Утилизация реновации //СМИ

Депутаты Законодательного собрания, входящие в комиссию по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам (ее членом является и выпущенный под домашний арест депутат Вячеслав Нотяг), потребовали наложить мораторий на продажу нового жилья в рамках программы реновации жилья первых массовых серий. И обратились в прокуратуру с просьбой проверить деятельность девелоперов на 159 статью УК — «мошенничество».

Революционные решения комиссии ЗакСа были озвучены на депутатских слушаниях «Реализация Адресной программы «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» 2008-2018 годы. Предварительные итоги: успех или провал?», которые прошли вчера в Мариинском дворце. Председатель комиссии депутат Сергей Никешин обозначил цель собрания — разобраться в вопросах «кто виноват?» и «что делать?». Для этого депутаты пригласили председателя комитета по строительству Сергея Морозова, который рассказал, что на настоящий момент в рамках программы построено только девять домов площадью 65 тыс. кв. м жилья, что составляет менее 1% от изначально запланированных показателей (8 млн метров жилья до 2018 года). В процессе строительства находятся еще 18 домов. А к концу истечения сроков программы будет выполнено примерно около 10% от плана. По его словам, это связано тем, что на начальном этапе программа носила чрезвычайно оптимистичный характер, не были учтены трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе ее реализации. Тем не менее, Сергей Морозов подчеркнул, что развитие застроенных территорий целесообразно продолжать. «Существует много проблем, но программу продолжать надо, нужны изменения в федеральные и региональные законы и нормативные акты. В частности, надо разрешить при реализации программы реновации принудительный выкуп имущества граждан для госнужд, а также разрешить товариществам собственников жилья большинством голосов принимать решения о расселении и сносе собственного здания», — заявил он.

С ответным словом выступил Сергей Никешин, который констатировал полный провал программы. «Из тысячи домов снесено только девять», — заявил депутат. При этом он отмел всякую ответственность депутатов за плохую реализацию программы. «Когда мы принимали закон о реновации застроенных территорий, нас убеждали, что это необходимо для проведения лишь градостроительных и социально-экономических исследований 23 кварталов на возможность реновации, — сокрушался господин Никешин. — А в итоге провели и торги, подписали договоры и начали саму реновацию». Все это, по словам парламентария, привело к социальной напряженности. Его поддержал депутат Борис Вишневский: «Не были учтены интересы и тех, кто не готов переезжать из «хрущевок», и жителей соседних домов более поздней постройки, снос которых не предусмотрен. Для них программа превращается в уплотнительную застройку».

По мнению депутатов, в программе не прописана ответственность инвестора за неисполнение своих обязательств. «Есть вероятность, что к 2018 году народ не получит ничего, а инвестора искать будем в офшоре на Кипре», — предостерег господин Вишневский. По мнению депутата Максима Резника, главная причина провала программы — в том, кому достались квартиры в построенных в рамках реновации домах. «Кому продавались квартиры? Те квартиры, которые к людям из расселенных домов в итоге не попали?» — вопрошал Резник у и. о. заместителя председателя комитета по строительству Игоря Шикалова (который заместил покинувшего к тому моменту слушания Сергея Морозова). Чиновник, в свою очередь, ответил, что власти не имеют ни возможности, ни права настолько подробно контролировать хозяйственную деятельность инвесторов.

В дальнейшем обсуждение программы реновации перешло от общего к частному. А точнее, к высказыванию претензий к работе компании «Воин-В» по кварталам в Ульянке. Именно здесь реновация вызвала наибольшее количество конфликтных ситуаций между жителями (вместе с поддерживающими их депутатами) и девелопером. Результатом этого конфликта стало задержание в апреле этого года депутата ЗакСа Вячеслава Нотяга, которого по заявлению гендиректора «Воина-В» Олега Глущенко в правоохранительные органы обвинили в получении взятки в качестве «откупных» за то, что депутат якобы отказался от «бомбардировок» надзорных органов депутатскими запросами по поводу деятельности «Воина-В». В понедельник суд выпустил депутата под домашний арест, следствие продолжается.

На слушаниях перевести всех девелоперов в статус обвиняемых предложили уже сами депутаты, которые потребовали у прокуратуры проверить, были ли в действиях компаний признаки преднамеренного неисполнения договорных обязательств по статье 159, части 4 УК РФ — «Мошенничество». Депутаты считают, что после того, как в 2018 году закончится срок действия программы, застройщики уже не смогут достроить начатые в рамках программы новые дома. Соответственно, продавая квартиры со сроком сдачи в 2019 году, строители тем самым, вводят в заблуждение дольщиков. А для того, чтобы подстраховаться на случай неисполнения инвесторами своих обязательств перед городом, депутаты предложили установить мораторий на продажу свободных квартир в домах, строящихся по программе реновации в 23 кварталах. Соответствующее обращение будет принято комиссией сегодня и направлено губернатору и в прокуратуру.

