Максим Резник просит Смольный отменить конкурс на размещение рекламы в метрополитене

Депутат петербургского ЗакСа Максим Резник направил вице-губернаторам Игорю Албину и Александру Говорунову письма с просьбой распорядиться об отмене конкурса на размещение рекламы в метрополитене и провести новые торги в форме аукциона. Также депутат просит обнародовать обоснование стоимости лота, чтобы проверить, насколько она соответствует рыночной.

В своих обращениях Максим Резник отмечает, что «положения конкурсной документации резко ограничивают круг потенциальных участников» и создают привилегии для РА «Проспект». Депутат высказывает опасение, что из-за ограничения конкуренции начальная стоимость лота в ходе торгов не увеличится, а значит, метрополитен получит меньше доходов от аренды рекламных конструкций, чем мог бы.
Напомним, открытый конкурс на право размещения рекламы в петербургском метро ГУП «ГЦРР» объявило в конце октября. Стартовая стоимость контракта сроком на десять лет составляет 1,6 млрд рублей. Победитель конкурса получает эксклюзивное право размещать рекламу на 2661 носителе общей площадью 6603 кв. м. При этом заказчик предъявляет жесткие требования к участникам конкурса: принять участие в нем могут лишь те компании, которые имеют опыт размещения рекламы в метро на протяжении последних трех лет. Последние десять лет доступ к размещению рекламы в метро имели только четыре оператора: AFCAP, ООО «Метроном», ЗАО «Анфас» и ЗАО «Коммет». Все они передали право продавать рекламу РА «Проспект», владельцы которого аффилированы с перечисленными компаниями, с руководством метрополитена и комитетом по печати Санкт-Петербурга. Финансовая деятельность этих компаний уже становилась предметом рассмотрения городскими властями: в начале этого года Игорь Албин распорядился проанализировать состояние рекламного рынка в метрополитене и провести переоценку стоимости размещения рекламы.

«На фоне ситуации с принятием беспрецедентного для нашего города решения об увеличении стоимости проезда в метро сразу на 10 рублей, продиктованным, прежде всего, необходимостью покрывать убытки ГУПа, курс на сознательную «потерю» сотен миллионов рублей рекламных доходов выглядит пределом цинизма по отношению абсолютно ко всем петербуржцам», — заключает Максим Резник.


Полный текст письма:

Уважаемый Игорь Николаевич!

Уважаемый Александр Николаевич!

Считаю необходимым обратить ваше внимание на ситуацию вокруг проходящего конкурса на право заключения договора на пользование местами для размещения рекламы на объектах недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении Санкт-Петербургского ГУП «Петербургский метрополитен».

Я полностью разделяю выраженные УФАС по Санкт-Петербургу опасения, что положения конкурсной документации резко ограничивают круг потенциальных участников. В частности, эксперты рынка отмечают, что предъявляемые к участникам условия сформированы таким образом, что победитель практически очевиден – рекламное агентство «Проспект».

Хочу отметить, что без реальной конкуренции, как убедительно доказывает практика, ждать заключения контракта на выгодных для Санкт-Петербурга условиях не приходится. Сам факт оценки подведомственным Комитету по печати Петербурга ГУП «Городской центр размещения рекламы» 10-летнего контракта в 1,65 млрд руб. вызывает удивление.

СМИ неоднократно писали, что работающие в настоящее время операторы рекламы в ГУП «Петербургский метрополитен» (компании AFCAP, «Метроном», «Анфас» и «Коммет») не случайно делегировали свое право продавать рекламу РА «Проспект». По их информации, основные собственники «Проспекта» Дмитрий Столов и Георгий Иванов аффилированы как с операторами, так и с руководством метрополитена. РА «Проспект» выполняет функцию единого центра продаж рекламы в ГУП «Петербургский метрополитен», ежегодный оборот компании от этой деятельности превышает 1,5 млрд руб., а чистая прибыль составляет порядка 500 млн руб.

