился Михаил Ходорковский, а в зале раздались аплодисменты. «Мне сообщили, что у вас отключен интернет и вы сейчас на резервном генераторе. Чего ж они так боятся-то?» — удивился экс-глава ЮКОСа. Аплодисменты и крики одобрения раздались вновь.

Бывший олигарх начал что-то говорить о протестах 2011–2012 годов, однако слышно его было с трудом. Зато отчетливо прозвучал чей-то голос из зала: «Сейчас отключат свет». Предсказание сбылось через несколько минут. К счастью, на улице еще не стемнело.

Ходорковский тем временем констатировал, что выборы проводятся под жесточайшим контролем со стороны власти: «На питерских выборах использовалась система досрочного голосования, которая была растянута на несколько дней и мест, чтобы невозможно было проконтролировать (честность волеизъявления. — «Газета.Ru»)». Собственно, Северную столицу в качестве места проведения телемоста организаторы выбрали как раз потому, что там нынешней осенью прошли «грязные муниципальные выборы», ранее объяснял «Газете.Ru» Кара-Мурза-младший.

«Участвовать ли в выборах 2015–2016 годов? — задался вопросом экс-глава ЮКОСа. — Однозначного ответа нет». Бывший олигарх сказал, что в условиях тотального контроля за выборами победить на них невозможно, но необходимо «продемонстрировать альтернативу режиму, который падет в результате кризиса». В контексте этой задачи в выборах «предпочтительнее участвовать». На этих словах в зал вошли стражи порядка.

Судя по картинке с сайта «Открытой России», где велась трансляция телемоста, полицейские предлагали участникам покинуть помещение. Участники упорно продолжали сидеть.

Ходорковский с экрана продолжал объяснять, какие именно задачи должны решить его сторонники, готовясь к избирательным кампаниям: поиск и объединение людей, которые готовы участвовать в выборах; обучение актива наблюдению и нормам законодательства; ведение агитации; технология сбора денег; консолидация гражданского общества через праймериз.

Взявший слово депутат заксобрания Петербурга Максим Резник рассказал, что на минувших выборах власть в Северной столице «все, что делала и творила, мотивировала логикой «зато Крым наш»: «Так вот, нам надо объяснять людям, что Крым все не спишет». Второе, о чем он считал нужным высказаться, касалось «степени вменяемости оппозиции»: «Мы тоже иногда заражаемся бациллой слепой ненависти и неприязни».

Ходорковский, комментируя выступление Резника, ответил, что для оппозиции «сейчас не время ставить вопрос о Крыме во главу угла».

«Это проблема не сегодняшнего дня. Что касается парадигмы ненависти, то Кремль часто говорит вещи, с которыми трудно спорить. Другой вопрос, что делает он обратное. Вот об этом мы и должны говорить», — сказал Ходорковский. Не преминул бывший олигарх затронуть и тему президентских выборов 2018 года: «Уверен, Путин прекрасно понимает, что с разваливающейся экономикой до 2018 года не доедешь. Что он собирается делать — его проблемы. А наша задача — показывать, что есть другой выбор».

Получивший микрофон депутат питерского заксобрания Борис Вишневский пояснил, что оппозиция проигрывает из-за низкой активности избирателей на выборах. В качестве иллюстрации к своему тезису он привел в пример выборы в Северной столице в 1989 году, «когда почти все члены бюро обкома проиграли кампанию, потому что была высокая активность граждан».

Пока Вишневский произносил речь, в зал вновь нагрянули стражи порядка. Минуту о чем-то совещались с организаторами. Ушли. Организаторы поспешно заперли за правоохранителями дверь.

«Я против смены власти путем насилия, — продолжал выступление Борис Вишневский. — Ничего, помимо крови, это не принесет».

Запертая дверь в помещение опять распахнулась, и на пороге возник одинокий полицейский. В зале раздался смех.

«Давайте не реагировать», — призвал аудиторию координатор «Открытой России» в Санкт-Петербурге Андрей Пивоваров, аккурат собравшийся говорить речь. Однако участники к призыву не прислушались. В помещении началась суета. «Коллеги, вы срываете мое выступление, а я долго готовился», — взывал к совести присутствующих Пивоваров. Наконец участники телемоста успокоились и внимательно выслушали спикера.