Впрочем, на вопрос, как с юридической точки зрения можно запретить продавать квартиры, депутат Никешин ответить не смог.

Эксперты говорят, что заставить исполнить пожелания депутатов юридически невозможно. «Все сделки по ДДУ регулирует 214-ФЗ, а там нет такой причины, как приостановка продаж по просьбе власти. Продажи можно приостановить, если строительство ведется без разрешения, средства расходуются нецелевым способом и так далее. Вообще от этого предвыборного популизма уже тошнить начинает», — прокомментировал действия депутатов Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры».

В «Реновации СПб» (еще одной компании, которая работает по программе редевелопмента территорий, застроенных домами первых массовых серий) «Ъ» пояснили, что задержка сроков реализации программы произошла по объективным причинам: в частности, в девяти проблемных территориях для возведения первых домов и социальных объектов до сих пор отсутствуют стартовые пятна. Еще один фактор — постоянное изменение законодательства и удорожание проектов, в том числе по вине властей. «По факту строительные работы начались в только в 2013 году, а не в 2009, как первоначально планировалось. Из-за этого сдвинулись все сроки», — заявили представители девелопера. Олег Глущенко по телефону вчера доступен не был.

Николай Волков
Источник

Под выборы петербургский парламент вспомнил, что расселить хрущевки в городе так и не удалось. Почти все фракций обрушились на чиновников Смольного во время депутатских слушаний комиссии по городскому хозяйству. Вместо новых квартир, горожане получили уплотнительную застройку, уничтожение памятников культуры, а депутаты — уголовное преследование.

Убогое развитие

Депутатские слушания «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» 2008-2018 годы. Предварительные итоги: успех или провал?» прошли в Мариинском дворце 21 июня 2016 года. Слушания были анонсированы после ареста депутата Вячеслава Нотяга и откровений гендиректора компании «Воин В» Олега Глущенко о том как у него якобы вымогали деньги «лжеградозащитники».

Расселять хрущевки придумали в 2008 году, утвердив адресную программу. Спустя шесть лет председатель комитета правительства города по строительству Сергей Морозов признал на слушаниях, что на начальном этапе планирование программы оказалось чересчур оптимистичным.

К 2016 году построено только девять домов площадью 65 тысяч квадратных метров, что составляет 1% от изначально заявленных показателей. Еще 18 домов строится. Инвесторы обязались передать городу более 15 тысяч квартир, передано 103. Девять домов снесены, что составляет 0,8% от плана (причем один дом снесен за счёт города). Предприниматели должны были построить 15 школ, 43 детсада и шесть поликлиник. Из этого не построили ничего.

Председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам единоросс Сергей Никешин в пух и прах разносил работу исполнительно власти. Депутат неоднократно напоминал, что программа кончается в мае 2018 года, как назло, в год президентских выборов, что чревато народными волнениями.

Как выяснилось, в программе не учили, как охранять объекты культурного наследия. Один из известных примеров — дома, которые компания «Воин-В» построила за парком Александрино.

— Те здания, которые построил «Воин-В», грубо нарушают вид на дачу Чернышева, — сказал Никешин.

Тот же «Воин-В», вопреки планировке, отказался строить распределительную подстанцию в квартале Ульянка 2А, напомнил депутат.

— Город самоустранился от расселения собственников, а инвесторы не торопятся расселять дома, навязывают свои условия собственникам расселяемых квартир, — говорил Никешин.

Кварталы реновации исключили из других программ развития города, поэтому застройщики не заботятся о благоустройстве территории и ремонте инфраструктуры.

— Фактически, это программа уплотнительной застройки. Город не достиг поставленных целей, — констатировал Никешин.

Чтобы управлять программой, в 2008 году создали комиссию по развитию застроенных территорий. Однако она заседала не чаще чем раз в три-пять месяцев, хотя был утвержден график заседаний раз в месяц.

— Структура комиссии вызывает вопросы. Для руководства программой назначен совещательный орган, который не имеет конкретного штата и полномочий, — перечислял Никешин.

За шесть лет, пока город пытался расселить жителей хрущевок, сменилась дюжина вице-губернаторов, которые курировали градостроительство, имущественные отношения и жилищную сферу, а также пять председатель комитета по строительству, четыре председателя комитета по управлению городским имуществом и четыре председателя комитета по градостроительству и архитектуре.

