ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О выражении недоверия вице-губернатору Санкт-Петербурга М.П.Мокрецову»
Согласно части 1 статьи 57 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе выразить недоверие должностным лицам Правительства Санкт-Петербурга, в назначении которых на должность оно принимало участие в соответствии с законодательством.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга дало согласие на назначение Михаила Павловича Мокрецова на должность вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов экономического развития и стратегического планирования Санкт-Петербурга, государственного заказа, учета государственного имущества Санкт-Петербурга, управления и распоряжения им, инвентаризации и мониторинга земель Санкт-Петербурга, землеустройства на территории Санкт-Петербурга, а также вопросов, связанных с осуществлением государственного управления в сфере имущественных отношений, управлением федеральной собственностью, расположенной на территории Санкт-Петербурга (постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 12 ноября 2014 года N 596).
В соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 12 ноября 2014 года N 14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга» вице-губернатор Санкт-Петербурга М.П.Мокрецов отвечает за решение вопросов экономического развития и стратегического планирования Санкт-Петербурга, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга, учета государственного имущества Санкт-Петербурга, управления и распоряжения им, инвентаризации и мониторинга земель Санкт-Петербурга, землеустройства на территории Санкт-Петербурга, вопросов, связанных с осуществлением государственного управления в сфере имущественных отношений, управлением федеральной собственностью, расположенной на территории Санкт-Петербурга, налоговой, финансовой политики Санкт-Петербурга, разработки и исполнения бюджета Санкт-Петербурга, увеличения доходов и оптимизации расходов бюджета Санкт-Петербурга, промышленной и научно-технической политики Санкт-Петербурга, развития предпринимательства и потребительского рынка, инвестиционной политики.
Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга ГУП «Петербургский метрополитен» за 2011-2012 годы и истекший период 2013 года выявлено финансовых нарушений на общую сумму более 9230170 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что инициированная ГУП «Петербургский метрополитен» схема привлечения частных инвестиций для строительства наземных вестибюлей станций метрополитена реализовывалась с ущербом Санкт-Петербургу и с нарушениями действующего законодательства Комитетом по управлению городским имуществом и ГУП «ГУИОН».
В связи с выявленными проверкой резервами снижения величины бюджетной субсидии за счет повышения доходов ГУП «Петербургский метрополитен» и за счет оптимизации расходов Предприятия, размер субсидии, предусмотренный Предприятию из бюджета Санкт-Петербурга в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа метрополитеном в 2015 году, нуждается в пересмотре.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 11 мая 2006 года N 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург» контроль за деятельностью предприятий и учреждений осуществляется Правительством Санкт-Петербурга в целях обеспечения соответствия деятельности предприятий и учреждений предметам и целям деятельности предприятий и учреждений, определенным при принятии решений об их учреждении, предметам и целям деятельности предприятий и учреждений, которые были изменены Правительством Санкт-Петербурга, а также в целях определения возможности и необходимости продолжения деятельности предприятий и учреждений, их реорганизации либо ликвидации. Изданное во исполнение названного Закона Санкт-Петербурга Положение о порядке осуществления контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 февраля 2012 года N 107 «О порядке осуществления контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга» предусматривает полномочия КУГИ Санкт-Петербурга по контролю за деятельностью предприятий, включая анализ причин несоответствия и обоснование необходимости принятия управленческих решений (в случае необходимости принятия управленческого решения, относящегося к компетенции КУГИ) и выявления несоответствия деятельности предприятия предмету и целям его деятельности (пункты 1.3 и 3.8 Положения).
Как следует из заключения Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, КУГИ Санкт-Петербурга не осуществлял обязательного контроля за деятельностью ГУП «Петербургский метрополитен», а наоборот своими управленческими решениями способствовал нанесению бюджету Санкт-Петербурга указанного ущерба.