Следующий оратор, глава питерского отделения «Гражданской платформы» и бывший единоросс Валерий Федотов, спросил, как Ходорковский относится к перспективам объединения оппозиции. Экс-глава ЮКОСа ответил, что «базовый подход — сотрудничество между всеми силами, которые поддерживают европейский выбор России»: «Ключевые вопросы здесь такие: «Вы за регулярную смену власти?», «Вы за баланс властей разных уровней?» Если за — все».

То есть объединение возможно. Остальные вопросы, сообщил бывший олигарх, «мы порешим на честных, демократических выборах».

Присутствующие единодушно поддерживали экс-главу ЮКОСа в том, что в выборах участвовать необходимо. «Для политика вопрос, участвовать или не участвовать, не стоит. Неважно, честные выборы или нет», — заявил петербуржец Андрей Давыдов, который после кампании в заксобрание Северной столицы 2011 года подал иск в ЕСПЧ по поводу фальсификации итогов. «Но оппозиция сегодня — это политические импотенты. У нас нет ни организационных, ни финансовых, ни человеческих ресурсов», — сетовал он.

Пока Давыдов выступал, за стеной заиграла музыка. «Музыкальное сопровождение» речи Давыдова оказалось настолько громким, что порой было невозможно разобрать слова. Впрочем, сложно было понять и другое: что за произведение звучит.

«Спасибо полиции за музыку», — в какой-то момент не выдержал Кара-Мурза.

Когда слово вновь взял Ходорковский, чтобы высказаться в поддержку люстрации 10–15% российских чиновников, пластинка сменилась: вместо музыки раздался пронзительный вой противопожарной сирены.

«Как мотивировать к участию в выборах людей, которые не верят в их честность?» — стараясь перекричать сирену, спросила у Ходорковского одна из участниц. «Очень практически, — не задумываясь, ответил тот. — Надо говорить им: «Вы понимаете, что власть боится оппозицию? Чем больше людей проголосует за оппозицию, тем к большим компромиссам будет готова власть».

За окном темнело, а свет в зале по-прежнему не горел, различать лица участников становилось все труднее. Продолжала надрываться сирена, садился резервный генератор. Кара-Мурза-младший призывал выступающих говорить короче.

В конце концов организаторы поняли, что мероприятие, которое изначально должно было длиться два часа, придется завершить досрочно. К этому моменту телемост шел 1 час 20 минут. «Давайте предоставим заключительное слово Михаилу Борисовичу», — предложил Кара-Мурза-младший. «Друзья, спасибо большое! — воскликнул экс-глава ЮКОСа. — Вы собираетесь в какой-то героической обстановке. Для Питера это не впервой, конечно, но…»

Связь оборвалась.

Источник

Телемост Михаила Ходорковского с городскими оппозиционерами сопровождался воем сирен, попытками полицейских выпроводить участников на улицу (поступил анонимный звонок о минировании гостиницы «Holiday Inn Московские ворота», где проходило мероприятие), а также грохотом музыки за стеной, которая заглушала слова выступавших.

Телемост с Ходорковским, приуроченный к открытию петербургского отделения фонда «Открытая Россия», оказался под угрозой срыва. Сначала в гостинице объявили, что здание, по поступившей информации, заминировано, поэтому объявляется эвакуация. Затем в помещение вошли полицейские с кинологами. После того как оппозиционеры отказались покинуть помещение, в отеле отключили свет (позже выяснилось, что только в крыле, где проходил телемост), организаторы вели трансляцию при помощи генераторов питания (участники слышали Ходорковского, но не видели его).

Полиция предприняла попытку выпроводить людей (сила не применялась, только увещевания), однако многие оставались на своих местах. Тогда завыла сирена, вход в гостиницу был перекрыт. Жадные до демократии граждане проникли через черный ход. Около 70 человек продолжали обсуждать выборы и судьбы России под вой сирен.

Депутаты ЗакСа Борис Вишневский и Максим Резник, участвовавшие в мероприятии, пообщались с полицией и получили гарантии, что здание силой зачищаться не будет.

