Максим Резник: Поклонской нужно не запросы писать, а книжки читать //СМИ

Сегодня в российском общественном пространстве произошло знаковое событие — Русская православная церковь публично открестилась от заявлений ряда «православных организаций» в адрес автора фильма «Матильда», режиссера Алексея Учителя. Одернули разбушевавшихся активистов и из Кремля.

«Организации, делающие такие заявления, не имеют никакого отношения к позиции РПЦ. И они не вправе выступать от лица православной общественности. Мы не оспариваем право создателей фильма обратиться к закону в связи со звучащими в их адрес угрозами», — заявил зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Ранее свое отношение к «православнутым» гражданам обозначил Кремль. «Действия анонимных экстремистов из организации “Христианское государство — Святая Русь”, чьим нападкам подвергся автор “Матильды”, недопустимы», — сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Напомним, экс-прокурор Крыма, зампред комитета Госдумы по безопасности Наталья Поклонская дважды просила Генпрокуратуру «проверить “Матильду” на правомерность действий автора фильма и того, как в картине представлен император Николай II». Больше всего Поклонскую волновали сценарий и финансирование картины. В ответ режиссер Учитель направил две жалобы на Поклонскую и «Христианское государство — Святая Русь» Генпрокурору Юрию Чайке. Он просил «оградить коллектив фильма от дальнейших угроз и публичных клеветнических измышлений Поклонской». О том, почему изменилась риторика Церкви и власти в отношении православных активистов, размышляет эксперт ОК-информ, депутат ЗС Петербурга Максим Резник.
Максим Резник, депутат Законодательного Собрания Петербурга:

— Мне кажется, это движение в правильном направлении. Потому что в отношении Поклонской и компании можно сказать только одно: «Заставь дурака (или дуру) Богу молиться, он и лоб разобьет». Вот эта русская народная мудрость — просто про них. На мой взгляд, если учесть публично демонстрируемый Натальей Поклонской уровень образованности, то ей надо не запросы в Генпрокуратуру писать, а элементарные книжки читать.

Почему этих православных активистов не одернули раньше? Мне кажется, что у каждого — свой порог восприимчивости, свой порог брезгливости, что ли. Может быть, позиция изменилась потому, что выступать против безобразного поведения этих активистов стали даже те деятели культуры, которые раньше никогда не были замечены в антиправительственных настроениях или склонности к публичным дискуссиям. Просто стало видно невооруженным глазом — эти активисты откровенно мешают творческим людям работать, снимать кино.

Я уверен: всю эту «залдостановщину», всех этих ура-патриотов и «православнутых» власть в свое время «выпустила из бутылки» совершенно осознанно. Мне это напоминает историю взаимоотношений Шарикова и Швондера. Помните, в «Собачьем сердце» профессор Преображенский говорит: «Вот этот вот Швондер и есть — самый главный дурак! Сейчас он натравливает Шарикова на меня, не понимая, что если кто-то, в свою очередь, направит Шарикова против самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки».

Думаю, что на определенном этапе власть, недовольная тем, что интеллигенция вдруг начала страдать «болотными настроениями», выпустила в публичное пространство всех этих упырей и вурдалаков, всю эту «залдостановщину». Но выпустить этого джинна из бутылки легко, а вот загнать его обратно — гораздо сложнее! Если вообще возможно. Весь ужас в том, что «милоновщина» в нашем общественном поле живет уже отдельно даже от самого Виталия Милонова, нравится ему это или нет.

Удастся ли власти загнать этого джинна обратно? Тут прогнозировать что-либо крайне трудно, но, на мой взгляд, это просто необходимо сделать. Государство должно помнить, что оно — светское. И уже поэтому оно не должно допускать доминирования одной, даже близкой ему идеологии над всеми остальными. Беда еще и в том, что под лозунгами «возвращения к истокам» идет возвращение нашего общества к дикости и варварству — с погромами выставок, бутылками с мочой, всеми этими «я эту книжку не читал, но считаю ее вредной» и т. д. Если это — истоки, то мне такие истоки не нужны. Надеюсь, что они не нужны и всем здравомыслящим людям в нашей стране.

Источник



comments powered by Disqus