Программа сорвана

Правомерный вопрос задал обитателям Смольного беспартийный депутат Максим Резник.

— Кому же продана большая часть квартир? — спросил парламентарий.

Так замглавы управления МВД Кировского района Александр Чувашкин незаконно купил жилье у «Воина-В» в 2015 году, за что был отстранен от должности по жалобе градозащитников. Чиновники не смогли дать четкого ответа Резнику и «яблочнику» Борису Вишневскому. Он спрашивал, сколько квартир застройщики передали городу.

— Что программа сорвана, всем очевидно. Рассказы про градозащитною мафию, которая сорвала программу — ложь. Олега Глущенко (гендиректор «Воин-В» — прим. ред) просто используют как бомбу-вонючку, — горячился Резник.

Глущенко обвинил беспартийного депутата Заксобрания Вячеслава Нотяга в вымогательстве взятки. Якобы парламентарий обещал за деньги не мешать строительству в Ульянке. С 21 апреля Нотяг находится под арестом, где успел пережить инсульт. Депутат и его коллеги отрицают слова Глущенко, а предприниматель рассказывает на пресс-конференциях про лжеградозащитников.

Подводя итог слушаний народные избранники предложили следующие шаги, чтобы решить проблему реновации.

До 2018 года пересмотреть программу, чтобы понять, продолжать ее или разработать новый документ. Если программа продолжится, то по мысли депутатов, город должен стать ее третьей стороной. Саму же программу целесообразно разделить на этапы с четких объемом работ. Также парламентарии считают, что нужно запретить продавать квартиры в новых домах, пока инвесторы не выполнят обязательства перед городом. На всякий случай депутаты намерены попросить прокуратуру проверить, не мошенники ли инвесторы-застройщики.

Окончательное решение примет парламентская комиссия по городскому хозяйству на заседании 22 июня.

Источник

Проблемы исполнения адресной программы развития застроенных территорий обсудили на депутатских слушаниях.

Председатель комитета по строительству Сергей Морозов в своём докладе отметил, что с начала выполнения программы в городе построено 65 тысяч квадратных метров жилья, что составляет 1% от первоначальных планов. Отметим, что закон об адресной программе по развитию застроенных территорий был принят в 2008 году. Программой было запланировано строительство 8 млн метров жилья до 2018 года.

— Существует много проблем, но программу продолжать надо, нужны изменения в федеральные и региональные законы и нормативные акты, — заключил Сергей Морозов.

Председатель комитета также отметил, что вскоре будет принята так называемая «система светофор», согласно которой дома будут поделены на зелёный, желтый и красный секторы.

С тем, что с исполнением программы есть проблемы, согласился и депутат Сергей Никешин.

— В рамках программы предусмотрено 8,5 млн метров жилья на 450 тыс. чел, сейчас сдано 7 домов, что равно 0,73% от договора. Также налицо неэффективность использования территорий, из 1000 домов под снос снесено только девять, — сообщил Никешин.

Парламентарий предложил создать специальный департамент, ответственный за реализацию программы, отметив, что с момента её запуска сменилось уже пять председателей комитета по строительству.

Депутат также посетовал на инвесторов, которые указывают неверные сроки окончания строительства.

— В программе не прописана ответственность инвестора за неисполнение некоторых положений договора. Инвесторы не расселяют дома. Так как основной пункт договора — сроки, а не расселение граждан наказывается только штрафом. Там много офшорных компаний. Как они будут отчитываться — непонятно, — сказал Никешин.

Борис Вишневский с Никешиным согласился.

— Есть вероятность, что к 2018 году народ не получит ничего, а инвестора искать будем на Кипре, — заметил депутат.

Независимый депутат Максим Резник и вовсе назвал слушания провалом.

— Осталось два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Вот с тем, кто виноват, понятно. Но ответьте мне на вопрос: кому продавались квартиры, те квартиры из расселенных домов, которые к людям в итоге не попали? — спросил Резник у начальника отдела перспективного развития комитета по строительству Игоря Шикалова.

Чиновник на вопрос не ответил, сказав, что такой информацией не располагает. Однако ответ неожиданно нашёлся у депутата Никешина.

— Квартиры продавались чиновникам и сотрудникам полиции, которые закрывали глаза на нарушения, — заявил парламентарий.

В ответ на эту реплику представитель комитета призвал не накалять обстановку, так как «ситуация и так плачевная».

Источник



comments powered by Disqus