«Полиция настаивает, чтобы все покинули отель. Ходорковский продолжает говорить о падении режима», – отметила в твиттере участница мероприятия Мария Березина.

«Полиция стоит у дверей. Их человек 10. Люди успокоились. Все внимательно слушают. Интересно, что происходит на первом этаже? – поинтересовался в микроблоге один из координаторов встречи Михаил Роскин, добавив: – Если кто-то еще стоит на улице, можно зайти через Ренессанс Страхование. И окольными коридорами попасть в зал на лифте».

Когда участники, казалось, привыкли к сирене, кто-то через стенку врубил на всю мощность классическую и популярную музыку. Активисты узнали сначала Баха, потом американку Рики Ли Джонс, и так как выступающих почти не было слышно, решили, что пора начать концерт по заявкам.

«Притащили музыку ко входу в зал, пытаются заглушить спикеров. Митинги в Лужниках в 89 г. коммунисты тоже пытались глушить паровозами», – напомнил политик Валерий Федотов.

Впрочем, на сайте «Открытой России» трансляция шла без перебоев – там можно увидеть и оппозиционеров в темноте, и Ходорковского, усмехающегося анекдотической ситуации.

Телемост завершился раньше назначенного времени, поскольку генераторы разрядились. По словам организаторов, встреча завершилась без инцидентов, все разошлись мирно.

В ГУ МВД по Петербургу «Новой» сообщили, что в полицию поступил анонимный звонок о минировании здания. На вопрос, не представлял ли угрозу жизни участников их отказ от эвакуации, в пресс-службе полиции подчеркнули, что, согласно инструкции, оставлять не желающих покидать помещение в здании допустимо.

Вопрос о Бахе и попсе развеселил полицейских, которые заявили, что никакого отношения к этому они не имеют: «Это надо обращаться в гостиницу и узнавать, где у них музыка, фортепьяно и прочее».

В отеле «Новой» заявили: «Все вопросы завтра к руководству. Сегодня выходной».

Источник

«Мероприятие пройдет в библиотеке», — заявил корреспонденту «Коммерсанта» Анне Невской и корреспонденту канала «СТО ТВ» Валерию Фенёву охранник гостиницы Holiday Inn и любезно препроводил их в библиотеку гостиницы за 40 минут до начала телемоста, который планировался совсем в другом месте — в зале «Петров-Водкин». Охранник пообещал, что за журналистами придут. Пока они пили совершенно бесплатный кофе в библиотеке, а участники беседы с Михаилом Ходорковским рассаживались совсем в другом крыле здания, туда прибыли несколько машин с сотрудниками полиции, которые перекрыли центральный вход. Когда обманутые журналисты пришли к нему, их уже никуда не пустили, а из здания выводили постояльцев отеля и участников телемоста не успевших дойти до зала.

«Мы потом зашли с другого входа, там не было перекрыто, но в зал попасть нам не удалось, там уже стояли полицейские на входе и никого не пускали», — сообщил корреспонденту «Телеграфа» юноша школьного возраста вышедший из здания позже.

Тем временем зал для конференций был заполнен менее чем на половину и участники терялись в догадках – почему выступление Михаила Ходорковского вызвало такой скромный интерес. Ответ оказался простым: за 10 минут до начала вступления полицейские закрыли вход в отель, объяснив это «минированием».

Но успевшая попасть внутрь публика об этом не знала, и все оживленно готовились к выступлениям, благо на большом экране появилось изображение Михаила Ходорковского. Но спокойный ход мероприятия прервался – замигали лампочки и выключился частично, а затем и полностью свет, потух большой экран. Организаторы не растерялись и открыли шторы – собрание осветил свет неяркого зимнего дня. Техника была переведена на резервное питание и конференция продолжилась.

Ходорковский сразу сказал, что хочет, в первую очередь, послушать выступающих. Первыми выступили действующие депутаты ЗакСа – Борис Вишневский и Максим Резник. Во время их выступления в зал зашел полицейский с просьбой покинуть помещение из-за поступившего звонка о «минировании». Зал встретил просьбу стража порядка насмешками и никто из присутствующих помещение не покинул.

