О целесообразности изменения закона «О транспортном налоге»

Губернатору Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Глубокоуважаемый Георгий Сергеевич!

Обращаюсь к Вам в связи с рассмотрением Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в первом чтении проекта Закона Санкт-Петербурга «О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О транспортном налоге». Считаю необходимым обратить Ваше внимание на необходимость существенной доработки данного законопроекта в части установления налоговых ставок для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с., принимая во внимание следующие юридические и экономические аргументы.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч.2, 5 ст.76).

Налоговым кодексом РФ разграничиваются полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения. Пунктом 4 части 1 статьи 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.

Согласно пункту 3 статьи 12 НК РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов

Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.

Приведенные положения ст.12 НК РФ содержатся и в статье 356 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ. В соответствии с п.3 ст.361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Из анализа приведенных норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства следует, что Закон Санкт-Петербурга при установлении и введении в действие своим законом транспортного налога как одного из видов регионального налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты, обязан учитывать нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.11 НК РФ термины и понятия других отраслей законодательства Российской Федерации, не определяемые непосредственно НК РФ, применяются для целей налогообложения в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.

В то же время в соответствии с п.1 ст.258 НК РФ под сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект
нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст. 258 НК РФ и Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, автомобили грузовые относятся:
к четвертой группе — со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет
включительно;
к пятой группе — со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет
включительно.
Вместе с тем в проекте Закона Санкт-Петербурга предлагается для грузовых
автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. установить налоговые ставки с учетом
срока полезного использования:
с года выпуска которых прошло до 3 лет (включительно) — 45,00 руб.
с года выпуска которых прошло от 3 до 5 лет (включительно) — 65,00 руб.
с года выпуска которых прошло более 5 лет — 85,00 руб.

Таким образом, дифференциация налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования в проекте Закона Санкт-Петербурга произведена без учета требований Налогового кодекса Российской Федерации. Установление обязанности по уплате транспортного налога без соблюдения положений НК РФ нарушаются права и законные интересы налогоплательщиков, поскольку ограничивают права собственника по свободному владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.

Кроме того, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, используется владельцами грузовых автомобилей также и для определения экономической обоснованности и рентабельности осуществляемой деятельности. Приобретение нового автомобиля является существенным капитальным вложением для предприятия любой формы собственности, особенно принимая во внимание регулярное увеличение производителями автомобилей отпускных цен. Например, с 2005 года (когда были установлены действующие налоговые ставки транспортного налога) по 2012 год цена на новый КАМАЗ выросла с 530 000 рулей до 1 953 000 рублей, т.е. в 3,7 раза. С учетом возможного обновления автомобильного парка каждые 3 года, необходимо получать минимальную прибыль в размере 33%, а при ставке налога на прибыль в размере 24%, окупаемость становится возможной лишь при ежегодном получении 0,4 рублей прибыли на каждый вложенный в производство рубль. Это абсолютно нереально, поскольку средний уровень рентабельности транспортных компаний составляет 3-7%, т.е. фактически на уровне инфляции. При этом катастрофический
рост цен на топливо ставит под вопрос вообще какую-либо окупаемость данного направления бизнеса.

Вместе с тем известно, что для большинства грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. ресурс двигателя и основных агрегатов составляет 1 млн. км пробега. Годовой пробег такого автомобиля при интенсивной эксплуатации составляет 40-60 тыс.км (внутри города), 100-150 тыс.км (междугородние и международные перевозки).

Следовательно, срок эксплуатации такого автомобиля составит – 15 лет (внутри города) и 7-10 лет (междугородние и международные перевозки). Большинство производителей также устанавливают гарантийный срок работы этих автомобилей в пределах 7-10 лет. Исходя из этой экономических параметров и предусматривается отнесение Правительством РФ
грузовых автомобилей к четвертой и пятой амортизационным группам со сроком полезного
использования в диапазоне 5-10 лет.

Стоит обратить внимание, что предлагаемая редакция налогообложения в законопроекте не обеспечивает никакого стимулирующего эффекта для обновления автомобильного парка в Санкт-Петербурге, поскольку экономия от налоговой льготы за три года не превысит 15% от суммы, необходимой для покрытия разницы между ценой реализации и остаточной стоимостью автомобиля.

С учетом вышеизложенного, прошу Вас сообщить считаете ли Вы целесообразным установление следующих налоговых ставок для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. с учетом срока полезного использования:
со сроком полезного использования до 5 лет (включительно) — 25,00 руб.
со сроком полезного использования от 5 до 7 лет (включительно) — 45,00 руб.
со сроком полезного использования от 7 до 10 лет (включительно) – 65,00 руб.
со сроком полезного использования более 10 лет — 85,00 руб?

С уважением,
Депутат М.Л.Резник

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича
депутату ЗС Резнику М.Л.
от 20 сентября 2012 года № 207242-3

Уважаемый Максим Львович!

Рассмотрев Ваш запрос от 13.09.2012 № 207242-3, сообщаю следующее.

Согласно ранее действовавшей редакции Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) допускалось установление дифференциации ставок транспортного налога в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства (пункт 3 статьи 361 НК РФ). С 01.01.2010 такое основание для разграничения налоговых ставок как срок полезного использования транспортного средства исключено. Однако законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные ставки налога с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства. Поэтому проект закона Санкт-Петербурга «О внесении дополнения в закон Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» (далее – проект закона) предусматривает дифференциацию ставок транспортного налога с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства: до 3-х лет, от 3-х до 5-ти лет, более 5-ти лет, что учитывает нормы и не нарушает требования НК РФ.

Таким образом, дифференциация ставки транспортного налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. с учетом срока полезного использования не соответствует налоговому законодательству Российской Федерации. Также не может быть поддержано предложение об установлении налоговых ставок в размерах ниже, установленных Законом Санкт-Петербурга от 02.04.2002 № 487-53 «О транспортном налоге» и учтенных в бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год.

Необходимость изменения ставок транспортного налога именно в таких размерах изложена в пояснительной записке к проекту закона. Также следует подчеркнуть, что проект закона полностью соответствует положениям статьи 3 НК РФ.

Одновременно сообщаю, что только в 4-х субъектах Российской Федерации из 83-х ставки транспортного налога дифференцированы в зависимости от года выпуска транспортного средства, предельные (максимальные) ставки налога (85 рублей с 1 л.с. в год) действуют в каждом третьем субъекте Российской Федерации, ставки транспортного налога в диапазоне от 70 до 84 рублей с 1 л.с. в год действуют в каждом втором субъекте Российской Федерации.

Также обращаю внимание на то, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства, поступающие от транспортного налога, идут исключительно на финансирование дорожного хозяйства.

Учитывая изложенное, а также в целях увеличения доходной базы бюджета Санкт-Петербурга полагаю целесообразным принятие данного проекта закона.



comments powered by Disqus