Обращение Максима Резника к Генеральному прокурору России по поводу высказываний Рамзана Кадырова

Приводим полный текст обращения депутата Законодательного Собрания Петербурга Максима Резника к Генеральному прокурору России Юрию Чайке о проверке на экстремизм высказываний главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова об оппозиции.

Генеральному прокурору
Российской Федерации
Ю.Я.Чайке

Уважаемый Юрий Яковлевич!

12 января 2016 года в 21.55 часов на официальном Интернет-сайте Главы и Правительства Чеченской Республики размещена следующая информация:

«Р. Кадыров: Оппозиция в России не заинтересована в процветающей и сильной стране.

Внесистемная оппозиция в России пытается воспользоваться сложной экономической обстановкой в стране и расшатать политическую ситуацию в РФ. Об этом Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил на встрече с журналистами в Грозном в канун Дня российской печати.

«Люди, о которых раньше никто ничего не слышал, из кожи вон лезут, чтобы прославиться тем, что противопоставляют себя Президенту России Владимиру Путину. Они пытаются нажиться на сложной экономической ситуации. К таким людям надо относиться как к врагам народа, как к предателям. У них нет ничего святого», — сказал Р. Кадыров.
Он также добавил, что внесистемная оппозиция пытается расшатать ситуацию в стране вместо того, чтобы совместно с руководством государства заняться поиском выхода из кризиса.
«Это говорит о том, что этих людей не заботит судьба России и российского народа. Они играют в придуманную западными спецслужбами игру, пляшут под их дудку и бессовестно пытаются выдать себя людьми, переживающими за будущее нашей страны. Хотя очевидно, что они абсолютно не заинтересованы в процветающей и сильной России. Я считаю, что этих людей надо судить по всей строгости за их подрывную деятельность», — сказал глава республики.

Р. Кадыров также ответил на вопрос, почему Чеченская Республика вызывает повышенный интерес либеральных СМИ.

«Сегодняшние наши успехи, развитие региона, благополучие населения – все это их не устраивает. Я не раз говорил, что целые институты во всем мире были задействованы в том, чтобы через Чеченскую Республику развалить Россию. Большая заслуга нашего народа в том, что мы им доказали — они ничего не могут. Им трудно с этим смириться, признать и принять свое поражение», — сказал Р. Кадыров. (http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=17475).

Считаю, что данное высказывание гражданина Российской Федерации Кадырова Рамзана Ахматовича, 1976 года рождения, замещающего государственную должность Главы Чеченской Республики, содержит признаки публичных призывов к экстремистской деятельности в силу следующих обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 114-ФЗ) под экстремисткой деятельностью понимается, в том числе:

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Сразу же хотелось бы обратить внимание, что пунктом «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации отягчающими обстоятельствам признаются совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Как указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»:

под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности; вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела, например, обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п. (пункт 4);

под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц (пункт 7);

использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (пункт 10).

Как указывалось выше, гражданин Кадыров Р.А. утверждает о необходимости применения государством (в лице его правоохранительной и судебной системы) мер принуждения в отношении граждан Российской Федерации, носящих политический характер, то есть применяемых не за совершение общеуголовного преступления или административного правонарушения, а в связи с признанием этих граждан социально опасными в политическом отношении, имеющим настроения и взгляды, отличные от настроений и взглядов гражданина Кадырова Р.А., принадлежащими к политически неблагонадежным группам и политическим партиям, именуемым гражданином Кадыровым Р.А. врагами народа (без каких-либо кавычек).

Точно такие же меры принуждения, как объявление врагом трудящихся с его последствиями, были определены в качестве основных мер социальной защиты судебно-исправительного характера в статье 23 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» меры принуждения, содержащиеся в названных статье 23 УК РСФСР и высказываниях гражданина Кадырова Р.А., признаются политическими репрессиями: различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Как указывалось в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 9-П идеи диктатуры пролетариата, красного террора, насильственного устранения эксплуататорских классов, так называемых врагов народа и советской власти привели к массовому геноциду населения страны 20 — 50-х годов, разрушению социальной структуры гражданского общества, чудовищному разжиганию социальной розни (часть вторая статьи 7 Конституции Российской Федерации), гибели десятков миллионов безвинных людей.

Прокуратурой Российской Федерации были внесены в суды Российской Федерации тысячи надзорных представлений на отмену приговоров в части осуждения граждан по статьям 58-10 УК РСФСР 1926 года и статье 64 УК РСФСР 1960 года, которые фактически являлись инструментом политических репрессий, борьбы с инакомыслием, политическими противниками, способом жестокого подавления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 58-10 УК РСФСР был признана утратившей силу Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 марта 1961 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1995 года № 17-П статья 64 УК РСФСР частично была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Как указывал в своем особом мнении к названному постановлению судья Конституционного Суда Российской Федерации А.Л.Кононов, политическая практика последних лет с элементами возрождения державного патриотизма, тоталитарного правосознания свидетельствует об опасности использования не дисквалифицированных до сих пор положений статьи 64 УК РСФСР в борьбе против политических оппонентов – «предателей», «изменников», «врагов народа», в целях ограничения политических и других конституционных прав граждан.

Таким образом, высказывание гражданина Кадырова Р.А., как по своему содержанию, так и с учетом толкования и применения на практике законодательства о противодействии экстремистской деятельности, содержит признаки противоречия закрепленным положениям Конституции Российской о презумпции невиновности и виновной ответственности за совершение преступления (статья 49), вопреки статьи 55 Конституции Российской Федерации препятствует осуществлению основных политических прав и свобод человека и гражданина: свободы мысли, выражения своих мнений и убеждений (статья 29, части 1, 3), противоречит принципу недопустимости преследования за политические убеждения (часть 2 статьи 63), а также признаки возбуждения социальной розни (часть 1 статьи 7).

Кроме того, следует обратить внимание, что высказывание гражданина Кадырова Р.А. размещено на Интернет-сайте, доступном для неограниченного круга лиц, и тем самым, может использоваться ими для формирования мотивов совершения в дальнейшем преступлений против жизни и здоровья граждан именно из-за вражды или ненависти в отношении политической и социальной группы, названной им как враги народа.

Убийство 27 февраля 2015 года Бориса Ефимовича Немцова более чем наглядно подтверждает актуальность этой проблемы, как и необходимость незамедлительного принятия Генеральным прокурором Российской Федерации мер реагирования в силу Закона 114-ФЗ. Так, статья 14 названного Закона 114-ФЗ напрямую предусматривает, что высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность; соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Одновременно полагаю необходимым принять меры, направленные на ограничение доступа к Интернет-сайту Главы и Правительства Чеченской Республики http://chechnya.gov.ru, на котором размещены и до настоящего времени содержатся высказывания гражданина Кадырова Р.А., содержащие признаки экстремистской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со статьей 12 Закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

С учетом вышеизложенного, прошу Вас провести проверку по изложенным фактам и принять необходимые меры реагирования в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Депутат М.Л.Резник



comments powered by Disqus