Бог не на стороне
больших батальонов,
а на стороне лучших стрелков.
Вольтер
На выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, состоявшихся 4 декабря 2011 года, за «ЯБЛОКО»
проголосовало 12,7% избирателей, что дало 6 мандатов (по данным протоколов участковых избирательных комиссий, полученных наблюдателями от разных партий, 13,85% или 7 мандатов).
На территории, по которой я выдвигался, за «ЯБЛОКО» проголосовало 21,65% избирателей (это второй результат по городу после территории Бориса Вишневского, где был получен результат — 22,06%). По данным протоколов участковых избирательных комиссий результат по моей территории составил 22,25% (то есть по этой территории было украдено 0,6%).
После выборов
Принял активное участие в массовых мероприятиях, шествиях и демонстрациях против нарушений избирательных прав и свобод, а также в защите граждан, подвергшихся незаконному задержанию сотрудниками полиции в ходе уличных акций.
По моей инициативе впервые в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга было внесено постановление о выражении недоверия вице-губернатору Санкт-Петербурга В.Тихонову, ответственному за вопросы правопорядка, а также инициировано обращение 22 депутатов городского парламента к Президенту России о недопущении запрета на проведение демократической демонстрации. В результате Правительство Санкт-Петербурга не только согласовало проведение шествия, но и согласилось на предоставление Марсова поля для проведения регулярных оппозиционных акций. 26 июня вице-губернатор Тихонов был переведён на другую работу.
Я был назначен общественным защитником в судебном процессе «честной учительницы» Татьяны Ивановой, открыто заявившей о принуждении к фальсификациям в ходе избирательной кампании. В целях защиты всех учителей Петербурга от административного и противоправного политического давления, как в ходе избирательных кампаний, так и в повседневной жизни, по моей инициативе, было создано общественное движение «Гражданин Учитель».
Для предотвращения дальнейших злоупотреблений в ходе выборов во исполнение рекомендаций Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) мною был разработан проект изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому формирование избирательных комиссий осуществляется только по партийному признаку, запрет на участие в комиссиях «групп риска» из государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, судей и их помощников, военнослужащих, работников военных учреждений, государственных и муниципальных образовательных учреждений (кроме ВУЗов), учреждений здравоохранения и социального обслуживания, а также усиливается роль наблюдателей (переименованных в обязательных свидетелей голосования).
Я также занимался подготовкой проекта Закона Санкт-Петербурга «О выборах губернатора Санкт-Петербурга», по оценке экспертов — самого либерального закона в России. Данный законопроект был внесен в городской парламент фракциями ЯБЛОКО, КПРФ и Справедливая Россия и за него проголосовали 23 из 50 депутатов.
Депутатские расследования
По моей инициативе проводится ряд депутатских расследований нарушений и злоупотреблений в высших эшелонах петербургской власти. Так, уже был вскрыт коррупционный механизм участия бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Ю.Молчанова при создании государственно-частных партнерств с участием Банка ВТБ. По настоящему делу проводится дополнительная проверка.
Монополизации городского рынка фармацевтических услуги коррупционной схеме закупки лекарств по укрупненным лотам и завышенным ценам у единственного поставщика — компании сына экс-губернатора Матвиенко «Империя — Фарма» было посвящено отдельное депутатское расследование. По его итогам я предложил принципиально изменить правила закупки лекарственных средств для создания конкурентной среды и допуска к участию самих производителей. Данные изменения были поддержаны правительством города.
Выявлены факты злоупотреблений в ходе кадастрового оформления и государственной регистрации линейных сооружений и инженерных сетей в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Схема незаконного взимания со строителей и граждан многомиллионной административной ренты существовала в городе с 1994 года и оставалась незамеченной для контрольных органов. Результаты депутатского расследования были направлены в городскую прокуратуру, которая признала все выводы обоснованными и внесла соответствующее представление губернатору Петербургу. В настоящее время незаконные акты отменены, стоимость и время оформления инженерных сетей в Санкт-Петербурге сократились в десятки раз.
Для усиления мер депутатского контроля за исполнительной властью и увеличения публичности проводимых проверок мною был разработан проект закона «О парламентских расследованиях в Санкт-Петербурге», внесенный фракциями «ЯБЛОКО» и «Справедливая Россия» и проект закона об административной ответственности за невыполнение требований депутата при проведении парламентских проверок.
Антикоррупционная экспертиза
Вместе с коллегой по фракции Александром Кобринским была организована работа по антикоррупционной экспертизе как действующего законодательства, так и законопроектов, вносимых исполнительной властью и партией «Единая Россия».