Затем власти применили тактику «психической атаки» — все время выла сирена, в холле включили громкую музыку. Впрочем, выступающие вскоре привыкли к посторонним шумам и уже на них не отвлекались.

Депутаты — Борис Вишневский и Максим Резник беседовали с полицейским подполковником, желавшим прекратить телемост и эвакуировать людей из зала. «Я ему задал вопрос: в скольких случаях находят бомбу после звонков по телефону, — сказал Вишневский «Телеграфу», — получив ответ: сто процентов не подтверждаются я сказал, что никуда не уйду и беру ответственность за свою жизнь на себя, ведь все, все понимают».

Через несколько минут из здания вышли сотрудники «Пятого канала», которых не водили в библиотеку и пустили на оппозиционное мероприятие. Оператор принялся снимать англичанина с двумя чемоданами. У него была проблема — он должен был ехать в аэропорт, но из-за ловли террористов такси не пропускали к гостинице. Когда иностранец обратился к сотруднику Holiday Inn с просьбой помочь, тот сначала посоветовал ему пойти к метро, где стоит такси, которое не пускали за оцепление. Но проблема в том, что мужчина не знал, где тут метро и у него были тяжелые чемоданы. Он простоял больше часа на улице, пока ему не подвали машину. Такой турист был не один. Некоторые, наоборот, не могли попасть в свой отель и вселиться туда.

В это время заседание оппозиции продолжалось в темноте, Михаил Ходорковский исчез с большого экрана на стене и появился на маленьком телевизоре. Работали резервные генераторы, которые предусмотрительно и заранее привез один из активистов партии «Яблоко». Петербургские партийные активисты — Наталья Грязневич, Александр Шуршев, Андрей Пивоваров и другие, рассказывали господину Ходорковскому о том, как власти фальсифицировали выборы в Петербурге 14 сентября 2014 года. По мнению выступающих действующих и несостоявшихся депутатов (которые не прошли из-за фальсификаций) ухудшение экономической ситуации в России отрезвит россиян, которые поймут мотив власти «Крым все спишет» и поддержка режима снизится.

На это получили ответ из Швейцарии: Россию рано или поздно ждет люстрация 10-15% чиновников и фальсификация выборов будет одним из критериев для снятия с постов на госслужбе.

Пока в зале решалась судьбы чиновников эпохи Владимира Путина, у входа в отель появился охранник, водивший прессу в библиотеку. «Мне сказали, если будут приходить журналисты, веди их в библиотеку. Вам что плохо там было?», — спросил он у корреспондентов, интересовавшихся автором изящной подставы с библиотекой. Не подкачал и представитель полицейского главка, который подтвердил факт звонка о заложенной бомбе и уточнил, что насильно из зала «Петров-Водкин» никого эвакуировать не будут, так как антитеррористические мероприятия можно проводить и в присутствии граждан, если они не хотят покидать помещение. Корреспонденты, стоявшие у входа в гостиницу не припомнили ни одного случая, когда после звонка о заложенной бомбе на станции петербургского метро, желающим пассажирам позволяли находиться в подземке и наблюдать за действиями полиции.

Также вспомнили, что в эти дни в Петербурге проходит «Культурный форум» и такая громкая полицейская операция в отеле финской сети, где проживает много иностранцев уж точно не будет способствовать туристической привлекательности города.

Прошло полтора часа, возможности резервного электропитания были исчерпаны и организаторы завершили мероприятие. Координатор проекта «Открытая Россия» Владимир Кара-Мурза младший рассказал «Телеграфу», что не смотря на все сложности он доволен тем, что общение Ходорковского и петербургской оппозиции состоялось и похвалил местных активистов за смекалку: «если бы не резервные генераторы, то мероприятие было бы намного короче». Максим Резник традиционно назвал действия властей «цирком».

Отметим, что именно действия властей наделали столько шума вокруг телемоста. Будь это рутинным общением с оппозицией, такого резонанса не было бы, но власти решили иначе и петербургский телемост прогремел на страну и мир.

Источник



comments powered by Disqus