В 2015 году операторы перечислили ГУП «Петербургский метрополитен» всего около 350 млн руб. за право продавать рекламу, что послужило поводом к комплексному пересмотру отношений с ними. По Вашему поручению Комитет по печати должен был провести переоценку стоимости рекламы в метрополитене и на ее основе сформировать стоимость лота. Результат мы можем наблюдать. Если стоимость лота не возрастет, то ежегодно Петербург будет получать всего 165 млн руб. в качестве дохода от рекламы в вестибюлях и на станциях метрополитена. Можно предположить (хотя соответствующими данными я не располагаю), что еще столько же город сможет получить от операторов в качестве платы за право размещать рекламу в вагонах поездов метро. Итого выручаемые городом средства от продажи рекламы в метрополитене составят не более 330 млн руб., что меньше той суммы, которую операторы выплачивают в настоящее время. Разве такой экономический эффект предусматривало распоряжение пересмотреть невыгодную для Петербурга систему продаж рекламы в метрополитене?

В одном из интервью СМИ Председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев оптимистично заявил, что начальная стоимость лота, по его ожиданиям, может увеличиться на 30-50%. Однако выбранная форма проведения торгов – открытый конкурс — не предполагает живой конкуренции участников, какая возможна только в рамках аукциона. Одновременно внесенные в конкурсную документацию ограничения, способствующие максимальному сужению круга потенциальных претендентов, также не способствуют увеличению цены лота. Какой смысл, например, «Проспекту» платить значительно больше, если для его победы уже приложены все возможные усилия?

Ни для меня, ни для УФАС Петербурга конкурсы Комитета по печати, где гарантированный победитель известен заранее, ноу-хау не являются. Достаточно вспомнить широко известную историю с конкурсами на предоставление субсидий ОАО «Петроцентр» и ОАО «ГАТР». В реформировании рекламной деятельности ГУП «Петербургский метрополитен» отчетливо просматривается желание не более чем пролонгировать существующую многие годы ситуацию, когда строго определенные лица обогащаются за счет недополученной выгоды городской казны.

Позволю себе напомнить, что все ныне действующие операторы рекламы в метрополитене выбирались на конкурсной основе, которая была введена Смольным после предъявления претензий Контрольно-счетной палатой в 2005 г., выявившей вопиющие факты реализации рекламы в метро по заниженным в несколько раз по сравнению с рыночными ценам. Как установила тогда КСП, метрополитен передавал права на реализацию рекламы ряду фирм, которые затем перепродавали их другим компаниям, причем по ценам, гораздо более высоким, чем было установлено метрополитеном. В результате дотационный ГУП «Петербургский метрополитен» недополучил десятки миллионов рублей доходов, которые пришлось компенсировать за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Примечательно, что скандал закончился уходом из ГУП «Петербургский метрополитен» Георгия Иванова (ныне совладелец РА «Проспект»), руководившего направлением рекламы.

Однако благодаря условиям проведения конкурсов по отбору операторов рекламы, никаких принципиальных изменений в 2006-2016 гг. не произошло. Все продажи контролируются аффилированными с руководством метрополитена и операторами лицами, а город продолжает получать лишь малую долю реальных доходов.

В результате итог текущего реформирования рискует обернуться очередной модернизацией существующей многие годы системы, которая позволит «единому центру продаж» еще 10 лет кряду кормиться за счет недополученных ГУП «Петербургский метрополитен» доходов. На фоне ситуации с принятием беспрецедентного для нашего города решения об увеличении стоимости проезда в метро сразу на 10 рублей, продиктованным, прежде всего, необходимостью покрывать убытки ГУПа, курс на сознательную «потерю» сотен миллионов рублей рекламных доходов выглядит пределом цинизма по отношению абсолютно ко всем петербуржцам.

На основе вышеизложенного прошу:
1. Распорядиться об отмене текущего конкурса, чтобы позже провести торги в форме аукциона, допуск к участию в котором смогут получить все желающие.
2. Запросить у Комитета по печати и взаимодействию со СМИ обоснование стоимости лота. Настоятельно прошу обнародовать данное обоснование, чтобы развеять сомнения в соответствии заявленной чиновниками стоимости рыночной.



comments powered by Disqus