Анализ проекта закона о введении платы за принудительную эвакуацию автомобилей на штрафстоянки вскрыл теневые стороны административного бизнеса и угрозу массового нарушения прав автолюбителей, в связи с чем нами были подготовлены поправки, искореняющие противоправные нормы, получившие широкое одобрение большинства граждан Петербурга.
Экспертное исследование Закона «О Правительстве Санкт-Петербурга» привело к выводам о сознательном выведении из под жестких антикоррупционных мер федерального законодательства нескольких десятков высших должностных лиц исполнительной власти города (глав комитетов и районных администраций), ловко исключенных из числа госслужащих. В связи с этим я не только разработал проект закона, уничтожающий эту бюрократическую лазейку, но и направил соответствующие материалы в органы прокуратуры.
В настоящее время совместно с депутатом фракции «ЯБЛОКО» Борисом Вишневским проводится независимая экспертиза градостроительной и разрешительной документации по целому ряду общественно значимых строительных проектов, в реализации которых заинтересованы высокопоставленные чиновники и бизнесмены (Западный Скоростной Диаметр, театр песни Аллы Пугачевой, Баболовский парк).
В целях усиления контроля за прозрачностью государственного заказа я добился назначения в состав конкурсной комиссии по предоставлению многомиллиардных бюджетных средств на организацию городских праздников и фестивалей.
Борьба с привилегиями
С самого начала своей работы в ЗакСе я веду борьбу с привилегиями в наиболее закрытой и кастовой ветви городской власти — судебной системе. По результатам исследования деятельности Уставного суда Петербурга была выявлены существенные недостатки: искусственное сокращение прав граждан на подачу обращений, двойное финансирование расходов (по федеральному и городскому нормативам) на содержание судей Уставного суда (17 млн.рублей на одного судью при 1 решении в год). В настоящее время Контрольно-счетная палата проводит полную проверку финансовой деятельности Уставного суда, а мною внесен целый ряд законопроектов, предусматривающих расширение прав граждан на обращение в суд, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей, сокращения расходов на их содержание.
Для устранения зависимости мировых судей от других ветвей власти и от административного влияния вышестоящих судебных инстанций, были предложены изменения в закон «О мировых судьях», увеличивающий их срок полномочий в два раза.
Как и все члены фракции «ЯБЛОКО» я отказался от использования служебного автотранспорта.
Бюджетная политика
Основным направлением депутатской деятельности является контроль за формированием и расходованием бюджета Санкт-Петербурга. Поправки при корректировке городского бюджета на 2012 год, подготовленные депутатами нашей фракцией, позволили наглядно продемонстрировать, с одной стороны, ущербность и неадекватность бюджетной политики исполнительной власти, а с другой стороны, — профессионализм и способность оппозиции по формированию альтернативных финансовых мер.
Были подвергнуты обоснованной и системной критике правительственная политика заимствований и бюджетного дефицита, выявлены теневые финансовые потоки на субсидирование сомнительных проектов и организаций, сокрытие доходов от роста тарифов и остатков бюджетных средств прошлых лет, сокращение важнейших социальных программ здравоохранения, расселения коммуналок, ремонта жилого фонда в пользу реконструкции губернаторской резиденции, перевода бюджетных средств в уставные фонды искусственно созданных монополистов на фармацевтическом рынке и рынке ЖКХ.
Я также предложил впервые в Санкт-Петербурге создать резервный фонд для аккумулирования и прозрачного расходования сверхдоходов и остатков бюджетных средств, установить запрет на рост численности чиновников, рост тарифов производить гласно на основе обоснованных расчетов, осуществлять закупку техники для уборки улиц исключительно на открытых аукционах, прекратить практику бюджетного финансирования некоммерческих организаций, являющихся аффилированными структурами депутатов от партии «Единая Россия», расселение коммунальных квартир сделать приоритетным направлением социальной политики.
Культура и образование
В Законодательном Собрании я возглавляю комиссию по образованию, культуре и науке, которая уже приступила к формированию ответственной политики по защите прав выпускников школ, подлежащих армейскому призыву, по защите прав преподавателей при проведении реформы образований, по выработке действенных мер защиты объектов исторического и культурного наследия. Контроль расходования бюджетных средств при проведении праздников и фестивалей, увеличение расходов на содержание библиотек, отстаивание прав работников театров на профессиональное творчество — это только первые шаги в этом направлении.
***
За истекший период работы в Законодательном Собрании мною внесено 15 законопроектов (12 из них поддержаны депутатами других фракций) и направлено более 30 депутатских запросов (14 из них — коллективных).
Но это только начало.