Петербургскому метрополитену требуется аудит //Общественный контроль

В беседе с «Общественным контролем» об этом заявил депутат Заксобрания Максим Резник. Не так давно он обратился вице-губернатору Игорю Албину с просьбой проверить, куда уходят рекламные доходы питерской подземки. После этого Смольный запросил отчет о финансовой деятельности рекламных операторов, работающих в метро. Отчитаться они должны за три последних года
Куда пропадают пассажиры?

О прибыльном для посредников рекламном бизнесе в ГУП «Петербургский метрополитен» мы расскажем немного ниже. А сначала хотелось бы в который уже раз поразмышлять над вопросом, почему руководство питерской подземки так упорно держится за жетоны и не желает менять их на электронные носители.

Многочисленные эксперты уверяют, что манипулировать жетонами в объеме огромного метрополитена очень сложно. Не могут же сговориться и мошенничать сразу все сотрудники 67 станций. Хотя, с другой стороны, торговать жетонами у турникетов — это действительно вчерашний день. А вот если, допустим, ухитриться и выдать заниженную цифру пассажиров, прошедших через эти самые турникеты? Это, конечно, всего лишь предположение. Однако пугает тот факт, что каждый год и чуть ли не каждый месяц количество воспользовавшихся услугами петербургского метрополитена людей действительно сокращается.

Надо сказать, что, по официальным данным, питерская подземка теряет своих пассажиров уже не первый год. С 2011-го количество пассажиров сокращается в среднем на 2% в год. В 2015 году подземка перевезла 741,7 млн пассажиров, что на 2,8% меньше, чем в 2014 году.

«Данные за январь 2016 года показали, что ситуация не улучшилась и пассажиропоток по-прежнему продолжает снижаться. В январе услугами петербургского метрополитена воспользовалось на 5,5% меньше, чем в январе 2015 года», — рассказали «ОК-информ» в пресс-службе Петербургского метрополитена.

В уменьшении пассажиров специалисты метрополитена видят самые разные причины: это и высокая автомобилизация населения, и закрытие станций на капремонт, и снижение пассажиропотока на станциях, связанных с железнодорожными узлами (жители, приезжающие из Ленобласти, стали меньше пользоваться метро).

По словам депутата Заксобрания Максима Резника, подобные пассажиропотери надо проверять и перепроверять. «Вопросы к нашему метро есть не только у меня, но и городской контрольно-счетной палаты. Один таких из вопросов — оборот жетонов. Мне непонятно, как он контролируется», — говорит депутат.

Он считает, что пугает и то, что метрополитен постоянно заявляет об уменьшении количества пассажиров. «Некоторые аргументы руководства метрополитена мне кажутся просто смешными. Например, нам заявляют про увеличение числа автовладельцев и, следовательно, отток людей, пользующихся общественным транспортом, хотя при этом продажи в автосалонах города сейчас резко упали. Но есть, конечно, и объективные причины, с которыми не поспоришь, — это, например, уменьшение количества мигрантов. И тем не менее считаю, что Петербургскому метрополитену нужен серьезный аудит», — заявляет Максим Резник.

В самом метрополитене подобные подозрения отвергают. «На самом деле нас постоянно контролируют, проводят проверки: налоговая, прокуратура, аудиты, МЧС, Роспотребнадзор. Если бы можно было что-то найти, то уже давно бы нашли», — говорит Юлия Шавель.

Вопросы о жетонах и чеках, по ее словам, представители СМИ задают постоянно. «Все учетные операции, связанные с оборотом жетонов, у нас осуществляются с помощью автоматизированной системы контроля оплаты проезда метрополитена (АСКОПМ). Эта программа позволяет отслеживать движения жетонов», — говорит Юлия Шавель, добавляя, что выемка жетонов из турникета производится несколько раз в день, в присутствии трех человек, в том числе сотрудника полиции.

Была реклама для «дяди», станет для города

В начале материала мы упоминали о проверке деятельности рекламных операторов, работающих в питерской подземке. Дело в том, что сложилась непонятная ситуация, когда рекламные посредники зарабатывают на рекламе в метро больше, чем весь метрополитен. Согласно данным из открытых источников, прибыль компании «Проспект», занимающейся распространением рекламы, — 492 млн рублей, а прибыль ведомства начальника метро Владимира Гарюгина, которое предоставляет рекламщикам площади ГУП «Петербургский метрополитен», — 349 млн рублей.

Такая ситуация не могла не взволновать депутата Максима Резника, который обратился к вице-губернатору Игорю Албину с просьбой проверить, куда уходят рекламные доходы питерской подземки.

После этого в Смольном прошло совещание, на котором было принято вполне разумное решение о переделе рекламного рынка метро. Уже известно, что работать над новой генеральной схемой размещения рекламы в метрополитене будут два городских комитета — по градостроительству и по охране государственных памятников. Подробности схемы нам пока неизвестны, но уже ясно, что ее обсуждение пройдет с участием представителей общественности, а значит, можно надеяться на то, что в будущем деньги действительно будут поступать в бюджет госпредприятия, а не в карман никому не известному «дяде».

«Я только накануне получил протокол совещания на согласование и уже выслал замечание, чтобы в него внесли, что обсуждение генеральной схемы размещения рекламы проходило с участием депутатов и градозащитников. Об этом говорилось на совещании, но почему-то в итоговом протоколе это оказалось не отражено», — рассказал Максим Резник.

Своего коллегу по парламенту поддерживает Игорь Коровин, который уверен, что в нынешних условиях нельзя разбрасываться государственными деньгами. «Я тоже не понимаю, с какой стати посредники наживались на рекламном рынке. И почему сам метрополитен не мог на своей площади размещать рекламу? Здесь явно большие деньги оседали в чьем-то кармане», — предположил депутат.

Источник



comments powered by Disqus