Согласно распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга от 18 апреля 2013 года N 7-рг вице-губернатор М.П.Мокрецов в порядке исполнения должностных обязанностей отвечает за решение вопросов учета государственного имущества Санкт-Петербурга, управления и распоряжения им, инвентаризации и мониторинга земель Санкт-Петербурга, землеустройства на территории Санкт-Петербурга, а также вопросов, связанных с осуществлением государственного управления в сфере имущественных отношений, управлением федеральной собственностью, расположенной на территории Санкт-Петербурга; непосредственно координирует и контролирует деятельность Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и Комитета по управлению городским имуществом.
Таким образом, в период правоотношений (период 2013 года), указанных в заключении Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, вице-губернатор Санкт-Петербурга также непосредственно отвечал за реализацию имущественных отношений в Санкт-Петербурге, включая контроль за деятельностью государственных унитарных предприятий, в том числе ГУП «Петербургский метрополитен».
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года N 335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга»:
Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, обладает правами юридического лица (статья 1);
вице-губернаторы входят в состав Правительства Санкт-Петербурга (статья 4), участвуют в заседаниях Правительства Санкт-Петербурга с правом решающего голоса, организуют, координируют и контролируют в соответствии с распределением обязанностей деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (статья 9).
1 сентября 2014 года вступила в силу статья 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность членов коллегиального органа юридического лица, которая в силу вышеназванных положений Закона Санкт-Петербурга «О Правительстве Санкт-Петербурга» в полной мере распространяется на членов Правительства Санкт-Петербурга, а именно:
лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (пункт 1);
ответственность несут также члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании (пункт 2);
лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу (пункт 3).
Неразумность действий перечисленных должностных лиц считается доказанной, в том числе и в отношении его бездействия, если до принятия решения они не предприняли действий, направленных на получение необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах (подпункт 1 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»).
Статьей 72 Устава Санкт-Петербурга установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в федеральном законодательстве, органы государственной власти Санкт-Петербурга могут создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации. Органы государственной власти Санкт-Петербурга определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга (часть 4); органы государственной власти Санкт-Петербурга самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности Санкт-Петербурга, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга (часть 6).
В результате бездействия вице-губернатора Санкт-Петербурга М.П.Мокрецова по контролю за деятельностью КУГИ Санкт-Петербурга в части обязательных предписаний и выдачи обязательных управленческих решений, в нарушение требований статьи 72 Устава Санкт-Петербурга, Закона Санкт-Петербурга «О Правительстве Санкт-Петербурга», Закона Санкт-Петербурга «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург» бюджету Санкт-Петербурга, по данным Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, был причинен существенный материальный ущерб.
С учетом вышеизложенного, а также в целях предотвращения в дальнейшем недобросовестного и неразумного бездействия членов Правительства Санкт-Петербурга по контролю за деятельностью ГУП «Петербургский метрополитен», считаю необходимым выразить недоверие вице-губернатору Санкт-Петербурга М.П.Мокрецову.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Как указывалось выше, Уставом Санкт-Петербурга в статье 57 (части 1) предусмотрено право Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на выражение недоверия должностным лицам Правительства Санкт-Петербурга, в назначении которых на должность оно принимало участие. В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга (часть 4 статьи 43, подпункт 3 пункта 1 части 3 статьи 30) Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает участие в согласовании на должности только части должностных лиц Правительства Санкт-Петербурга, а именно, вице-губернаторов Санкт-Петербурга, в отношении иных членов Правительства Санкт-Петербурга, в том числе, являющихся руководителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга участия в согласовании не принимает. Следовательно, право на выражение недоверия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга распространяется только на вице-губернаторов Санкт-Петербурга.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2003 года N 1-О признано соответствующим Конституции Российской Федерации право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации выражать недоверие членам высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе не являющимся руководителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как не предполагающее обязательного ухода в отставку указанных должностных лиц.
К сожалению, позиция Юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, изложенная в заключении от 29 декабря 2014 года N 2528-юр, не учитывает вышеназванные нормы законодательства в смысле, придаваемом ему Конституционным Судом Российской Федерации.
Депутат
М.Л.Резник