ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законодательная инициатива предполагает восполнение существующего пробела в правовом регулировании метрополитена, включая его современный наземный вид — монорельсовое метро.
В Федеральном законе от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 220-ФЗ), который является единственным законодательным актом федерального уровня о городском пассажирском транспорте, метрополитен не нашел никакого правового закрепления.
Как следствие, в настоящее время никакого федерального законодательства о деятельности метрополитена не существует, в субъектах Российской Федерации осуществляется лишь самостоятельное государственное регулирование цен (тарифов) на уровне правовых актов исполнительных органов власти исходя из сложившейся практики в соответствующем регионе, следствием которого являются существенные проблемы при обеспечении прав граждан при оказании услуг метрополитеном.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 (в редакции от 25 февраля 2015 года) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) отнесены к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В то же время с 11 января 2016 года вступает в силу статья 15 Федерального закона N 220-ФЗ, согласно которой регулируемые тарифы на перевозки пассажирским транспортом (автобусами, троллейбусами и трамваями) устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 10 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, до приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, с 11 января 2016 года правовое регулирование цен (тарифов) на услуги пассажирского транспорта будет осуществляться законами субъектов Российской Федерации за исключением метрополитена, решения по которому остаются в исключительной компетенции органов исполнительной власти.
Такое исключение из общего порядка правового установления в отношении метрополитена приводит к утрате единства законодательного регулирования, в том числе в части осуществления государственного контроля за оказанием метрополитеном услуг пассажирам не только по их перевозке с одной станции на другую, но и по предоставлению всей инфраструктуры метрополитена (продажа проездных билетов, жетонов, провоз и оплата ручной клади, контроль прохода на станцию, расписание работы станций и переходов и т.д.).
Поскольку взаимоотношения, возникающие между пассажирами и метрополитеном, составляют гражданско-правовые отношения, относящиеся к сфере гражданского законодательства Российской Федерации, то отсутствие такого регулирования в федеральном законе сохраняет практику сомнительного легитимного нормирования указанных вопросов правовыми актами исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, которое становится особенно очевидным после принятия Федерального закона N 220-ФЗ в отношении иных видов пассажирского транспорта.
В заключении Юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на данный законопроект от 4 сентября 2015 года N 1456-юр указывается, что понятия «метрополитен» и «монорельсовый транспорт», как вида внеуличного транспорта, даны в Федеральном законе от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном».
Однако сфера применения Федерального закона N 67-ФЗ ограничена исключительно вопросами страхования в порядке главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и не распространяется на правовые и экономические условия функционирования метрополитена, а также на отношения перевозки пассажиров, регулируемых главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В этой связи еще более очевидным становится необходимость устранения возникшей нормативной коллизии и снижения негативных социально-экономических последствий в виде роста социальной напряженности, связанной с сохранением устаревшей системы тарифного регулирования пассажирского транспорта только в отношении метрополитена, предлагаются соответствующие минимально необходимые дополнения, изложенные в настоящем проекте Федерального закона.
Депутат
М.Л.Резник